Продажи непродовольственных товаров во II кв. 2017 г. выросли на 1,9%
INFOLine-Аналитика и Ford Sollers опубликовали результаты исследования российского рынка LCV за II квартал этого года. Особое внимание специалисты уделили статистике продаж коммерческого транспорта без учета государственных закупок, что позволяет оценить состояние российской экономики в сегментах малого и среднего бизнеса.
По полученным данным, продажи легкого коммерческого транспорта по сравнению со II кварталом 2016 г. сократились на 2,7% до 25,8 тыс. единиц (без учета госзакупок – сократились на 4% до 23,6 тыс. единиц). При этом в I полугодии 2017 г. рост продаж легкого коммерческого транспорта составил 4,5% до 47,05 тыс. единиц (без учета госзакупок – 4% до 43,5 тыс. единиц). Положительная динамика продаж легкого коммерческого транспорта в I пол. 2017 г. отражает тренд роста спроса со стороны частных заказчиков, а также связана с ростом продаж автомобилей международных брендов, повышению ценовой конкурентоспособности которых способствовало укрепление рубля.
Деятельность большинства предприятий малого и среднего бизнеса в России связана с доставкой товаров. Оптимизированная и эффективная схема работы логистики – одна из ключевых составляющих успешного бизнеса, вследствие чего представители МСБ являются главными покупателями автомобилей в сегменте LCV после государственных структур.
В июне этого года компания Ford Sollers совместно с информационным агентством INFOLine-Аналитика презентовала Transit Index – индикатор, отражающий ситуацию на рынке малого и среднего бизнеса в России на основании продаж LCV. Transit Index призван стать полезным инструментом для ключевых отраслей малого и среднего бизнеса, активно использующих легкий коммерческий транспорт – строительства и производства стройматериалов, розничной торговли (включая продовольственные, непродовольственные товары и фармацевтику), сельского хозяйства и пищевой промышленности. Этот индекс оперативного отслеживания деловой активности позволяет бизнесменам и представителям государственных органов оценить состояние той или иной отрасли и принимать взвешенные решения по управлению своими активами, вопросам инвестиций и развития.
Во II кв. 2017 г. Transit Index увеличился на 24,6 пп. к уровню I кв. 2017 года и на 18 пп. к уровню II кв. 2016 г. на фоне оживления активности практически во всех ключевых секторах экономики: так, с мая 2017 г. начался восстановительный рост объемов работ по виду деятельности строительство, причем в апреле и июне 2017 г. рос и опережающий индикатор объема заключенных договоров подряда). В результате по итогам II кв. 2017 г. объем работ по виду деятельности «Строительство» вырос на 3,2% (во II кв. 2016 г. – снижение на 8,7%), а по итогам 1 полугодия 2017 года – на 0,2% (в I пол. 2016 г. наблюдалось снижение на 6,8%).
Розничная торговля
С марта 2017 г. наблюдается устойчивый рост в розничной торговле непродовольственными товарами (в первую очередь в сегментах мобильных устройств, бытовой техники и электроники, а также на аптечном рынке): так, по итогам II кв. 2017 г. рост составит 1,9% по сравнению с падением на 4,4% во II кв. 2017 г., а по итогам I пол. 2017 года – не менее 0,8% по сравнению с падением на 4,8% в I пол. 2016 г.
В июне 2017 г. продолжился незначительный спад в розничной торговле продуктами питания: по итогам II кв. 2017 г. темпы снижения замедлились до –0,6% (во II кв. 2016 г. снижение составляло –5,3%), а по итогам I полугодия – до –1,8% (в I пол. 2016 г. снижение на 5%).
В 2016 г. оборот розничной торговли (РТО) снизился на 4,6% в физическом выражении до 28,3 трлн руб., а в денежном выражении вырос на 2,9%. РТО Food за 2016 г. снизился в физическом выражении на 5% до 13,75 трлн. руб. (в рублях рост на +2,3%), а РТО Non-Food –на 4,2% до 14,6 трлн руб. (в рублях рост на +3%).
В условиях снижения реальных доходов населения на 5,9% за 2016 г., несмотря на рационализацию потребительского поведения, доля расходов на приобретение товаров и услуг в структуре бюджета домохозяйств в 2016 г. увеличилась на 0,8 п.п. и 0,4 п.п. При этом доходы, направленные на сбережения, снизились на 3 п.п.
Во II кв. 2017 года РТО составил 7,13 трлн руб. и в товарной массе вырос на 0,7% ко II кв. 2016 года, однако по итогам I пол. 2017 г. РТО в товарной массе все еще снижается (на 0,5% по сравнению с I пол. 2016 г.).
По итогам 2017 г. INFOLine ожидает переход динамики РТО в физическом выражении в область положительных значений, причем в сегменте Non-Food рост начался уже во II кв. 2017 г., а Food – начнется в III кв. 2017 г.
В связи с неблагоприятными погодными условиями в 2017 г. резко снизились урожаи на дачных и приусадебных участках населения, что с июня становится важным драйвером увеличения продаж фруктов и овощей в организациях розничной торговли.
Другие отрасли
Также во II кв. 2017 г. сохранилась положительная динамика в производстве пищевых продуктов (рост ускорился до по сравнению с I кв. 2017 г.), агропромышленном комплексе (в связи с неблагоприятными погодными условиями наблюдалось небольшое замедление), продаже фармацевтических препаратов (в результате значительного увеличения количества продаж в физическом выражении на фоне снижения средней стоимости упаковки) и автомобильных перевозках всеми видами автотранспорта (несмотря на повышение с 15 апреля тарифов системы "Платон").
Динамика Transit Index 2015-2017 гг.
Методика расчета Transit Index
При расчёте интегрального индикатора Transit Index учитываются изменения денежного оборота основных отраслей в сегменте малого и среднего бизнеса, таких как строительство, производство строительных материалов, розничная торговля, сельское хозяйство, пищевая промышленность, а также состояние рынка грузовых перевозок всеми видами автомобильного транспорта, динамика продаж легких коммерческих автомобилей без учета госзакупок и продаж Ford Transit, самого популярного автомобиля в классе LCV среди моделей иностранных брендов, предприятиям малого и среднего бизнеса. Для расчета показатели во всех группах сравниваются с их значениями в I квартале 2015 года (этот уровень взят за 100%) и рассчитываются в Transit Index с учетом удельных весов, которые сформированы на основании экспертных оценок INFOLine. Учитывается влияние этих весов на динамику перевозок в легком коммерческом автотранспорте для ключевых грузообразующих отраслей (строительство и производство стройматериалов, пищевая промышленность и АПК, розничная торговля, фармацевтический рынок).