Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Технологии будущего для ритейла

Смотрите в каталоге
Гипер Универсам

Эксперты обсуждают технологии будущего для ритейла: какие из них представляются более перспективными, как они изменят ритейл, какую роль будет играть та или иная технология...

Алексей Жуков, генеральный директор Pulse Express

В сети достаточно давно ходит удивительный набор открыток 1910 года, опубликованный Национальной Библиотекой Франции «Bibliothèque nationale de France (BnF)». Изображения на открытках отражают представления людей начала ХХ века о жизни в 2000-ом году. Представления довольно наивные, и хоть во многом они, кажется, далеки от действительности нашего настоящего, концепции представлены вполне узнаваемо. Попробую и я угадать концепции будущего ритейла.

Уличный ритейл вымирает. Согласно данным британского Центра Исследований Ритейла в 50-х годах в Великобритании насчитывалось порядка 600 тысяч магазинов. К 2012 году их число сократилось до 290 тысяч. К 2020 году их останется лишь 220 тысяч. И если все пойдет так и дальше к 2030 году останется лишь 120 тысяч магазинов. Изменяющееся потребительское поведение британцев не щадит даже пабы! В живых останутся супермаркеты у дома, парикмахерские, маникюрные салоны и китайские ресторанчики - такие неутешительные прогнозы делают в своем отчете специалисты ParcelHero. Все остальное можно будет забрать из почтомата или заказать на дом.

Конечно это утрированная картина, но, кажется, что в будущем традиционный ритейл сменит формат и будет представлять собой шоу-румы, где можно будет посмотреть, «пощупать» товар и сделать заказ на него. Гроссери-ритейл останется в формате магазинов у дома, представляя клиентам доступ к товарам первой необходимости и категории импульсных покупок.

Поменяется система дистрибуции товаров. Доминирующей схемой товародвижения станет M2C (от производителя к потребителю). Чтобы компенсировать психологическое давление на человека от когнитивного эффекта большого выбора, перечень потребляемых товаров будет кастомизирован на основе индивидуальных характеристик потребителя и его окружения. Отдельные виды товаров можно будет покупать электронном в виде дистрибутивов для дальнейшей печати на домашнем 3D-принтере или в ближайшем центре 3D-печати.

Доставка товаров будет осуществляться на дом или в автоматизированные посылочные киоски с помощью воздушных и наземных дронов. Вернуть товар можно будет так же легко, как и получить – достаточно будет оставить его в терминале или в личном почтомате и дрон автоматически прибудет, чтобы забрать отправление.

Александр Кроль, эксперт в области маркетинговых коммуникаций, основатель сервиса Checkboxes.ru:

Умные витриныТехнология несколько лет используется за рубежом. Там умные витрины – не столько развлекательные интерактивные «экспонаты», сколько инструменты, решающий конкретные бизнес-задачи ритейла. Например, такой задачей может быть тестирование интереса к бренду в конкретном торговом комплексе – тогда продавцу не нужно вкладывать деньги в большие площади, окупаемость которых в расчете на арендную ставку может быть сомнительной. Вторая задача – исследования в рамках кампаний по выводу новых товаров.

Посетители торговых комплексов могут «примерить» товар с помощью голограмм и AR-технологий, которыми оснащены умные витрины. Самые современные витрины дополнены технологией распознавания лиц, интегрированы с соц.сетями и подтягивают обезличенный «хвост» данных о пользователе. У меня есть зарубежный партнер, который уже несколько лет внедряет подобную технологию по заказу крупных зарубежных брендов.

Умная упаковка. Она решает задачи в области логистики, значительно упрощая и автоматизируя складской учет. Будущее технологии, на мой взгляд, в том, что её широкое распространение сможет предоставить производителям достаточный массив данных. А эти данные откроют новые возможности для оптимизации задач продвижения и дистрибуции. Это будут «чистые данные» о месте и времени реализации товара, информация о том, сколько времени товар провел на складе дилера и с какими другими товарами соседствовал. Еще в 2007-ом году с коллегами мы подумывали о подобном проекте на базе ZigBee.

IOTОдной из технологий будущего ритейла я считаю максимальную клиентоориентированность. К примеру, сейчас, если в пределах гарантийного срока товар выходит из строя, покупатель должен сам доставить его в сервисный центр или к продавцу. Мое мнение, что в будущем, все большее распространение технологий IOT будет способствовать нивелированию данной проблемы. Когда производитель (сервисный центр) будет знать о поломке не со слов покупателя, а по данным датчиков самого прибора (по данным его диагностического узла) и уже без риска «ложного вызова» сможет забрать и заменить товар без участия потребителя. Тогда технологии действительно сделают ритейл клиенториентированным.

Дмитрий Токар, заместитель генерального директора компании КРОК по работе с сектором ритейла:

Есть такие отрасли, в которых компании находятся в условиях постоянной и острой конкуренции. К ним относятся и ритейлеры, которые как никто другой понимают важность внедрения передовых технологии для повышения собственной эффективности и увеличения прибыли. Например, многие из них начали пилотировать проекты в рамках концепции Интернета вещей, используя электронные ценники, системы самообслуживания и видеоаналитику для автоматического принятия решений.

Так, у одного нашего крупного заказчика, сети гипермаркетов, мы внедрили систему видеоаналитики, которая не просто распознает лица, а понимает, доволен или не доволен человек, как он передвигался по торговой точке, около какого товара сколько времени он стоял. Такую информацию можно эффективно использовать в целях безопасности или для маркетинга: если человека на входе узнает сканер, то продавец сможет найти его в базе клиентов и, например, обратиться к нему по имени или предложить ему те товары или услуги, которые заинтересовали его в прошлый визит.

Хороший экономический эффект для бизнеса могут дать технологии, способные не просто анализировать, но и строить прогнозы на основе полученных данных. К примеру, мы внедрили систему мониторинга и прогнозирования количества посетителей в крупном строительном гипермаркете для того, чтобы упростить управление магазинами. Решение было создано на основе нескольких open source аналитических систем, которые моделируют поток покупателей по множеству факторов – внутридневная динамика, день недели, микро- и макротренды, сезонный фактор. Имея точность прогноза в 90%, заказчик может оставить необходимое количество касс, оптимизируя зарплатный фонд и упрощая управление магазином. Это решение теперь доступно в виде услуги – КРОК выставляет оборудование на год или полгода, обрабатывает и передает менеджерам магазина результаты, а магазин далее пользуется информацией для принятия управленческих решений.

Для ритейла эффективная транспортировка – один из бизнес-критичных факторов. В этом сегменте умами заказчиков давно завладели беспилотники - небольшие дроны или огромные контейнеровозы. Некоторые даже успели применить их на практике, несмотря на очевидно недостаточно проработанную юридическую базу. Скорее всего именно роботизация станет следующим ключевым трендом в мире логистики, а в перспективе ближайших лет, уверен, свое применение найдут и мультимодальные технологии транспортировки. Примером может служить технология комбинированных железнодорожно-автомобильных перевозок прицепов (RO-RO-RAIL).

В области дальнейшего перехода к Интернет-торговле есть также ряд интересных технологий, например, AR и VR-решения, которые используются для создания специальных шоурумов. В России некоторые компании уже использовали такую технологию в своих салонах продаж, что привело к сокращению складских запасов – сам товар доставляется покупателям сразу на дом».

Константин Соловьев, заместитель председателя правления платежной системы «Лидер»

Доставкой дронами уже пользуются. Но в свете угрозы безопасности вряд ли это явление станет массовым. Скорее всего, она так и останется экзотикой. Ведь уже прозвучали предложения регулировать даже полеты квадрокоптеров. Если дрон полетит из одного конца города в другой и какой-либо сотрудник правоохранительных органов увидит в нем угрозу безопасности, например, на пути следования официального кортежа, судьба дрона будет понятной.

К тому же, стоит принимать во внимание, что дрон сам по себе устройство небезопасное и нахождение с ним дорогостоящего товара, который нужно доставить, нежелательно.

Голография и дополненная реальность, по моим прогнозам, очень востребованы в продажах розничных товаров. Сейчас, когда мы смотрим на товар на экране компьютера, цвет может не соответствовать действительности. Чем больше изображение товара окажется похожим на его реальный вид, тем выше будут продажи. Особенно это относится к дорогостоящим вещам – автомобилям, ювелирным украшениям. Покупателей, бесспорно, привлечет возможность примерить товар или сесть в машину, если они практически не будут отличаться от настоящих.

Полуавтоматические склады уже не новость. Следующий шаг – это настолько «умный» склад, на котором после набора определенной комбинации цифр покупателя будет ждать уже полностью собранный заказ. Прообраз – это склады Ikea.

 

Продолжение следует...

 

Компании и сервисы: IKEA, Checkboxes, Платежная система Лидер, Pulse Express, КРОК
Автор: Александр

Подписаться на новости

Читайте также

Ритейл уже понимает, чего он ждет от автоматизации, и подходит к этому процессу осознанно

Автоматизация в наше время охватывает все области бизнеса – в целом, и ритейла – в частности. На вопросы о том, как проходит автоматизация ритейла отвечает - Анастасия Гончарова, руководитель направления решений для управления цепочками поставок, компании КРОК. В частности, о тенденциях в автоматизации ритейла, возникающих сложностях/проблемах, а также - как они решаются, какие ожидаются и достигаются результаты, как используются новые инструменты (например, видеоаналитика) и т.д.

далее →

Тренды рынка фэшн-ритейла

Кризис 2015-2016 года стал серьезным вызовом для рынка российского фэшн-ритейла. Инфляция, падение доходов населения, изменение потребительских привычек – люди стали реже ходить в торговые центры, рациональнее относиться к покупкам и чаще обращать внимание на скидки и дискаунты. Как рынок адаптируется к новой реальности? Как меняется поведение потребителей и чем на это отвечают ритейлеры? Как планируют развиваться крупнейшие бренды в 2017 году? Представляем главные тезисы из исследования.

далее →

Потребительский интерес на рынке товаров общего спроса в России в I квартале 2017 года

В I квартале пользователи Avito в России среди товаров общего спроса больше всего интересовались бытовой электроникой и личными вещами, а меньше – товарами для хобби и отдыха, а также дома и дачи. В качестве метрики спроса эксперты использовали количество запрошенных контактов по объявлениям. Средняя цена товаров общего спроса на Avito в России составила 7 800 рублей.

далее →

Как снизить затраты при переходе на работу с онлайн-кассами, а то и вовсе избежать их

Переход на онлайн-кассы – мероприятие довольно затратное, поэтому мы собрали мнения экспертов и участников рынка о том, как можно снизить затраты на его реализацию, а то и вовсе их избежать. Итак…

далее →

Обсуждение экспертами новостей офлайн-ритейла за апрель

Наши эксперты: Константин Вальтер, управляющий парнер Arcanite LLC; Алексей Банников, генеральный директор ГК «Фотосклад.ру»; Александр Леус, директор Центра виртуальной реальности компании КРОК; Андрей Савин, коммерческий директор компании TRAFT; Елизавета Земцова, директор департамента маркетинга компании «Мир детства»; Антон Еликов, эксперт центра поддержки малого предпринимательства Мерката; Алёна Белова, менеджер по маркетинговым исследованиям и анализу рынка исследовательской компании Cleverra.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook