Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Кризис - как шанс увеличить долю рынка, оборот...

Смотрите в каталоге
Кризис - как шанс увеличить долю рынка, оборот...

Рассказывает Максим Логвинов, генеральный директор АН «Красная горка»

Для одних представителей бизнеса кризис - это испытание на пределе возможностей, полоса препятствий «крапового берета», которую можно преодолеть, только приложив неимоверные усилия. Для других - шанс, возможность резко увеличить долю рынка, оборот, потеснить конкурентов, вырасти до тех масштабов, о которых в «спокойные» и «тучные» времена, когда нефть стоила более $100 за баррель, нельзя было и мечтать.

Отсюда и модель поведения: первые жалуются то на Саудовскую Аравию, якобы она вступила в сговор с США с целью обрушить цены на нефть, которые затем потянули за собой вниз и рубль; то на действия российского Центробанка, который ведет себя как «слон в посудной лавке», резко повышая ставку до запредельного уровня и фактически лишая бизнес возможности пользоваться заемным финансированием.

Как правило, тех кто жалуется, большинство, согласно статистическим исследованиям, их более 60%, и лишь менее 40% рассматривают время финансового шторма, как момент, когда «открывается окно» возможностей. Причем тех, кто решает рискнуть и попытаться воспользоваться выпавшим шансом, оказывается еще меньше - их доля не превышает 10-15%.

Одним из ярких примеров того, что кризис может дать шанс кардинальным образом изменить расклад сил на рынке и даже потеснить признанных лидеров, является опыт сети «Магнит». В прошлый «финансовый шторм» 2008-2009 годов сети удалось значительно увеличить количество магазинов. В кризисный 2008 год компания вошла с 2197 магазинами, а по итогам 2009 года у нее было уже 2763 магазина. То есть было открыто 566 магазинов, общий размер сети увеличился более чем на 20%.

И не стоит забывать, что все это происходило в период кризиса, сильнейшего с 1998 года. В то же время основные конкуренты – «Пятерочка» и «Дикси» открыли за два года (2008-2009) «лишь» 363 (без учета покупки магазинов других сетей) и 155 (с учетом закрытых) соответственно у «Дикси». Основателю сети «Магнит» Сергею Галицкому не привыкать работать в кризис, более того, он занялся этим бизнесом именно в «дефолтном» 1998 году. Начиная со сравнительно небольших городов в своем родном Краснодарском крае, он превратил этот бизнес в самую крупную сеть и, как говорят эксперты, в одну из самых эффективных.

Примечательно, что нынешний кризис «Магнит» также планирует использовать для нового «рывка». В начале осени прошлого года, после встречи с менеджментом «Магнита» аналитики инвестбанков сообщили, что в 2015 году «Магнит» намерен открыть 1700 новых магазинов разных форматов, за 2014 год, который был также весьма непростым для российского бизнеса, сеть приросла 1618 магазинами. Но самое показательное - финансовые результаты: у «Магнита» прирост выручки за 2014 год составляет 31,6%, на втором X5 Retail Group +18,6%, на третьем - Auchan +17,6%. При этом инвестиционная оценка (EV/EBIDA) у «Магнита» как минимум в два раза лучше, чем у любого из ближайших конкурентов в России.

А ведь если вспомнить, что бизнес начинался в период дефолта 1998 года, наверняка даже Сергей Галицкий даже в самых смелых мечтах не мог себе представить подобное. Бизнес начатый вопреки кризису и кратному обвалу курса рубля, сломавший стереотипы о том, что сетевым магазинам нужно в первую очередь выходить в города-миллионники, сможет превратиться в крупнейшую и одну из самых эффективных компаний отрасли.

Причем каждый последующий кризис, и 2008-2009 годов, и нынешний, основатель «Магнита» использует для того, чтобы упрочить свои позиции на рынке, совершив очередной рывок, который конкурентам в существующих условиях кажется невозможным.

Не стоит забывать, что кризис с одной стороны, требует затянуть пояса потуже, провести оптимизацию и отказаться от некоторых расходов. Но с другой стороны, из-за снижения бизнес-активности, намного более доступными (дешевыми) становятся торговые площади. Не говоря уже о том, что арендодатели становятся более «сговорчивыми», соглашаются «отвязать» стоимость договора от курсов валют, а также предоставить значительные каникулы. Освобождаются самые лучшие места, «перекупить» которые в период, когда у конкурентов было все хорошо, нельзя было и мечтать. Поэтому для кого-то кризис - это время сворачивать бизнес, а кто-то рассматривает его как момент для совершения решающего броска. 

Компании и сервисы: Пятерочка, Ашан, Магнит, Дикси
Автор: AlexK

Подписаться на новости

Читайте также

29 октября / Комментарии

Обсуждение с экспертами сентябрьских новостей офлайн-ритейла

Наши эксперты:Вячеслав Коган, директор по развитию бизнеса направления e-commerce ГК «КОРУС Консалтинг»;Александр Яковлев, руководитель Retail-практики компании digital-консалтинга AIC;Екатерина Крайванова, сооcнователь сервиса аренды вещей Next2U;Илья Харченко, редактор чешско-российской компании The MASCC;Михаил Егоркин, сооснователь компании Review3;Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner;Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК;Артём Хомышин, руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic;Представитель компании "РТ-Инвест" МегаФон открыл самый большой магазин в телеком-рознице Вячеслав Коган, директор по развитию бизнеса направления e-commerce ГК «КОРУС Консалтинг» «В последнее время ритейлеры и банки активно экспериментируют с форматами: «МТС», «Связной» (Flex), «Альфа-Банк», «Сбер» развивают флагманские салоны (Experience Store в терминологии «Мегафон»), а «М.

далее →

22 октября / Комментарии

Анализ рынка спортивных товаров

Средний чек в июле-сентябре 2020 года в спортивных магазинах составляет 4500 рублей. Средний чек вырос на 6%, продажи выросли на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

далее →

19 октября / Комментарии

Умный калькулятор: как smart-подход к промо-кампаниям экономит миллионы

Производство товаров массового потребления нуждается в высокоточной аналитике спроса и точечном прогнозировании продаж на базе умных инструментов работы с данными. Переход к этим методикам с традиционных моделей анализа и планирования существенно повышает предсказуемость продаж, оптимизирует управление маржой и выручкой. Рассказываем, как это работает на примере управления промо-активностями. 

далее →

24 августа / Комментарии

Как питаются россияне: исследование СберМаркета и СберЗдоровье

Аналитики федерального сервиса онлайн-доставки продуктов на дом СберМаркет и диетолог медицинской платформы СберЗдоровье изучили продуктовые корзины россиян. В выборку вошли продукты, которые должны присутствовать в здоровом рационе: свежее мясо, рыба, молоко и кисломолочные продукты, овощи, фрукты, крупы, хлеб и орехи.

далее →

19 августа / Комментарии

Обсуждение с экспертами июльских новостей офлайн-ритейла

Наши эксперты: Дмитрий Дорошенко, SaveTime; Павел Костин, Exponea; Анастасия Мельникова, РЭУ им. Плеханова; Екатерина Донцова (Солягина), кэшбэк-сервис Backit и партнерская сеть ePN Affiliate; Анна Кирина, ФУД ЭКСПЕРТ; Евгений Смирнов, Navicon; Елена Жабинская, Teleperformance Russia Group…

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook