Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Нюансы внедрения системы Tax Free в России

Госдума одобрила законопроект о введении на территории РФ системы tax free, которая предусматривает возврат иностранным гражданам налог на добавленную стоимость. Налог в размере 18% будет возвращаться при приобретении товаров в России при соблюдении определенных условий. Механизм возврата части стоимости товара заработает с 1 января 2018 года. Действие законопроекта распространяется на покупки, цена которых превышает 10 тысяч рублей. Об изменениях и перспективах внедрения новой системы в России рассказал Давид Капианидзе, руководитель налоговой практики BMS Law Firm.

Такая система давно действует более чем в 130 странах мира и уже доказала свою эффективность — это способствует увеличению как числа туристов, так и объема совершаемых ими покупок. Механизм tax free считается признаком развитой налоговой системы и высокого уровня гостеприимства. Именно по этим направлениям России есть чему поучиться у западных стран, поэтому эксперимент можно считать шагом в правильном направлении.

В России введение системы связано с предстоящим проведением матчей Чемпионата мира по футболу, которые должны пройти в 2018 году. Сомнений в том, что проект рано или поздно будет одобрен, было очень мало, так как tax free решает сразу несколько задач — привлечение большего числа болельщиков (а затем и просто туристов), увеличение товарооборота и проверка института на практике в самое благоприятное для этого время. Вернуть деньги иностранные граждане смогут в течение года. Изменения не коснутся граждан стран ЕАЭС, поскольку торговля на территории союза не облагается пошлинами.

Однако при всех плюсах системы к закону есть ряд вопросов, которые касаются его реализации на практике.

Первый вопрос касается понятия «несоответствия отраженных в налоговой декларации сведений о налоговых вычетах сведениям, имеющимся у налогового органа». Законопроект предусматривает при наличии такого «несоответствия» право налогового органа истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. Однако, как всегда с подобными инструментами в России, возникает правовая неопределенность — понятие несоответствия не раскрывается. На практике это может привести к излишним придиркам налоговых органов, что сильно сократит весь положительный эффект от введения tax free.

Также остается неясным, какова стоимость услуги за оформление возмещения налога в соответствии с п. 3 ст. 169.1. НК РФ: «Сумма налога, компенсируемая гражданину иностранного государства, определяется как сумма налога, исчисленная организацией розничной торговли при реализации товаров этому физическому лицу, уменьшенная на стоимость услуги по компенсации суммы налога». К этому определению возникает вопрос, но пока он остается открытым, хотя уже сейчас понятно, что чрезмерная стоимость оформления услуги сократит количество желающих ею воспользоваться.

Перечень учреждений розничной торговли и требования будут утверждаться Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития внешней и внутренней торговли. Однако появление утвержденного перечня и требований в сроки вызывают сомнения. Может получиться так, что закон уже начнет действовать, а требования так и не будут одобрены. Таким опасениям способствует то, законопроект перед принятием очень долго обсуждался, и было немало споров по поводу его конечной редакции.

Также стоит учитывать и то, что в случае не подтверждения правомерности применения ставки 0% суммы НДС будут возмещаться за счет торговых организаций. Это приведет к значительным убыткам, которые на фоне сложной экономической ситуации могут серьезно ударить по бизнесу. Но все эти спорные моменты могут оказаться следствием экспериментального характера запуска системы в России — потребуется несколько лет для того, чтобы учесть все позитивные и негативные стороны нововведения и доработать их. Здесь скорее вопрос к тому, насколько серьезно власти рассматривают tax free в качестве постоянно действующего механизма.

При всех этих нюансах введение в России института tax free — положительное явление. Помимо ощутимых выгод это будет способствовать гармонизации налогового законодательства РФ с европейскими странами, в которых много очень развитых и эффективных механизмов. Такой шаг может стать началом к тому, чтобы и дальше адаптировать подобные инструменты в российское правовое поле.

Автор: Анна

Подписаться на новости

Читайте также

8 октября / Комментарии

Секреты детского маркетинга

Компания GfK поделилась инсайтами, которые помогут определить наиболее значимые направления для приложения усилий и инвестиций в сфере маркетинга детских товаров.

далее →

7 октября / Комментарии

Исследование спроса на косметическую продукцию и средства для ухода

Специалисты Rate&Goods провели масштабное исследование, чтобы узнать, какие косметические и уходовые средства пользователи сервиса больше всего любят и чаще всего покупают.

далее →

4 октября / Комментарии

Самые влиятельные тренды на рынке бытовой техники и электроники

Главные вопросы, которые волнуют и ритейлеров, и производителей: что хочет потребитель сегодня, и как может измениться спрос завтра. Аналитическая компания GfK в рамках М.Видео Electronics Show представила обзор ключевых трендов рынка бытовой техники и электроники, чтобы ответить на эти вопросы.

далее →

23 сентября / Комментарии

Рынок средств для красоты и персонального ухода: тренды и аналитика

Рынок косметики и парфюмерии в России падает второй год подряд. Значительно снизив затраты на декоративную косметику, потребители стали больше интересоваться средствами по уходу за лицом. Такие товары россияне всё чаще покупают в магазинах-дискаунтерах.

далее →

13 сентября / Комментарии

Что влияет на лояльность потребителя бренду

Только 12% российских потребителей остаются верны выбранному бренду, тогда как остальные 88% регулярно переключаются между конкурирующими товарами. И сегодня это происходит в полтора раза чаще, чем пять лет назад — таковы результаты глобального опроса Nielsen среди более 30 тысяч онлайн-потребителей.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook