Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Снижение кредитной активности россиян - причины, ожидания...

Не секрет, что на торговый оборот значительно влияет ситуация с кредитованием. Однако кредитная активность по сравнению с прошлым годом кратно снизилась. Как отмечает Семен Селиванов, начальник управления по связям с общественностью Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) — снижение объемов розничного кредитования происходит впервые с 2011 года. Так, в январе мы зафиксировали практически десятикратное падение рынка. Количество одобренных заявок по кредитам для новых клиентов за два года уменьшилось в три раза, и на текущий момент банки вынуждены отклонять почти 94% заявок.

Ужесточение на рынке кредитования привели к тому, что банки вынуждены менять стратегии бизнеса и подстраиваться под меняющиеся условия. Управление рисками становится для нас ключевой задачей в 2015 году. Мы переключили фокус на лояльных клиентов, имеющих понятную историю: качество кредитного анализа такого клиента выше в 2,5 раза, чем клиента «с улицы».

Кроме того, мы считаем, что в нестабильных экономических условиях очень важно предоставить клиентам удобные и эффективные дистанционные сервисы, поэтому в 2015 году мы переориентировались на привлечение заемщиков через интернет. По опыту прошлых лет можно сказать, что в пиковые моменты каждый наш третий кредит выдавался по заявке из интернета.

Иван Шаров, генеральный директор брокерской компании «Финансовое агентство» выделяет несколько факторов для спада кредитной активности:

Во-первых, ажиотажный спрос на товары в конце прошлого года, вызванный резкими колебаниями курсов валют, привел к фактическому перенасыщению рынка спросом и масштабными спонтанными покупками различных товаров, которые посетители торговых сетей и автосалонов, возможно, ранее не планировали в краткосрочном периоде.

Во-вторых, нельзя не учесть фактор сезонности – февраль и март традиционно являются периодами пониженной активности у клиентов банков. Это касается как нецелевых кредитов наличными и автокредитов, так и потребительских кредитов на товар.

В-третьих, если отслеживать кредитную активность по количеству заявок, подаваемых в банки по тем или иным продуктам, то стоит отметить возрастающее количество отказов банков. Таким образом, получив накануне негативное решение по своей заявке, Клиент не всегда возвращается с аналогичным запросом в другой банк или магазин.

Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) отмечает, что темпы розничного кредитования сокращаются уже достаточно давно – их снижение шло практически весь 2014 год. Тогда это было связано с более тщательным подходом банков к оценке рисков, вызванным снижением кредитного здоровья розничных заемщиков. В 2015 году доходы населения по факту продолжат сокращаться, причем значительную их долю «съест» инфляция. А ведь доходы населения — главный фактор, который оказывает наиболее мощное влияние на развитие розничного кредитования. И в ближайшие месяцы предпосылок для улучшения данной тенденции мы не видим.

Вместе с тем, если в дальнейшем падение уровня доходов граждан прекратится или существенно замедлится, снизятся темпы инфляции, а учетная ставка ЦБ будет снижена, то и ситуация на кредитном рынке придет в равновесие и будет стабильной и прогнозируемой. Просто это будет «другая реальность», к которой придется привыкать и кредиторам, и населению. Возможно некоторые банки уйдут с рынка или будут поглощены, а часть заемщиков будут отрезаны от кредитования. Повысится роль положительной кредитной истории в розничном кредитовании – ее наличие будет являться одним из главных условий при выдаче кредита. 

Стабилизация на рынке рано или поздно наступит. Розничное кредитование не исчезнет — это по-прежнему высокомаржинальный вид кредитования, особенно по сравнению с кредитованием юридических лиц, на котором текущая ситуация может сказаться в еще большей степени, ограничивая возможности обращения корпоративных заемщиков к заемным средствам».

Автор: Александр

Подписаться на новости

Читайте также

22 октября / Комментарии

Обсуждение с экспертами сентябрьских новостей офлайн-ритейла

Обсуждаем с экспертами новости и события прошедшего месяца в офлайн-ритейле.
Наши эксперты: Антон Еликов, совладелец и коммерческий директор «Мерката. Умная касса»; Юлия Сяглова, преподаватель кафедры маркетинга Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС; Сергей Крбашьян, генеральный менеджер федеральной сети магазинов электроники ПОЗИТРОНИКА; Елена Письменская, генеральный директор компании KidsFashionRetail; Виталий Александров, основатель CRM-агентства Out of Cloud; Виталий Неменов, генеральный директор сети магазинов «Семь+Я»…

далее →

20 октября / Комментарии

Бонусная лихорадка или за какими программами лояльности будущее ритейла

Как будут меняться потребности покупателей в ближайшие годы и какие программы сулят больший доход ритейлерам, рассказывает член совета директоров компании PayQR и соучредитель проекта «Сахар» Владимир Горбунов.

далее →

16 октября / Комментарии

6 основных потребительских трендов в России

Компания GfK Rus в рамках своего исследования рассказала о шести основных глобальных потребительских трендах и о том, как они развиваются в России.

далее →

26 сентября / Комментарии

Исследование IBM: 61% опрошенных директоров по маркетингу и продажам считают когнитивные вычисления «подрывной» технологией

Согласно результатам нового исследования IBM, около двух третей (64%) опрошенных руководителей департаментов маркетинга и продаж считают, что отрасли, в которых они работают, будут готовы к внедрению когнитивных технологий в ближайшие три года. Несмотря на это, только 24% респондентов в настоящий момент обладают стратегией по внедрению этих решений.

далее →

22 сентября / Комментарии

37 креативных идей для ритейлеров

Бесконечный поиск нужного товара в огромном супермаркете, навязчивые консультанты, длинные очереди, хитроумные маркетинговые акции — всё это утомляет и заставляет покупателей совершать множество бесполезных действий, что естественно сказывается на продажах магазина.
Однако некоторые магазины нашли способы не только решить большинство проблем, но и сделать покупки более увлекательными. Эти гениальные идеи найдены в различных супермаркетах и магазинах по всему миру.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook