Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Снижение кредитной активности россиян - причины, ожидания...

Не секрет, что на торговый оборот значительно влияет ситуация с кредитованием. Однако кредитная активность по сравнению с прошлым годом кратно снизилась. Как отмечает Семен Селиванов, начальник управления по связям с общественностью Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) — снижение объемов розничного кредитования происходит впервые с 2011 года. Так, в январе мы зафиксировали практически десятикратное падение рынка. Количество одобренных заявок по кредитам для новых клиентов за два года уменьшилось в три раза, и на текущий момент банки вынуждены отклонять почти 94% заявок.

Ужесточение на рынке кредитования привели к тому, что банки вынуждены менять стратегии бизнеса и подстраиваться под меняющиеся условия. Управление рисками становится для нас ключевой задачей в 2015 году. Мы переключили фокус на лояльных клиентов, имеющих понятную историю: качество кредитного анализа такого клиента выше в 2,5 раза, чем клиента «с улицы».

Кроме того, мы считаем, что в нестабильных экономических условиях очень важно предоставить клиентам удобные и эффективные дистанционные сервисы, поэтому в 2015 году мы переориентировались на привлечение заемщиков через интернет. По опыту прошлых лет можно сказать, что в пиковые моменты каждый наш третий кредит выдавался по заявке из интернета.

Иван Шаров, генеральный директор брокерской компании «Финансовое агентство» выделяет несколько факторов для спада кредитной активности:

Во-первых, ажиотажный спрос на товары в конце прошлого года, вызванный резкими колебаниями курсов валют, привел к фактическому перенасыщению рынка спросом и масштабными спонтанными покупками различных товаров, которые посетители торговых сетей и автосалонов, возможно, ранее не планировали в краткосрочном периоде.

Во-вторых, нельзя не учесть фактор сезонности – февраль и март традиционно являются периодами пониженной активности у клиентов банков. Это касается как нецелевых кредитов наличными и автокредитов, так и потребительских кредитов на товар.

В-третьих, если отслеживать кредитную активность по количеству заявок, подаваемых в банки по тем или иным продуктам, то стоит отметить возрастающее количество отказов банков. Таким образом, получив накануне негативное решение по своей заявке, Клиент не всегда возвращается с аналогичным запросом в другой банк или магазин.

Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) отмечает, что темпы розничного кредитования сокращаются уже достаточно давно – их снижение шло практически весь 2014 год. Тогда это было связано с более тщательным подходом банков к оценке рисков, вызванным снижением кредитного здоровья розничных заемщиков. В 2015 году доходы населения по факту продолжат сокращаться, причем значительную их долю «съест» инфляция. А ведь доходы населения — главный фактор, который оказывает наиболее мощное влияние на развитие розничного кредитования. И в ближайшие месяцы предпосылок для улучшения данной тенденции мы не видим.

Вместе с тем, если в дальнейшем падение уровня доходов граждан прекратится или существенно замедлится, снизятся темпы инфляции, а учетная ставка ЦБ будет снижена, то и ситуация на кредитном рынке придет в равновесие и будет стабильной и прогнозируемой. Просто это будет «другая реальность», к которой придется привыкать и кредиторам, и населению. Возможно некоторые банки уйдут с рынка или будут поглощены, а часть заемщиков будут отрезаны от кредитования. Повысится роль положительной кредитной истории в розничном кредитовании – ее наличие будет являться одним из главных условий при выдаче кредита. 

Стабилизация на рынке рано или поздно наступит. Розничное кредитование не исчезнет — это по-прежнему высокомаржинальный вид кредитования, особенно по сравнению с кредитованием юридических лиц, на котором текущая ситуация может сказаться в еще большей степени, ограничивая возможности обращения корпоративных заемщиков к заемным средствам».

Автор: Александр

Подписаться на новости

Читайте также

Ритейл уже понимает, чего он ждет от автоматизации, и подходит к этому процессу осознанно

Автоматизация в наше время охватывает все области бизнеса – в целом, и ритейла – в частности. На вопросы о том, как проходит автоматизация ритейла отвечает - Анастасия Гончарова, руководитель направления решений для управления цепочками поставок, компании КРОК. В частности, о тенденциях в автоматизации ритейла, возникающих сложностях/проблемах, а также - как они решаются, какие ожидаются и достигаются результаты, как используются новые инструменты (например, видеоаналитика) и т.д.

далее →

Тренды рынка фэшн-ритейла

Кризис 2015-2016 года стал серьезным вызовом для рынка российского фэшн-ритейла. Инфляция, падение доходов населения, изменение потребительских привычек – люди стали реже ходить в торговые центры, рациональнее относиться к покупкам и чаще обращать внимание на скидки и дискаунты. Как рынок адаптируется к новой реальности? Как меняется поведение потребителей и чем на это отвечают ритейлеры? Как планируют развиваться крупнейшие бренды в 2017 году? Представляем главные тезисы из исследования.

далее →

Потребительский интерес на рынке товаров общего спроса в России в I квартале 2017 года

В I квартале пользователи Avito в России среди товаров общего спроса больше всего интересовались бытовой электроникой и личными вещами, а меньше – товарами для хобби и отдыха, а также дома и дачи. В качестве метрики спроса эксперты использовали количество запрошенных контактов по объявлениям. Средняя цена товаров общего спроса на Avito в России составила 7 800 рублей.

далее →

Как снизить затраты при переходе на работу с онлайн-кассами, а то и вовсе избежать их

Переход на онлайн-кассы – мероприятие довольно затратное, поэтому мы собрали мнения экспертов и участников рынка о том, как можно снизить затраты на его реализацию, а то и вовсе их избежать. Итак…

далее →

Обсуждение экспертами новостей офлайн-ритейла за апрель

Наши эксперты: Константин Вальтер, управляющий парнер Arcanite LLC; Алексей Банников, генеральный директор ГК «Фотосклад.ру»; Александр Леус, директор Центра виртуальной реальности компании КРОК; Андрей Савин, коммерческий директор компании TRAFT; Елизавета Земцова, директор департамента маркетинга компании «Мир детства»; Антон Еликов, эксперт центра поддержки малого предпринимательства Мерката; Алёна Белова, менеджер по маркетинговым исследованиям и анализу рынка исследовательской компании Cleverra.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook