Судьба законопроекта о внесении изменений в закон о торговле
Ко второму чтению законопроекта еще возможно внесение поправок по существу. И ряд ведомств готовят такие поправки. В частности Минэкономразвития, как сообщают «Ведомости» не поддерживает поправки в закон о торговле, предполагающие сокращение максимального размера ретробонуса, уменьшение предельного срока оплаты торговыми сетями поставленных товаров, обязательство торговых сетей и поставщиков уведомлять ФАС о заключении договоров с ретробонусами, превышающими максимальный размер.
Минэкономразвитие предлагает в этих вопросах делать ставку, прежде всего, на внедрение участниками рынка добросовестных практик, а не государственное регулирования отрасли.
Алена Абрамович, руководитель практики юридической компании Rights разделяет скепсис Минэкономразвития: предусмотренные в законопроекте запреты, сокращение размера бонуса за объем поставки до 3% не приведут к существенному изменению ситуации на рынке.
Как правило, торговые сети маскирую взимаемую с поставщиков продовольственных товаров «дань» путем заключения с ними различных договоров об оказании услуг (по рекламированию, проведению промо-акций и пр.). Доказать же в суде или в антимонопольном органе факт навязывания таких услуг со стороны торговой сети де-факто является чрезвычайно сложной задачей.
Минпромторг, как сообщает источник «Ведомостей» также не поддерживает изменение предельных размеров вознаграждения за объем и продвижение товара (так называемый ретробонус). Не поддерживает ведомство и сокращение сроков оплаты поставок, привязку цены возврата товара к сроку его годности. По мнению источника эти нормы слишком сильно ограничивают свободу участников рынка в их договорных отношениях.
Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, комментируя позицию ведомства, заявляет о предложении поправок, которые направлены на расширение каналов сбыта для отечественных производителей и на облегчение ведения торговой деятельности для малых торговых форматов. Они будут касаться нестационарной и мобильной торговли. Развитие этих форматов даст толчок росту производства мелких и средних производителей продуктов питания, одежды, обуви, сельхозпроизводителей.
Также замминистра отмечает, что к вопросу защиты поставщиков и производителей от чрезмерной рыночной силы сетей нельзя подходить однобоко. Хотя для многих поставщиков сети диктуют условия, т.к. обладают большой рыночной силой. В то же время сами «пострадавшие» производители зачастую ведут себя точно так же по отношению к малой несетевой рознице, навязывая свои условия.
Устранить это противоречие Минпромторг предлагает путем создания саморегулируемого совета рынка, который объединит ритейл и производителей.
Леван Меликян, генеральный директор сети супермаркетов «Я любимый» отмечает, что отмена ретро-бонуса отрицательно отразится на взаимодействии сети и поставщиков. Более того, пострадают конечные потребители.
Дело в том, что «Ретро-бонус» – это компенсация убытков, как в наценке, так и в экономике сети, на момент операционной деятельности. Соответственно, чтобы цена на полке была удобной, оптимальной и конкурентоспособной для покупателя, ритейл договаривается с поставщиком, что, отпуская розничную цену и делая привлекательнее товар на полке, он получает дополнительную премию от поставщика. На цену для покупателя это никак не отражалось. Себестоимость продуктов любого производителя намного меньше цены товара, которая выставляется ритейлеру, а у ритейла она фиксированная, потому что наши затраты довольно весомые. Именно поэтому была принята практика работы с поставщиками и производителями на определенных финансовых условиях, без ущерба для покупателя.
Многие отечественные производители не выдерживают конкуренцию не в ритейле, а именно с крупными производителями нашего рынка. Они попадают под демпинг по причине отсутствия сильной маркетинговой поддержки и узкой представленности в регионах. Они проигрывают на полках гипер-ритейлеров по вполне понятным причинам. У большинства небольших локальных сетей отсутствует практика «платного» входа на полку, это касается, в первую очередь, крупных федеральных сетей. В таком случае, данный законопроект должен быть более конкретизирован и иметь ограниченную зону влияния — затрагивать поле деятельности только крупных федеральных игроков рынка. При текущей трактовке законопроекта все сети ставят в равные условия, при этом, пострадает именно локальный ритейл, которому придется поднять цену товаров на полке. Крупный бизнес продолжит свое развитие за счет больших объемов закупок.
Практика других стран построена на аналогичных принципах. Ретро-бонус присутствует во всех развитых странах и во всех крупных сетях. Единственное, там ретро-бонус, зачастую, организован по более короткой цепочке поставок, по системе «производитель» — «конечный ритейлер». У нас же есть и промежуточное звено в лице «поставщика». Регулируется это там точно также, но, естественно, с ограничением процента.