Состояние рынка FMCG в России: аналитика и тенденции
На фоне нового витка экономического кризиса многие потребители становятся более экономными, откладывая момент для покупки новых вещей. Подобная неуверенность и тенденции к пересмотру покупательских стратегий напрямую отражаются и на рынке FMCG, который переживает новую трансформацию из-за замедления потребительского спроса и пересмотра бизнес-стратегий игроками, что характерно для кризисных периодов.
Стремление потребителей к экономии напрямую отражается на FMCG-рынке: по результатам исследования, проведенного NielsenIQ в I квартале 2022 года, сразу 30% респондентов отметили, что стали приобретать меньше товаров повседневного спроса за последние три месяца. При этом подобное сокращение в периоды рецессий проявлялось и в предыдущие кризисы, а по опыту 2014-2015 годов можно сказать, что доля покупателей, сокращающих потребление, вероятнее всего увеличится.
Как FMCG-рынок реагирует на кризисы?
Как и в период пандемии, в кризис 2022 года произошел резкий всплеск продаж товаров, которыми покупатели хотели запастись по разным соображениям: на фоне введения новых санкций, из-за новостей об уходе ряда брендов и других.
Ажиотаж длился в течение трех недель, после чего наступил период резкого снижения спроса и перехода FMCG-рынка в состояние стагнации. При этом абсолютные значения продаж в два последних кризисных периода сопоставимы: объемы покупок FMCG в натуральном выражении достигли уровня пандемийного всплеска, а в денежном значительно превысили его.
Восстановление после ажиотажа: опыт 2020 года
Однако вне зависимости от того, как долго займет восстановление FMCG-рынка, уже сейчас становится очевидно, что многим игрокам придется в корне пересмотреть существующие стратегии продаж, чтобы адаптировать ассортимент, ценовую и промополитику, запуск новинок и другие аспекты бизнеса к новой реальности и новым покупательским моделям, сфокусированным вокруг экономии.