Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Тренды рынка фэшн-ритейла

Смотрите в каталоге
Одежда

Кризис 2015-2016 года стал серьезным вызовом для рынка российского фэшн-ритейла. Инфляция, падение доходов населения, изменение потребительских привычек – люди стали реже ходить в торговые центры, рациональнее относиться к покупкам и чаще обращать внимание на скидки и дискаунты. Как рынок адаптируется к новой реальности? Как меняется поведение потребителей и чем на это отвечают ритейлеры? Как планируют развиваться крупнейшие бренды в 2017 году? На эти и другие вопросы ответят аналитики РБК Исследования рынков на конференции, посвященной fasion-ритейлу, которая состоится 18 мая. Представляем главные тезисы из исследования.

Сложное время для всех

По данным РБК Исследования рынков, прошлый год оказался сложным для каждого второго fashion-ритейлера: 51% представленных на отечественном одежном рынке сетевых игроков были вынуждены закрыть часть магазинов, сократив свою розницу. В целом за период с февраля 2016 года по февраль 2017 года закрылись свыше 1 230 магазинов 547 ведущих сетевых операторов рынка. Сокращение розницы стало закономерным результатом спада продаж: за два кризисных года объем российского рынка одежды упал на 22%. Падение продаж в 2015 году составило 9,7%, а 2016 году оно достигло 13,2%.

Падение потребительского спроса ударило в первую очередь по среднему ценовому сегменту: часть покупателей стала закупаться в менее дорогих магазинах. Наряду с демократичными брендами неплохо чувствуют себя и ритейлеры детских товаров. Например, за февраль 2016 года – февраль 2017 года «Детский мир» открыл более 100 магазинов в России. На сегодняшний день ритейлер является одним из лидеров отечественного рынка одежды: 25% продаж сети приходится на категорию fashion.

Крупные сетевые проекты менее болезненно переживают кризис. На их стороне – большой опыт, профессиональные сотрудники и пул лояльных потребителей. Так, если рынок по итогам 2016 года в номинальном выражении упал на 6%, то сетевые fashion-ритейлеры показали рост на 5,9%.

Рис. 1. Сравнение динамики развития сетевого одежного ритейла и российского рынка одежды, % (приведен номинальный прирост)*

Источник: РБК Исследования рынков, дата актуализации – март 2017 года, – статистика по приросту выручек сетевых операторов рассчитан на основе анализа финансовых показателей 60 крупнейших компаний отрасли.

Позитивные тренды

Рынок демонстрирует признаки оздоровления. Так, иностранные бренды вновь проявили интерес к российскому рынку. За год (с февраля по февраль) на отечественный рынок вышли 11 новых брендов, в числе которых французский Aigle, английский Barbour, немецкая Jil Sander Navy и другие.

Результаты опросов РБК Исследования рынков тоже внушают оптимизм. Покупателям удалось приспособиться к рыночной ситуации: они уже не так склонны отказываться от покупок. По сравнению с мартом 2016 года в марте этого года снизилась доля потребителей, планирующих реже покупать женскую, мужскую и детскую одежду в среднем на 11%. В то же время заметно повысилась (в среднем на 20%) доля тех, кто планирует приобретать одежду в том же объеме, что и в 2016 году. Причем эта тенденция характерна как для покупателей детской и подростковой одежды, так и для покупателей мужской и женской. Сокращается и процент покупателей одежды более дешевых брендов.

При этом самый позитивный прогноз для рынка на этот год – сокращение темпов падения рынка. На рост рассчитывать пока рано.

Рис. 2. Динамика объема российского рынка одежды в 2009 – 2016 гг., млрд руб., %

Источник: РБК Исследования рынков, Росстат, дата актуализации – март 2017 года

А вот для рынка обуви ситуация остается кризисной. За последние два года потребительские привычки россиян ощутимо изменились: теперь они чаще предпочитают покупать одну универсальную классическую модель ходовых цветов. Рационализация спроса на обувь и снижение доли эмоциональных покупок сказывается на среднем чеке. Ритейлеры стремятся подстраиваться под новые условия, но всё равно теряют в продажах: в 2016 году объем продаж обуви в России сократился на 11,2%.

Драйверы роста

Один из драйверов развития fashion-ритейла в этом году – отложенный спрос. Также эксперты надеются на сохранение текущих валютных курсов, которые уже сегодня позитивно сказываются на маржинальности бизнеса. Прогноз Министерства Экономического Развития РФ также обнадеживает: российская экономика будет демонстрировать признаки оздоровления. По итогам 2017 года ВВП страны вырастет на 0,6%, доходы населения также будут расти – пусть и на скромные 0,2%.

Рис. 3. Планы россиян по будущим покупкам на одежду, март 2015 г. – март 2017 г., % от опрошенных покупателей соответствующих видов одежды

Компании и сервисы: Barbour, Детский мир, Jil Sander Navy
Автор: Анна

Подписаться на новости

Читайте также

19 ноября / Комментарии

Персонализация, самообслуживание и ещё 6 трендов в ритейле

Эксперты приложения «Кошелёк» изучили исследование CB Insights “Retail Trends 2019”, выбрали 8 инновационных трендов и рассказали, как их используют западные ритейлеры. 

далее →

31 октября / Комментарии

Обсуждение с экспертами сентябрьских новостей офлайн-ритейла

Новости инноваций в ритейле обсуждают наши эксперты: Дмитрий Зеленко, «Ланит Омни»; Александр Савельев, ГК «КОРУС Консалтинг»; Павел Родыгин, Accenture в России; Денис Бочаров, Orange Business Services Россия и СНГ; Чермен Дзотов, «Академия личного бренда»…

далее →

30 октября / Комментарии

8 основных страхов покупателей в России

Аналитики компании Ipsos выделили восемь потребительских трендов Ipsos Censydiam Trends 2019-2020, которые связаны со страхами людей. Эти страхи возникают под влиянием интенсивного развития технологий, изменения экономической, политической и демографической ситуаций в мире.  

далее →

8 октября / Комментарии

Секреты детского маркетинга

Компания GfK поделилась инсайтами, которые помогут определить наиболее значимые направления для приложения усилий и инвестиций в сфере маркетинга детских товаров.

далее →

7 октября / Комментарии

Исследование спроса на косметическую продукцию и средства для ухода

Специалисты Rate&Goods провели масштабное исследование, чтобы узнать, какие косметические и уходовые средства пользователи сервиса больше всего любят и чаще всего покупают.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook