Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Особенности национального шоппинга

Особенности национального шоппинга

Появление смартфона в кармане покупателя меняет его поведение в магазине. И не удивительно, ведь теперь многое о товаре можно узнать мгновенно, буквально, не отходя от полки.

Исследователи всего мира изучают эти изменения, одновременно выявляя и особенности поведения в магазине жителей разных стран. Такой подход актуален для России, страны на территории которой живут более сотни разных народов. Изучение глобальных закономерностей поведения людей таких далеких от России стран, как Южная Корея или Мексика может помочь лучше понять и собственных сограждан.

В ходе своего глобального исследования «Поведение покупателей с мобильными устройствами в оффлайновых магазинах» компания GfK задавала респондентам только один вопрос: как они используют свой смартфон в магазине и предлагала выбрать любое количество вариантов ответов. Опрос проходил в конце 2014 года в 23 странах, включая Россию, в нем приняли участие 25 тысяч респондентов в возрасте от 15 лет и выше. Полученные результаты продемонстрировали существенные различия в поведении людей разных стран.

«Как вы используете свое мобильное устройство, находясь в реальном магазине?»*

* доля респондентов, выбравших данный вариант ответа (можно было назвать несколько вариантов), %.

Источник: GfK

Как это видно из приведенных данных, в России примерно треть опрошенных имеют обыкновение использовать смартфон для того, чтобы сравнить цены, что соответствует среднемировому уровню. Кстати, вариации довольно велики – от 59% в Южной Корее до 11% в Украине.

Наиболее актуально желание использовать смартфон для сравнения цен у возрастной группы от 20 до 29 лет, ее доля в среднем по миру составляет 49% от всех респондентов, отметивших этот пункт. В России эта доля несколько меньше – 41%, но данная возрастная группа и у нас остается самой крупной.

Как выяснилось, в России чаще, чем в других странах, люди спрашивают совета родственников и друзей, а не ищут решение самостоятельно – 46% и 40%, соответственно. Правда, в своем стремлении разделить ответственность за выбор товара наши сограждане не стали мировыми лидерами: самыми активными оказались мексиканцы и поляки с показателеми 55% и 53%, соответственно. Больше других склонны к самостоятельным решениям японцы, здесь доля спрашивающих совета минимальна – 16%.

Еще одно отличие России – существенно меньшая, чем, скажем, в Китае, доля людей, сканирующих коды. Объясняется это, скорее всего, различием в уже сложившихся привычках использования гаджетов и каналов информирования покупателей.

Изучение возрастных особенностей позволяет объяснить некоторые описанные выше закономерности. Так, уже упомянутое заметное превышение доли россиян, спрашивающих совета, над среднемировым значением, объясняется тем, что именно так действуют наши сограждане в возрасте 50+, их активность в этом плане почти вдвое превышает среднемировой показатель.

«Я спрашиваю совета у родственников и друзей», доля, %

Источник: GfK

Россияне старшего возраста активнее своих зарубежных сверстников фотографируют товары, причем, особенно это различие заметно в группе 60+. Использование смартфона для сравнения цен весьма характерно для наших сограждан старше 40 лет, а вот аналогичный показатель молодых россиян меньше среднемирового на 10 пп.  

Сравнение страновых показателей во среднемировыми помогает, ко всему прочему, выявить новые, потенциально интересные ниши. Вот одна из них. Как выяснилось, доля россиян в возрасте 30-49 лет в три (!) раза меньше, чем в той же возрастной группе в среднем по миру, используют приложения для совершения покупок в интернет-магазине в то время как сам владелец смартфона находится в торговом зале оффлайнового магазина.

Одинаково ли ведут себя в магазине мужчины и женщины? Вопрос не так прост, как кажется. Как показало исследование, в среднем по миру, поведение людей в магазине не зависит от пола. Но в России многое иначе. Так, сравнивать цены в России предпочитают лишь 22% женщин и 39% мужчин. В случае с советом о покупке доля российских женщин выше аналогичного среднемирового показателя на 9 пп. А в остальных вопросах, касающихся ситуации использования смартфона в оффлайновых магазинах разницы между российскими мужчинами и женщинами не оказалось практически никакой. 

Автор: Content Research

Подписаться на новости

Читайте также

1 апреля / Комментарии

В России в 2 раза вырос спрос на онлайн-ритейл менеджеров

Компания HeadHunter (hh.ru) и Оргкомитет конференции по онлайн-ритейлу IDRF’2020 провели исследование российского рынка труда в сфере онлайн-ритейла. Результаты анализа показали, что в условиях коронавируса и экономического кризиса, современный бизнес стремительно уходит в онлайн, повышая спрос на онлайн-ритейл менеджеров, которые могут обеспечить эффективное присутствие брендов на торговых онлайн-площадках.

далее →

19 марта / Комментарии

Исследование изменения спроса на аптечные товары в России

Чтобы выяснить, как коронавирус изменил спрос на аптечные товары в России, авторы исследования понаблюдали за тем, что заказывали клиенты сервиса «Мегаптека.ру» с начала появления новостей о коронавирусе, и сравнили эти данные с предыдущими неделями и аналогичным периодом прошлого года. В данном исследовании проанализированы данные с 27 января по 15 марта 2020 года.

далее →

18 марта / Комментарии

Как покупатели готовятся к пандемии?

Компания Nielsen изучила влияние Covid-19 на спрос в крупнейших розничных сетях по всей России, а также меры, предпринимаемые потребителями в связи с распространением болезни.

далее →

18 марта / Комментарии

Влияние коронавируса на глобальный и российский рынок бытовой техники и электроники

На протяжении последних нескольких недель бизнес напряженно следит за ситуацией с коронавирусом. И недавние новости о том, количество новых заражений в Китае пошло на спад, что появилось больше выздоровевших, что Apple вновь откроет 29 из 42 китайских магазинов, а производственные площадки намерены возобновить работу, давали надежду на то, что значительного влияния COVID-19 на рынок потребительских технологий и ритейл удастся избежать. Но теперь проблемы возникли на других рынках и производственных площадках.

далее →

6 марта / Комментарии

Исследование GfK: развитие глобального спроса на смартфоны

По данным исследования GfK, смартфоны вновь составят почти половину потребительских затрат на бытовую технику и электронику, а общий оборот сегмента достигнет 444 миллиардов евро. Но есть вероятность, что распространение коронавируса может оказать негативное влияние на глобальные поставки и товарные запасы, из-за чего продажи смартфонов могут и не достичь ожидаемых результатов.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook