Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Снижение кредитной активности россиян - причины, ожидания...

Не секрет, что на торговый оборот значительно влияет ситуация с кредитованием. Однако кредитная активность по сравнению с прошлым годом кратно снизилась. Как отмечает Семен Селиванов, начальник управления по связям с общественностью Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) — снижение объемов розничного кредитования происходит впервые с 2011 года. Так, в январе мы зафиксировали практически десятикратное падение рынка. Количество одобренных заявок по кредитам для новых клиентов за два года уменьшилось в три раза, и на текущий момент банки вынуждены отклонять почти 94% заявок.

Ужесточение на рынке кредитования привели к тому, что банки вынуждены менять стратегии бизнеса и подстраиваться под меняющиеся условия. Управление рисками становится для нас ключевой задачей в 2015 году. Мы переключили фокус на лояльных клиентов, имеющих понятную историю: качество кредитного анализа такого клиента выше в 2,5 раза, чем клиента «с улицы».

Кроме того, мы считаем, что в нестабильных экономических условиях очень важно предоставить клиентам удобные и эффективные дистанционные сервисы, поэтому в 2015 году мы переориентировались на привлечение заемщиков через интернет. По опыту прошлых лет можно сказать, что в пиковые моменты каждый наш третий кредит выдавался по заявке из интернета.

Иван Шаров, генеральный директор брокерской компании «Финансовое агентство» выделяет несколько факторов для спада кредитной активности:

Во-первых, ажиотажный спрос на товары в конце прошлого года, вызванный резкими колебаниями курсов валют, привел к фактическому перенасыщению рынка спросом и масштабными спонтанными покупками различных товаров, которые посетители торговых сетей и автосалонов, возможно, ранее не планировали в краткосрочном периоде.

Во-вторых, нельзя не учесть фактор сезонности – февраль и март традиционно являются периодами пониженной активности у клиентов банков. Это касается как нецелевых кредитов наличными и автокредитов, так и потребительских кредитов на товар.

В-третьих, если отслеживать кредитную активность по количеству заявок, подаваемых в банки по тем или иным продуктам, то стоит отметить возрастающее количество отказов банков. Таким образом, получив накануне негативное решение по своей заявке, Клиент не всегда возвращается с аналогичным запросом в другой банк или магазин.

Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) отмечает, что темпы розничного кредитования сокращаются уже достаточно давно – их снижение шло практически весь 2014 год. Тогда это было связано с более тщательным подходом банков к оценке рисков, вызванным снижением кредитного здоровья розничных заемщиков. В 2015 году доходы населения по факту продолжат сокращаться, причем значительную их долю «съест» инфляция. А ведь доходы населения — главный фактор, который оказывает наиболее мощное влияние на развитие розничного кредитования. И в ближайшие месяцы предпосылок для улучшения данной тенденции мы не видим.

Вместе с тем, если в дальнейшем падение уровня доходов граждан прекратится или существенно замедлится, снизятся темпы инфляции, а учетная ставка ЦБ будет снижена, то и ситуация на кредитном рынке придет в равновесие и будет стабильной и прогнозируемой. Просто это будет «другая реальность», к которой придется привыкать и кредиторам, и населению. Возможно некоторые банки уйдут с рынка или будут поглощены, а часть заемщиков будут отрезаны от кредитования. Повысится роль положительной кредитной истории в розничном кредитовании – ее наличие будет являться одним из главных условий при выдаче кредита. 

Стабилизация на рынке рано или поздно наступит. Розничное кредитование не исчезнет — это по-прежнему высокомаржинальный вид кредитования, особенно по сравнению с кредитованием юридических лиц, на котором текущая ситуация может сказаться в еще большей степени, ограничивая возможности обращения корпоративных заемщиков к заемным средствам».

Автор: AlexK

Подписаться на новости

Читайте также

8 сентября / Комментарии

Измеряем неизмеримое: 2 способа получить полезную информацию из небольших объемов данных

В книге «Как измерить что угодно: определение ценности нематериальных активов в бизнесе» Дуг Хаббард использует два незаметных статистических принципа, чтобы продемонстрировать, как даже небольшие объемы данных могут дать много полезной информации: «Правило пяти» и «Урна тайны». В этом материале поговорим об этих принципах и как их можно использовать на практике.

далее →

31 августа / Комментарии

Обсуждение с экспертами новостей офлайн-ритейла

В этой статье мы обсудим последние новости и актуальные темы торговли и торговых отношений прошедшего месяца. Сегодня нашими экспертами стали:  Владимир Тарасов, директор по развитию Ecwid в России, Арсений Косенко, генеральный директор LIFE PAY и другие.

далее →

Обсуждение с экспертами новостей офлайн-ритейла

В этой статье мы обсудим последние новости и актуальные темы торговли и торговых отношений прошедшего месяца. Сегодня нашими экспертами стали: Евгений Венгеровский, цифровая платформа законодательных инициатив «Инициатор»; Константин Макаров, BetBoom и другие.

далее →

Исследование Tinkoff Data: как россияне переживают третью волну коронавируса

Аналитический проект Tinkoff Data провел исследование того, как новые меры по борьбе с распространением коронавируса отразились на тратах россиян и как жители страны оценивают изменения, произошедшие в их социальной жизни.

далее →

Российский рынок видеоаналитики: цифры, прогнозы и тренды

Согласно прогнозу ИАА TelecomDaily, в конце 2021 года объем российского рынка видеоаналитики достигнет 12,3 млрд руб., что на 10,5% больше, чем в 2020 году. Еще через семь лет, по итогам 2028-го, рынок вырастет более чем в два раза, до 26 млрд руб.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook