Онлайн-кассы: сложности и перспективы. Часть 2
Продолжаем обсуждать с экспертами их видение того, как отразятся изменения в 54-ФЗ на ритейле, какие появляются сложности и возможности для ритейла в связи с введением онлайн-касс...
Сергей Музыкантов, технический директор и сооснователь LiteBox
Изменения в 54-ФЗ существенно преобразят ритейл в России, потому как весь ритейл, оффлайн и онлайн, в ближайшие годы окажется в едином цифровом поле. Изменятся многие бизнес-процессы у большинства компаний в ритейле: от утилитарной функции продажи до глубокой отраслевой аналитики.
Но у открывающихся возможностей есть и оборотная сторона - это затраты ритейла приведения своего бизнеса в соответствии изменениям в 54-ФЗ. По моим оценкам, прямые и косвенные затраты перехода всего ритейла в «онлайн» в РФ может достигнуть 100 млрд. рублей.
Какие возможности для ритейла откроют новые правила кассового обслуживания (введение онлайн-касс)?
Новые правила применения ККТ и собранная с онлайн-ККТ Big Data откроют такие возможности, которые до изменений в 54-ФЗ были просто нереальными. Особенно это должны почувствовать крупный ритейл, банки, арендодатели и производители товаров.
Так, например, сейчас крупный ритейл пользуется услугами специализированных компаний типа Nilsen, которые предоставляют статистику и аналитику по товарам, ценам, потребителям, спросу и т.д. в ритейле. Одновременно с этим, крупный ритейл имеет собственные аналитические подразделения, которые «творят чудеса» с теми данными что получают от агентств типа Nilsen, собственными данными или данными производителей и других источников.
С онлайн-кассами обезличенные данные о товарах, категориях, продажах, покупателях и их характеристиках будут доступны для крупного ритейла, и он сможет более качественно и эффективно подходить к выбору мест для открытия магазина, к конкурентной борьбе, работе с ассортиментом, ценообразованием и т.д.
В то же время, арендодатели получающие данные о спросе и продажах товаров в определенных геолокациях смогут принимать решение о привлечении конкретного арендатора, который необходим для увеличения покупательского потока на их торговых площадях.
Банки по соглашению с клиентами смогут получать в унифицированном виде чеки с торговых точек и делать анализ о финансовом состоянии клиента, то есть вовремя снижать свои риски, например, уменьшая овердрафт или же наоборот предлагать экспресс-кредиты понимая, что у клиента дела идут хорошо.
Ну и производители, они смогут получать еще больше возможностей от Big Data. Производители смогут узнать, как продается их товар в конкретных торговых точках, работают ли их маркетинговые активности, как выходит их новый товар на рынок, с какими товарами их товар продается в чеке и т.д.
Алексей Шабанов, ведущий менеджер по продукции группы компаний «Пилот»
Давайте говорить откровенно. В первую очередь 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники ориентирован на ФНС РФ – теперь налоговая сможет в режиме реального времени отслеживать информацию о продажах, осуществленных тем или иным магазином.
Хотя, конечно, плюсы для ритейлеров тоже есть: упрощается процедура регистрации новых контрольно-кассовых машин (ККМ) – это можно будет сделать через личный кабинет на сайте налоговой, не тратя время на личное посещение организации.
Однако внедрение любого нового закона или системы ведет за собой ряд неудобств. В данном случае главная трудность для ритейлеров – это замена парка действующего оборудования или оснащение торгового предприятия новыми устройствами, если речь идет о предпринимателях, ранее обходившихся без кассовой техники и фискальных регистраторов.
Помимо этого, придется в обязательном порядке организовать в магазине доступ в интернет и заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), отвечающим за передачу данных в налоговую.
Что касается покупателей, то они смогут при необходимости запросить у ритейлера дубликат бумажного чека на электронную почту или мобильный телефон. При этом нужно понимать, что магазин сможет прислать чек только при наличии такой технической возможности.
Например, продуктовый магазин вряд ли будет оснащен клавиатурой, которая позволит ввести знак @ – необходимый атрибут адреса любой электронной почты. Но в любом случае покупатель сможет самостоятельно увидеть интересующий чек на сайте ФНС или в специальном приложении, отсканировав с его помощью QR-код бумажного чека.
Во всем остальном процесс оформления шопинга останется для покупателей неизменным. Однако не могу исключать, что ритейлеры постараются компенсировать расходы на модернизацию за счет покупателей. А значит, цены могут незначительно вырасти.
Антон Еликов, эксперт всероссийского центра поддержки малого предпринимательства МЕРКАТА, совладелец МЕРКАТА. УМНАЯ КАССА
За 2 года мы автоматизировали 18 000 объектов малой розницы – магазинов и кафешек, ресторанов и пр. и накопили огромный практический опыт. С какими проблемами столкнулись в процессе внедрения онлайн-касс?
Проблемы законодательного регулирования. Тернистый путь к онлайн-кассам.
Основной проблемой была непоследовательность – сначала внесли изменения в 171-Ф и обязали не только поставщиков, но и розничных продавцов крепкого алкоголя и пива передавать данные в ЕГАИС, поставив их под контроль Росалкогольрегулирования. и заставив при продаже алкоголя выбивать чеки.
Только-только розница (в первую очередь – пивная, у которой касс раньше могло и не быть вообще) поставила себе самые простые кассы-калькуляторы и потратилась на их внедрение, были внесены изменения в 54-ФЗ и всю розницу обязали внедрять ККТ-онлайн и через операторов фискальных данных передавать информацию по чекам в ФНС.
В итоге, та часть розницы, в ассортименте которой есть алкоголь, за последний год потратилась дважды на техническое переоборудование и изменение своих внутренних процессов товароучета и товародвижения. И - оказалась под двойным контролем и двойными штрафами. Так, например, за продажу алкоголя без кассы (не выдали чек) вас могут оштрафовать дважды – за нарушение правил торговли (ФНС) и за нарушение правил алкорегулирования (ФСРАР). Размеры штрафов – приличные. За нарушение 54-ФЗ – для должностных лиц и ИП – не менее 10 000, для юридических лиц – не менее 30 000 рублей. За нарушение 171-ФЗ – должностные лица и ИП – от 5 000, юридические лица – от 50 000 рублей.
Когда – надо, когда – не надо? Кому-надо, кому-не надо?
Регулирование процесса внедрения онлайн-касс разными законами, вылилось в путаницу со сроками и субъектами.
Пытались установить разные сроки запуска новых правил, их переносили, делали исключения для субъектов на разных режимах налогообложения (УСНО, патент, и ЕНВД), разных видов деятельности и т.д. Если подвести итог на сегодня, то таймлайн внедрения новых касс выглядит так:
Все, у кого в ассортименте есть крепкий алкоголь и пиво, но нет фискальных касс предыдущего поколения (с ЭКЛЗ) – должны поставить онлайн-кассы до 31 марта 2017 года.
Те, у кого есть фискальные кассы с ЭКЛЗ со сроком действия до середины лета 2017 года – должны их либо доработать, либо заменить на новые не позднее 1 июля 2017 года.
Все остальные (например, кто занимается оказанием услуг, торгует через Интернет, находится на ЕНВД, патенте) – должны установить онлайн-кассы не позднее 1 июля 2018 года.
Где - надо, где – не надо? Что – надо, что – не надо?
Потом появилась новая проблема – далеко не на всей территории РФ есть возможность доступа в интернет. Интернета – нет, а торговля есть, в том числе - алкоголем. Было принято решение дать регионам полномочия составлять перечни местностей, удаленных от сетей связи.
Продавцы на таких территориях все равно обязаны установить себе кассы нового формата, но могут работать на этих кассах в автономном режиме, не передавая данные операторам фискальных данных. Такие перечни во всех регионах должны были быть готовы к 1 февраля 2017 года, но на сегодняшний день они есть и утверждены только в примерно 20 регионах страны.
У тех, у кого в ассортименте присутствует алкоголь, до сих пор нет однозначного понимания того, надо ли в чеках указывать наименование всех товаров или только подакцизных. Пункт 1 статьи 4.7 54-ФЗ говорит о том, что «продавцы подакцизных товаров» обязаны указывать в чеках наименование товара. Было бы сказано «наименование подакцизного товара надо указывать в чеке» – было бы все ясно, а вот при нынешней формулировке возможно двоякое толкование. И ФНС пока не дает однозначных разъяснений о том, как толковать эту норму. Разъяснений нет. А штраф за нарушение правил торговли может быть запросто. Вот так-то.
О каких практических проблемах внедрения онлайн-касс говорят сами розничные продавцы?
1. Где получить информацию и разъяснения? Этот больной вопрос, в первую очередь, относится к малой рознице. Налоговая и ФСРАР на вопросы отвечает формально. Нормальных разъяснений ни законодательной, ни технической части проекта по введению ЕГАИС и онлайн-касс в схемах и дорожных картах, как это сейчас модно у власти, нет. Компании, занимающиеся распространением железа и софта для новых касс, дают разъяснения законодательных норм и нюансов, регулирующих эту сферу, только в той части, которая касается «что купить». А предприниматели, не получив ответ в налоговой, задают вопросы по законодательству именно поставщикам.
2. Что делать, если нет интернета? Делюсь лайфхаком от клиентов. Знаете, как сейчас продавцы алкоголя в глубинке выходят из ситуации? Продают алкоголь у себя в деревне, потом вечером садятся в машину, едут в райцентр, ищут доступ к интернету и передают сохраненную в своем ноутбуке информацию в ЕГАИС. Вот такая вот «онлайн-торговля».
3) Как выбрать ПО и оборудование? Тоже непростой вопрос. Онлайн-касса, соответствующая требованиям 54-ФЗ и 171-ФЗ – это как правило оборудование –терминал (кассовый планшет, ноутбук и т.д.) и фискальный регистратор, который печатает чеки, хранит и передает информацию о них. А также программное обеспечение, которое все это «железо» связывает и заставляет работать.
У кассовых планшетов одни производители, у фискальных регистраторов – другие. И сочетание одного с другим далеко не всегда может быть удачным - у одного слабый порт, а у другого высокая скорость передачи, какое-то программное обеспечение не работает с определенными браузерами или операционными системами. Методом проб и ошибок, подбора пришли к тому, чтобы продавать комплектами и «железо», и ПО, так, чтоб в итоге было меньше проблем и у нас при внедрении, и у клиентов в эксплуатации. В конце концов, на то мы и умная касса.
Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора SAP СНГ
Переход на онлайн-кассы позволит в режиме реального времени собирать информацию о продажах. А это в свою очередь, дает возможность пересмотреть подход к основным процессам магазина: начать отслеживать с телефона статистику продаж, средний чек, прибыль и т.д. Данные об этом могут использоваться, например, для динамического ценообразования и планирования промоакций.
В вопросах, касающихся регулирования спроса и предложения, тоже есть плюсы. Всегда актуальная информация позволит быстро принимать решения в условиях жесткой конкуренции. Продавцы, например, смогут использовать данные о покупательской активности для своевременного пополнения полок. Проблема переизбытка или нехватки продукции, которая обходится ритейлу в большие суммы, может быть решена за счет варьирования заказов на поставку в соответствии с текущим спросом.
Кроме того, это позволит определять наиболее востребованные типы товаров и зависимость этого показателя от внешних факторов. Так, например, в Walmart выяснили, что в ясные солнечные дни при температуре выше 26 градусов салаты продаются лучше всего. Также новые правила ведения кассового обслуживания обеспечат сбор информации о поведении покупателей и возможность персонализировать предложения в режиме реального времени. А в современном мире в борьбе за потребителя это очень важно.
Сергей Ружин, директор по маркетингу сервиса автоматизации торговли Qasl
Закон многогранен, он несет в себе как сложности, так и новые возможности для бизнеса. Сложности – это вложения в оборудование, которое нужно обновить, для того, чтобы соответствовать закону. Средняя стоимость замены одного фискального регистратора, заключение договора с ОФД на год и годовая подписка на облачный сервис учета составляет порядка 40 000 рублей.
Надо отметить, что для ИП, ранее не использовавших кассу, в течение 2018 года предусмотрен вычет до 18 000 руб. за каждую ККМ.
Регистрация кассы в ФНС онлайн - это наверно единственный плюс, который описан в законе, в остальном - одни обязанности. Но плюсы надо научиться извлекать.
С необходимостью передачи данных онлайн у бизнеса появилась возможность анализировать продажи и вести учет склада в новом формате, с помощью простых и недорогих облачных решений по автоматизации торговли.
Достаточно странно передавать все данные в ФНС и ничего при этом не оставлять себе для анализа, не понимать, что, как и кому ты продаешь. Крупные игроки уже давно используют мощные системы, которые позволяют анализировать все возможные метрики продаж.
Безусловно, малый бизнес не сможет вложиться в сложные и дорогие IT решения, но автоматизировать продажи все же нужно. В этом смысле облачные сервисы - это отличное решение для малого бизнеса. Ведь даже сама по себе концепция онлайн передачи чеков в ФНС строится на облачных технологиях. Предприниматель получает продвинутый функционал по приемлемой цене, может соответствовать закону и управлять своим бизнесам в режиме онлайн.
Продолжение следует...