Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Малый и средний бизнес в кризис: подсчитываем потери

Коротко о результатах опроса, которое провела тендерная площадка Workspace среди предпринимателей в конце весны 2020.

В исследовании учитывались отрасли, в которых заняты респонденты, регионы их расположения, размер (микро-, малый и средний бизнес), направление (b2b / b2c) и ряд других аспектов. Организаторы исследования получили пусть не масштабную, но достаточную выборку, чтобы сделать определенные выводы.

Что изменилось в жизни предпринимателей весной 2020 года? Повлиял ли экономический кризис, самоизоляция и всеобщий карантин на продвижение бизнеса онлайн? Как изменились бизнес-показатели и какие шаги предпринимают компании в условиях новых реалий?

Коротко о ключевых результатах опроса

54% опрошенных указали, что количество клиентов снизилось. Интересно, что среди них почти не оказалось представителей сфер торговли продуктами питания и IT: эти товары в период самоизоляции стали чаще покупать онлайн.

Для сравнения предпринимателей попросили указать, изменилась ли сумма среднего чека в апреле 2020 года по отношению к апрелю 2019 года. 70% опрошенных признались, что сумма среднего чека снизилась. У 42% из них средний чек снизился незначительно — не более чем на 20%, а вот представителям beauty-сферы и индустрии развлечений не повезло: у многих чек упал на 80% и более.

У 21% опрошенных ситуация прямо противоположная. В частности, о повышении среднего чека заявили респонденты из сектора IT-услуг. Некоторым из них удалось повысить средний чек даже свыше, чем на 60%.

Выручка за апрель по сравнению с аналогичным периодом 2019 года упала у 77%, причем у трети более чем на 60%. А у многих представителей индустрии развлечений и красоты она и вовсе была равна нулю. IT-компании вновь оказались на коне: их выручка за апрель только возросла.

Но даже в таких условиях предприниматели не готовы отказаться от онлайн-продвижения. Из всех digital-услуг они чаще всего прибегают к контекстной рекламе (58% респондентов), SMM-продвижению (43%) и SEO-продвижению (36%).

Какие советы можно дать предпринимателям?

  1. Не бойтесь работать онлайн и не теряйте приобретенные этой весной соответствующие скилы.
  2. Снижайте расходы, эффективность которых сложно подсчитать.
  3. Если вы вынуждены снижать расходы, без соответствующих предпосылок не занимайтесь форматами продвижения с отложенным эффектом (например, PR и контент-маркетинг).
  4. Делайте акцент на расходах, связанных непосредственно с продажами.
  5. Максимально автоматизируйте все бизнес-процессы. Даже если из-за отмены большей части ограничений это кажется менее актуальным, чем весной.
  6. Не стесняйтесь просить скидки у подрядчиков. Digital — это низкомаржинальный бизнес, однако сейчас индивидуально их готовы предоставлять около 60% агентств.
  7. Если не получается договориться с подрядчиками о скидке, попробуйте выбить другие спецусловия, например, бонусные работы или рассрочки. Сейчас подрядчики предоставляют их охотнее, чем ранее.
  8. Присмотритесь, наконец, к тендерам, чтобы снизить бюджеты.
  9. Создавайте коллаборации с партнерами и, возможно, даже конкурентами (кризис — время объединяться, а не враждовать).
  10. Не отчаивайтесь! Даже если вы представляете отрасль из списка наиболее пострадавших от кризиса. Помните, что многие уже отчаялись и свернули свой бизнес, то есть сейчас есть хорошие шансы занять бОльшую часть рынка, чем ранее.

И, пожалуй, главный совет: играйте вдолгую. Многие экономисты предрекают, что возвращение к предыдущему состоянию российской экономики займет более двух лет. Так что готовьтесь к марафону, а не спринту.

Автор: Анна

Подписаться на новости

Читайте также

Обсуждение с экспертами майских новостей офлайн-ритейла

Наши эксперты: Анар Дамиров, заместитель генерального директора компании «Ориентир»; Владислав Сарнацкий, IT-директор компании ПЭК; Кирилл Миняев, совладелец Казанской фабрики хлеба; Екатерина Донцова, операционный директор кэшбэк-сервиса Backit…

далее →

Кобрендовые карты ритейлеров и банков: история, факты, преимущества и кейсы

Эксперты приложения «Кошелёк» (сервис бесконтактной оплаты Кошелёк Pay) рассказывают, как кобрендовые карты помогают покупателям экономить, а банкам и ритейлерам — зарабатывать, и почему одно не противоречит другому.

далее →

Как изменились потребительские привычки россиян в период социального дистанцирования

Criteo – глобальная технологическая компания, которая способствует успеху маркетологов по всему миру, предоставляя надежные и эффективные решения для рекламы – провела глобальное социально-экономическое исследование на тему «Влияние пандемии коронавируса на потребительское поведение в мире».

далее →

10 трендов российского ритейла в период пандемии COVID-19

Полномасштабная картина происходящего как в российском, так и международном ритейле, глазами экспертов и участников отрасли. Подробно разбираем, как пандемия COVID-19 повлияла на отечественный ритейл, для каких трендов стала катализатором и каких изменений ждать в ближайшем будущем.

далее →

Анализ рынка российского экспорта: 200 российских товаров, спрос на которые растет за рубежом

Российские аналитики выявили 200 российских товаров, спрос на которые растет за рубежом даже во время пандемии и экономического кризиса.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook