Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Тренды рынка фэшн-ритейла

Смотрите в каталоге
Товары и услуги для детей

Кризис 2015-2016 года стал серьезным вызовом для рынка российского фэшн-ритейла. Инфляция, падение доходов населения, изменение потребительских привычек – люди стали реже ходить в торговые центры, рациональнее относиться к покупкам и чаще обращать внимание на скидки и дискаунты. Как рынок адаптируется к новой реальности? Как меняется поведение потребителей и чем на это отвечают ритейлеры? Как планируют развиваться крупнейшие бренды в 2017 году? На эти и другие вопросы ответят аналитики РБК Исследования рынков на конференции, посвященной fasion-ритейлу, которая состоится 18 мая. Представляем главные тезисы из исследования.

Сложное время для всех

По данным РБК Исследования рынков, прошлый год оказался сложным для каждого второго fashion-ритейлера: 51% представленных на отечественном одежном рынке сетевых игроков были вынуждены закрыть часть магазинов, сократив свою розницу. В целом за период с февраля 2016 года по февраль 2017 года закрылись свыше 1 230 магазинов 547 ведущих сетевых операторов рынка. Сокращение розницы стало закономерным результатом спада продаж: за два кризисных года объем российского рынка одежды упал на 22%. Падение продаж в 2015 году составило 9,7%, а 2016 году оно достигло 13,2%.

Падение потребительского спроса ударило в первую очередь по среднему ценовому сегменту: часть покупателей стала закупаться в менее дорогих магазинах. Наряду с демократичными брендами неплохо чувствуют себя и ритейлеры детских товаров. Например, за февраль 2016 года – февраль 2017 года «Детский мир» открыл более 100 магазинов в России. На сегодняшний день ритейлер является одним из лидеров отечественного рынка одежды: 25% продаж сети приходится на категорию fashion.

Крупные сетевые проекты менее болезненно переживают кризис. На их стороне – большой опыт, профессиональные сотрудники и пул лояльных потребителей. Так, если рынок по итогам 2016 года в номинальном выражении упал на 6%, то сетевые fashion-ритейлеры показали рост на 5,9%.

Рис. 1. Сравнение динамики развития сетевого одежного ритейла и российского рынка одежды, % (приведен номинальный прирост)*

Источник: РБК Исследования рынков, дата актуализации – март 2017 года, – статистика по приросту выручек сетевых операторов рассчитан на основе анализа финансовых показателей 60 крупнейших компаний отрасли.

Позитивные тренды

Рынок демонстрирует признаки оздоровления. Так, иностранные бренды вновь проявили интерес к российскому рынку. За год (с февраля по февраль) на отечественный рынок вышли 11 новых брендов, в числе которых французский Aigle, английский Barbour, немецкая Jil Sander Navy и другие.

Результаты опросов РБК Исследования рынков тоже внушают оптимизм. Покупателям удалось приспособиться к рыночной ситуации: они уже не так склонны отказываться от покупок. По сравнению с мартом 2016 года в марте этого года снизилась доля потребителей, планирующих реже покупать женскую, мужскую и детскую одежду в среднем на 11%. В то же время заметно повысилась (в среднем на 20%) доля тех, кто планирует приобретать одежду в том же объеме, что и в 2016 году. Причем эта тенденция характерна как для покупателей детской и подростковой одежды, так и для покупателей мужской и женской. Сокращается и процент покупателей одежды более дешевых брендов.

При этом самый позитивный прогноз для рынка на этот год – сокращение темпов падения рынка. На рост рассчитывать пока рано.

Рис. 2. Динамика объема российского рынка одежды в 2009 – 2016 гг., млрд руб., %

Источник: РБК Исследования рынков, Росстат, дата актуализации – март 2017 года

А вот для рынка обуви ситуация остается кризисной. За последние два года потребительские привычки россиян ощутимо изменились: теперь они чаще предпочитают покупать одну универсальную классическую модель ходовых цветов. Рационализация спроса на обувь и снижение доли эмоциональных покупок сказывается на среднем чеке. Ритейлеры стремятся подстраиваться под новые условия, но всё равно теряют в продажах: в 2016 году объем продаж обуви в России сократился на 11,2%.

Драйверы роста

Один из драйверов развития fashion-ритейла в этом году – отложенный спрос. Также эксперты надеются на сохранение текущих валютных курсов, которые уже сегодня позитивно сказываются на маржинальности бизнеса. Прогноз Министерства Экономического Развития РФ также обнадеживает: российская экономика будет демонстрировать признаки оздоровления. По итогам 2017 года ВВП страны вырастет на 0,6%, доходы населения также будут расти – пусть и на скромные 0,2%.

Рис. 3. Планы россиян по будущим покупкам на одежду, март 2015 г. – март 2017 г., % от опрошенных покупателей соответствующих видов одежды

Компании и сервисы: Детский мир, Jil Sander Navy, Barbour
Автор: Анна

Подписаться на новости

Читайте также

30 декабря 2020 / Комментарии

Обсуждение с экспертами ноябрьских новостей офлайн-ритейла

В этой статье мы обсудим последние новости и актуальные темы торговли и торговых отношений прошедшего месяца. Наши эксперты: Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агенства PR Parther; Александр Буренков, директор по электронной коммерции компании СБЕР ЕАПТЕКА; Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса ИТ-компании КРОК в ритейле; Оксана Любивая, основатель и генеральный директор ProStore by Lubivaya; Надежда Ульянова, руководитель практики «Финансы и недвижимость» коммуникационного агентства PR Partner, и другие.

далее →

29 декабря 2020 / Комментарии

В ожидании Новогоднего чуда. Актуальные тренды оформления новогодних витрин

Каждый год ритейлеры делают это! Праздничное оформление витрин начинается ещё с середины, а у некоторых торговых точек и с начала октября. Каждый магазин или торговый центр хочет выделиться. Но нельзя сказать, что оформление сильно отличается спустя года. Какие же актуальные тренды в украшении новогодних витрин присутствуют в 2020 году?

далее →

21 декабря 2020 / Комментарии

Как «Пятёрочка» помогла россиянам жить со вкусом во время локдауна

Как «Пятёрочка» в условиях жестких ограничений запускала новую накопительную акцию «Живи со вкусом», снимала рекламу, и при этом смогла перевыполнить все KPI акции и подарить своим гостям возможность создавать красивую атмосферу на кухне во время самоизоляции — расскажем в материале.

далее →

21 декабря 2020 / Комментарии

Accenture Fjord Trends: 2021 год изменит весь XXI век

На фоне пандемии COVID-19, изменений в экономике и обществе, человечество запустило волну инноваций, которая должна стать масштабным проектом развития на ближайшие десятилетия. Об этом говорится в четырнадцатом ежегодном исследовании компании Accenture Interactive «Fjord Trends 2021».

далее →

4 декабря 2020 / Комментарии

«Потребители стали более требовательными». CEO IHerb о потребительских предпочтениях клиентов из России

Переход россиян на здоровый образ жизни, ставший трендом в последние пару лет, сказался на их потребительских предпочтениях. О том, какая продукция теперь интересует российских покупателей, рассказал гендиректор российского подразделения американского маркетплейса iHerb Илья Микин.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook