Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Кризис - как шанс увеличить долю рынка, оборот...

Смотрите в каталоге
Продукты питания
Кризис - как шанс увеличить долю рынка, оборот...

Рассказывает Максим Логвинов, генеральный директор АН «Красная горка»

Для одних представителей бизнеса кризис - это испытание на пределе возможностей, полоса препятствий «крапового берета», которую можно преодолеть, только приложив неимоверные усилия. Для других - шанс, возможность резко увеличить долю рынка, оборот, потеснить конкурентов, вырасти до тех масштабов, о которых в «спокойные» и «тучные» времена, когда нефть стоила более $100 за баррель, нельзя было и мечтать.

Отсюда и модель поведения: первые жалуются то на Саудовскую Аравию, якобы она вступила в сговор с США с целью обрушить цены на нефть, которые затем потянули за собой вниз и рубль; то на действия российского Центробанка, который ведет себя как «слон в посудной лавке», резко повышая ставку до запредельного уровня и фактически лишая бизнес возможности пользоваться заемным финансированием.

Как правило, тех кто жалуется, большинство, согласно статистическим исследованиям, их более 60%, и лишь менее 40% рассматривают время финансового шторма, как момент, когда «открывается окно» возможностей. Причем тех, кто решает рискнуть и попытаться воспользоваться выпавшим шансом, оказывается еще меньше - их доля не превышает 10-15%.

Одним из ярких примеров того, что кризис может дать шанс кардинальным образом изменить расклад сил на рынке и даже потеснить признанных лидеров, является опыт сети «Магнит». В прошлый «финансовый шторм» 2008-2009 годов сети удалось значительно увеличить количество магазинов. В кризисный 2008 год компания вошла с 2197 магазинами, а по итогам 2009 года у нее было уже 2763 магазина. То есть было открыто 566 магазинов, общий размер сети увеличился более чем на 20%.

И не стоит забывать, что все это происходило в период кризиса, сильнейшего с 1998 года. В то же время основные конкуренты – «Пятерочка» и «Дикси» открыли за два года (2008-2009) «лишь» 363 (без учета покупки магазинов других сетей) и 155 (с учетом закрытых) соответственно у «Дикси». Основателю сети «Магнит» Сергею Галицкому не привыкать работать в кризис, более того, он занялся этим бизнесом именно в «дефолтном» 1998 году. Начиная со сравнительно небольших городов в своем родном Краснодарском крае, он превратил этот бизнес в самую крупную сеть и, как говорят эксперты, в одну из самых эффективных.

Примечательно, что нынешний кризис «Магнит» также планирует использовать для нового «рывка». В начале осени прошлого года, после встречи с менеджментом «Магнита» аналитики инвестбанков сообщили, что в 2015 году «Магнит» намерен открыть 1700 новых магазинов разных форматов, за 2014 год, который был также весьма непростым для российского бизнеса, сеть приросла 1618 магазинами. Но самое показательное - финансовые результаты: у «Магнита» прирост выручки за 2014 год составляет 31,6%, на втором X5 Retail Group +18,6%, на третьем - Auchan +17,6%. При этом инвестиционная оценка (EV/EBIDA) у «Магнита» как минимум в два раза лучше, чем у любого из ближайших конкурентов в России.

А ведь если вспомнить, что бизнес начинался в период дефолта 1998 года, наверняка даже Сергей Галицкий даже в самых смелых мечтах не мог себе представить подобное. Бизнес начатый вопреки кризису и кратному обвалу курса рубля, сломавший стереотипы о том, что сетевым магазинам нужно в первую очередь выходить в города-миллионники, сможет превратиться в крупнейшую и одну из самых эффективных компаний отрасли.

Причем каждый последующий кризис, и 2008-2009 годов, и нынешний, основатель «Магнита» использует для того, чтобы упрочить свои позиции на рынке, совершив очередной рывок, который конкурентам в существующих условиях кажется невозможным.

Не стоит забывать, что кризис с одной стороны, требует затянуть пояса потуже, провести оптимизацию и отказаться от некоторых расходов. Но с другой стороны, из-за снижения бизнес-активности, намного более доступными (дешевыми) становятся торговые площади. Не говоря уже о том, что арендодатели становятся более «сговорчивыми», соглашаются «отвязать» стоимость договора от курсов валют, а также предоставить значительные каникулы. Освобождаются самые лучшие места, «перекупить» которые в период, когда у конкурентов было все хорошо, нельзя было и мечтать. Поэтому для кого-то кризис - это время сворачивать бизнес, а кто-то рассматривает его как момент для совершения решающего броска. 

Компании и сервисы: Дикси, Магнит, Пятерочка, Ашан
Автор: AlexK

Подписаться на новости

Читайте также

31 марта / Комментарии

Обсуждение с экспертами новостей офлайн-ритейла

В этой статье мы обсудим последние новости и актуальные темы торговли и торговых отношений прошедшего месяца. Наши эксперты: Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega, Анна Ставнийчук, руководитель департамента развития бизнеса Teleperformance Russia Group, Иван Глушаков, руководитель отдела Customer Success направления Supply Chain Design ГК «КОРУС Консалтинг» и другие..

далее →

26 февраля / Комментарии

Обсуждение с экспертами январских новостей офлайн-ритейла

В этой статье мы обсудим последние новости и актуальные темы торговли и торговых отношений прошедшего месяца. Наши эксперты: Елена Суховей, Price.ru, Страховка.ру; Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner; Олег Протопопов, руководитель Департамента развития Сабвэй Россия и другие.

далее →

9 февраля / Комментарии

День Святого Валентина: обзор и сравнение акций

Ритейлеры и бренды ежегодно не упускают возможность увеличить свою прибыль ко дню Святого Валентина. Чтобы привлечь побольше потенциальных покупателей, бренды устраивают различные активности и акции. Давайте сравним активности прошлых лет и нынешние.

далее →

2 февраля / Комментарии

Отчет Accenture «Бизнес, ориентированный на опыт»: влияние клиентского опыта на рост бизнеса

Данные нового отчета Accenture «Бизнес, ориентированный на опыт» показывают, что подавляющее большинство топ-менеджеров компаний (77%) кардинально изменят взаимодействие с клиентами, сотрудниками и обществом, чтобы стимулировать рост бизнеса. В ходе исследования аналитики Accenture опросили более 1550 руководителей в 21 стране и 22 отраслях промышленности, чтобы понять, какую роль играет клиентский опыт в обеспечении долгосрочного роста бизнеса.

далее →

29 января / Комментарии

Обсуждение с экспертами декабрьских новостей офлайн-ритейла

В этой статье мы обсудим последние новости и актуальные темы торговли и торговых отношений прошедшего месяца. Наши эксперты: Виктор Заяц, сооснователь Smartketing; Элла Гимельберг, ООО "Прагматик"; Анна Шерстнева, руководитель практики Future Tech коммуникационного агентства PR Parther и другие.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook