Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Нюансы внедрения системы Tax Free в России

Госдума одобрила законопроект о введении на территории РФ системы tax free, которая предусматривает возврат иностранным гражданам налог на добавленную стоимость. Налог в размере 18% будет возвращаться при приобретении товаров в России при соблюдении определенных условий. Механизм возврата части стоимости товара заработает с 1 января 2018 года. Действие законопроекта распространяется на покупки, цена которых превышает 10 тысяч рублей. Об изменениях и перспективах внедрения новой системы в России рассказал Давид Капианидзе, руководитель налоговой практики BMS Law Firm.

Такая система давно действует более чем в 130 странах мира и уже доказала свою эффективность — это способствует увеличению как числа туристов, так и объема совершаемых ими покупок. Механизм tax free считается признаком развитой налоговой системы и высокого уровня гостеприимства. Именно по этим направлениям России есть чему поучиться у западных стран, поэтому эксперимент можно считать шагом в правильном направлении.

В России введение системы связано с предстоящим проведением матчей Чемпионата мира по футболу, которые должны пройти в 2018 году. Сомнений в том, что проект рано или поздно будет одобрен, было очень мало, так как tax free решает сразу несколько задач — привлечение большего числа болельщиков (а затем и просто туристов), увеличение товарооборота и проверка института на практике в самое благоприятное для этого время. Вернуть деньги иностранные граждане смогут в течение года. Изменения не коснутся граждан стран ЕАЭС, поскольку торговля на территории союза не облагается пошлинами.

Однако при всех плюсах системы к закону есть ряд вопросов, которые касаются его реализации на практике.

Первый вопрос касается понятия «несоответствия отраженных в налоговой декларации сведений о налоговых вычетах сведениям, имеющимся у налогового органа». Законопроект предусматривает при наличии такого «несоответствия» право налогового органа истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. Однако, как всегда с подобными инструментами в России, возникает правовая неопределенность — понятие несоответствия не раскрывается. На практике это может привести к излишним придиркам налоговых органов, что сильно сократит весь положительный эффект от введения tax free.

Также остается неясным, какова стоимость услуги за оформление возмещения налога в соответствии с п. 3 ст. 169.1. НК РФ: «Сумма налога, компенсируемая гражданину иностранного государства, определяется как сумма налога, исчисленная организацией розничной торговли при реализации товаров этому физическому лицу, уменьшенная на стоимость услуги по компенсации суммы налога». К этому определению возникает вопрос, но пока он остается открытым, хотя уже сейчас понятно, что чрезмерная стоимость оформления услуги сократит количество желающих ею воспользоваться.

Перечень учреждений розничной торговли и требования будут утверждаться Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития внешней и внутренней торговли. Однако появление утвержденного перечня и требований в сроки вызывают сомнения. Может получиться так, что закон уже начнет действовать, а требования так и не будут одобрены. Таким опасениям способствует то, законопроект перед принятием очень долго обсуждался, и было немало споров по поводу его конечной редакции.

Также стоит учитывать и то, что в случае не подтверждения правомерности применения ставки 0% суммы НДС будут возмещаться за счет торговых организаций. Это приведет к значительным убыткам, которые на фоне сложной экономической ситуации могут серьезно ударить по бизнесу. Но все эти спорные моменты могут оказаться следствием экспериментального характера запуска системы в России — потребуется несколько лет для того, чтобы учесть все позитивные и негативные стороны нововведения и доработать их. Здесь скорее вопрос к тому, насколько серьезно власти рассматривают tax free в качестве постоянно действующего механизма.

При всех этих нюансах введение в России института tax free — положительное явление. Помимо ощутимых выгод это будет способствовать гармонизации налогового законодательства РФ с европейскими странами, в которых много очень развитых и эффективных механизмов. Такой шаг может стать началом к тому, чтобы и дальше адаптировать подобные инструменты в российское правовое поле.

Автор: Анна

Подписаться на новости

Читайте также

17 апреля / Комментарии

Обсуждение с экспертами мартовских новостей офлайн-ритейла

Наши эксперты: Павел Родыгин, Accenture Digital Russia; Дмитрий Бельский, Verme; Владимир Елькин, Barracuda; Михаил Сидаков, S&h; Дмитрий Кибкало, «Мосигра»; Михаил Барабаш, «Джинсовая симфония»; Наталья Романова, GLAMI; Валерия Кадина, «Пленум»; Александр Перфильев, ILM; Вадим Кашкин, «НДВ-Супермаркет недвижимости»; Александр Соколов, АТОЛ…

далее →

17 апреля / Комментарии

Топ стран-экспортёров брендов на российский рынок

Компания JLL представила сегодня исследование Retail Destination Russia 2019 и выявила страны-лидеры по количеству брендов, «ввезённых» в Россию. Наиболее активными, по данным JLL, являются ритейлеры из Европы: они занимают четыре из пяти мест в топе стран-экспортеров брендов в Россию.

далее →

16 апреля / Комментарии

Бизнес оценил введение маркировки товаров в России

«Левада-центр» представил результаты исследования, в рамках которого бизнес оценил введение маркировки товаров в России. Перед исследованием была поставлена цель — выяснить мнение представителей бизнеса целевых индустрий о внедрении прослеживамости, а также узнать об их осведомленности, проблемах и готовности к введению маркировки.

далее →

29 марта / Комментарии

Крафтовые товары: знак качества или маркетинговый ход?

Новое исследование института общественного мнения «Анкетолог» показало, как потребители в целом относятся к новым ремесленникам и может ли слово «крафтовый» на упаковке поднять интерес к товару.

далее →

25 марта / Комментарии

Обзор пищевых привычек и страхов россиян

В новом исследовании компания «Анкетолог» выясняла, что россияне вычитывают на этикетках в супермаркетах и чего боятся больше всего — ГМО, консервантов или глютена.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook