Тренды на рынке FMCG-товаров в России
Исследовательская компания GfK опубликовала отчет о состоянии FMCG-рынка в России. Рост сегмента в 2018 г. замедлился относительно 2017 г., однако компания заметила тенденцию на восстановление потребления. Как указано в исследовании, по итогам первого квартала этого года позитивная динамика была в 68% товарных категорий, против 51% в 2017 г.
Росту FMCG-рынка мешает акцент на промо, который делают ритейлеры, считают аналитики GfK. Доля покупок по промо с января по март 2018 г. выросла до 25,3%. Между тем по итогам первого квартала выиграли ритейлеры, которые развивались в сегментах функционального питания и здоровой еды и работали над ассортиментом новых вкусов и форматов продукта.
Покупатели перестали переключаться на более дешевые продукты, однако при стабилизирующейся инфляции цены растут и влияют на поведение потребителей.
«Мы можем констатировать, что тренд на даун-трейдинг остановился, а две трети FMCG демонстрируют позитивную динамику. Кроме этого в ряде категорий растет потребление в премиальном и супер-премиальном сегменте, а среди наиболее значимых каналов дистрибуции наряду с дискаунтерами, в рост пошли супермаркеты», — комментирует тенденции рынка Сергей Яшко.
Стоимость ежемесячной FMCG-корзины составила 12,7 тыс. руб. Лидирующими товарами традиционно остались мясо, молочные продукты, напитки, фрукты-овощи и фармпрепараты.
GfK проанализировала причины, которые определили успех самых быстрорастущих брендов в продовольственном сегменте. В продуктах питания оказались в выигрыше те, кто делал новые запуски в сегменте Здоровая еда и Функциональное питание и работал над ассортиментом новых вкусов и форматов продукта.
В этом году россиянам понравились предложения компаний, которые представляли органическую еду, делали акцент на натуральных или модных ингредиентах (авокадо, высокое содержание белка и т.п.).
«Для успеха продаж стало мало просто „хорошей цены“, нужно созвучие новым потребительским трендам, — говорит Елена Самодурова, руководитель отдела исследований потребительской панели GfK Rus. В частности, одна из непреложных ценностей для россиян (и при этом сильнейших источников для беспокойства) — здоровье и бодрость. Поэтому все, что направлено на поддержку этого аспекта жизни будет воспринято с большим вниманием потребителями в России».
Еще один фактор успеха FMCG-брендов — умная дистрибуция, которая учитывает не только значимость сетей, но ее релевантность для своей аудитории, а также роли категорий и покупательские миссии.
Исследования GfK показали, что репертуар магазинов, которые посещают домохозяйства для закупки товаров повседневного спроса, расширился, что говорит о том, что лояльность потребителей продолжает снижаться. На основе данных нового релиза исследования GfK Retail Monitor, GfK изучила список лидеров роста в FMCG-ритейле.
«В целом можно говорить о том, что 2018 год стал переломным для формата гипермаркетов и дискаунтеров. Бывшие еще в прошлом году лидерами этих каналов Магнит и Ашан уступили своим ближайшим конкурентам», — отмечает Алексей Горбатенко, руководитель группы управления проектами GfK Shopper Insights.
Впервые снизилась динамика продаж гипермаркетов в пользу магазинов возле дома. Аналитики GfK считают, что потребитель сегодня стремится сэкономить не только деньги, но и время, поэтому закупается в магазинах шаговой доступности.
А еще кроме хороших цен потребитель ищет свежий и интересный ассортимент и покупает не только товары и цены, но и впечатления.
Эти особенности покупательского поведения объясняют успех ритейлеров, кому удалось упрочить или улучшить свои позиции в 2018 году. Из 10 крупнейших сетей, по GfK, улучшили свои позиции Пятерочка, Лента, Карусель.