Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Малый и средний бизнес в кризис: подсчитываем потери

Коротко о результатах опроса, которое провела тендерная площадка Workspace среди предпринимателей в конце весны 2020.

В исследовании учитывались отрасли, в которых заняты респонденты, регионы их расположения, размер (микро-, малый и средний бизнес), направление (b2b / b2c) и ряд других аспектов. Организаторы исследования получили пусть не масштабную, но достаточную выборку, чтобы сделать определенные выводы.

Что изменилось в жизни предпринимателей весной 2020 года? Повлиял ли экономический кризис, самоизоляция и всеобщий карантин на продвижение бизнеса онлайн? Как изменились бизнес-показатели и какие шаги предпринимают компании в условиях новых реалий?

Коротко о ключевых результатах опроса

54% опрошенных указали, что количество клиентов снизилось. Интересно, что среди них почти не оказалось представителей сфер торговли продуктами питания и IT: эти товары в период самоизоляции стали чаще покупать онлайн.

Для сравнения предпринимателей попросили указать, изменилась ли сумма среднего чека в апреле 2020 года по отношению к апрелю 2019 года. 70% опрошенных признались, что сумма среднего чека снизилась. У 42% из них средний чек снизился незначительно — не более чем на 20%, а вот представителям beauty-сферы и индустрии развлечений не повезло: у многих чек упал на 80% и более.

У 21% опрошенных ситуация прямо противоположная. В частности, о повышении среднего чека заявили респонденты из сектора IT-услуг. Некоторым из них удалось повысить средний чек даже свыше, чем на 60%.

Выручка за апрель по сравнению с аналогичным периодом 2019 года упала у 77%, причем у трети более чем на 60%. А у многих представителей индустрии развлечений и красоты она и вовсе была равна нулю. IT-компании вновь оказались на коне: их выручка за апрель только возросла.

Но даже в таких условиях предприниматели не готовы отказаться от онлайн-продвижения. Из всех digital-услуг они чаще всего прибегают к контекстной рекламе (58% респондентов), SMM-продвижению (43%) и SEO-продвижению (36%).

Какие советы можно дать предпринимателям?

  1. Не бойтесь работать онлайн и не теряйте приобретенные этой весной соответствующие скилы.
  2. Снижайте расходы, эффективность которых сложно подсчитать.
  3. Если вы вынуждены снижать расходы, без соответствующих предпосылок не занимайтесь форматами продвижения с отложенным эффектом (например, PR и контент-маркетинг).
  4. Делайте акцент на расходах, связанных непосредственно с продажами.
  5. Максимально автоматизируйте все бизнес-процессы. Даже если из-за отмены большей части ограничений это кажется менее актуальным, чем весной.
  6. Не стесняйтесь просить скидки у подрядчиков. Digital — это низкомаржинальный бизнес, однако сейчас индивидуально их готовы предоставлять около 60% агентств.
  7. Если не получается договориться с подрядчиками о скидке, попробуйте выбить другие спецусловия, например, бонусные работы или рассрочки. Сейчас подрядчики предоставляют их охотнее, чем ранее.
  8. Присмотритесь, наконец, к тендерам, чтобы снизить бюджеты.
  9. Создавайте коллаборации с партнерами и, возможно, даже конкурентами (кризис — время объединяться, а не враждовать).
  10. Не отчаивайтесь! Даже если вы представляете отрасль из списка наиболее пострадавших от кризиса. Помните, что многие уже отчаялись и свернули свой бизнес, то есть сейчас есть хорошие шансы занять бОльшую часть рынка, чем ранее.

И, пожалуй, главный совет: играйте вдолгую. Многие экономисты предрекают, что возвращение к предыдущему состоянию российской экономики займет более двух лет. Так что готовьтесь к марафону, а не спринту.

Читайте также

23 мая 2022 / Комментарии

Вы делаете это неправильно: как сдать склад в субаренду

Тема субаренды в сегменте складской недвижимости сейчас одна из самых обсуждаемых. Инструмент, которым еще пару месяцев назад пользовались единицы, стал главным альтернативным источником предложения качественных площадей для потенциальных арендаторов. Эксперт Radius Group, девелопера индустриального парка «Южные Врата», рассказывает, как впустить на свои площади субарендаторов учитывая интересы всех сторон.

далее →

16 мая 2022 / Комментарии

Состояние рынка FMCG в России: аналитика и тенденции

Стремление потребителей к экономии напрямую отражается на FMCG-рынке: по результатам исследования, проведенного NielsenIQ в I квартале 2022 года, сразу 30% респондентов отметили, что стали приобретать меньше товаров повседневного спроса за последние три месяца.

далее →

12 мая 2022 / Комментарии

Рынок программ лояльности: исследование спроса и рейтинг программ

ИАА TelecomDaily выяснило, что россияне активно участвуют в программах лояльности: об этом заявили 78% опрошенных. В среднем на одно домохозяйство приходится 16 программ лояльности — как бесплатных, так и платных. При этом большинство (59%) пользуются и платными программами лояльности (подписки, расширенные тарифы телеком-операторов, программы привилегий и пр.)

далее →

10 апреля 2022 / Комментарии

Какие склады нужны ритейлу в 2022

В 2020-2021 главным драйвером рынка складской недвижимости был e-commerce, по данным консалтинговых компаний на него пришлось 937 тыс. м² — это 35% от общего объема сделок, а ТОПовым форматом склада был фулфилмент. Как отмечают эксперты Radius Group, высокий спрос на складские площади наблюдался также со стороны представителей розничной торговли — 22% от всех заключенных сделок. Третье место — у транспортных и логистических компаний.

далее →

27 января 2022 / Комментарии

5 ошибок при светодизайне витрин в торговой галерее

Светодизайн – один из ключевых факторов в оформлении витрин. Особенно, когда речь идет о галерее в торговом центре. Ведь здесь магазинам приходится ориентироваться не только на собственный корпоративный стиль, но и на общую концепцию ТЦ и окружающих арендаторов. Архитекторы группы компаний UNK назвали ТОП-5 ошибок, которые совершают арендаторы ТРЦ при световом оформлении витрин.

далее →