Малый и средний бизнес в кризис: подсчитываем потери
Коротко о результатах опроса, которое провела тендерная площадка Workspace среди предпринимателей в конце весны 2020.
В исследовании учитывались отрасли, в которых заняты респонденты, регионы их расположения, размер (микро-, малый и средний бизнес), направление (b2b / b2c) и ряд других аспектов. Организаторы исследования получили пусть не масштабную, но достаточную выборку, чтобы сделать определенные выводы.
Что изменилось в жизни предпринимателей весной 2020 года? Повлиял ли экономический кризис, самоизоляция и всеобщий карантин на продвижение бизнеса онлайн? Как изменились бизнес-показатели и какие шаги предпринимают компании в условиях новых реалий?
Коротко о ключевых результатах опроса
54% опрошенных указали, что количество клиентов снизилось. Интересно, что среди них почти не оказалось представителей сфер торговли продуктами питания и IT: эти товары в период самоизоляции стали чаще покупать онлайн.
Для сравнения предпринимателей попросили указать, изменилась ли сумма среднего чека в апреле 2020 года по отношению к апрелю 2019 года. 70% опрошенных признались, что сумма среднего чека снизилась. У 42% из них средний чек снизился незначительно — не более чем на 20%, а вот представителям beauty-сферы и индустрии развлечений не повезло: у многих чек упал на 80% и более.
У 21% опрошенных ситуация прямо противоположная. В частности, о повышении среднего чека заявили респонденты из сектора IT-услуг. Некоторым из них удалось повысить средний чек даже свыше, чем на 60%.
Выручка за апрель по сравнению с аналогичным периодом 2019 года упала у 77%, причем у трети более чем на 60%. А у многих представителей индустрии развлечений и красоты она и вовсе была равна нулю. IT-компании вновь оказались на коне: их выручка за апрель только возросла.
Но даже в таких условиях предприниматели не готовы отказаться от онлайн-продвижения. Из всех digital-услуг они чаще всего прибегают к контекстной рекламе (58% респондентов), SMM-продвижению (43%) и SEO-продвижению (36%).
Какие советы можно дать предпринимателям?
- Не бойтесь работать онлайн и не теряйте приобретенные этой весной соответствующие скилы.
- Снижайте расходы, эффективность которых сложно подсчитать.
- Если вы вынуждены снижать расходы, без соответствующих предпосылок не занимайтесь форматами продвижения с отложенным эффектом (например, PR и контент-маркетинг).
- Делайте акцент на расходах, связанных непосредственно с продажами.
- Максимально автоматизируйте все бизнес-процессы. Даже если из-за отмены большей части ограничений это кажется менее актуальным, чем весной.
- Не стесняйтесь просить скидки у подрядчиков. Digital — это низкомаржинальный бизнес, однако сейчас индивидуально их готовы предоставлять около 60% агентств.
- Если не получается договориться с подрядчиками о скидке, попробуйте выбить другие спецусловия, например, бонусные работы или рассрочки. Сейчас подрядчики предоставляют их охотнее, чем ранее.
- Присмотритесь, наконец, к тендерам, чтобы снизить бюджеты.
- Создавайте коллаборации с партнерами и, возможно, даже конкурентами (кризис — время объединяться, а не враждовать).
- Не отчаивайтесь! Даже если вы представляете отрасль из списка наиболее пострадавших от кризиса. Помните, что многие уже отчаялись и свернули свой бизнес, то есть сейчас есть хорошие шансы занять бОльшую часть рынка, чем ранее.
И, пожалуй, главный совет: играйте вдолгую. Многие экономисты предрекают, что возвращение к предыдущему состоянию российской экономики займет более двух лет. Так что готовьтесь к марафону, а не спринту.