Методические материалы → Офлайн-ритейл

Компании и рынки

Законодательство и ритейл — итоги 2017 года

Смотрите в каталоге
Маркетплейсы

Обсуждаем — какие новации 2017 года в законодательстве оказали или еще окажут наибольшее влияние на ритейл. А также — те инициативы, которые в итоге не были приняты, и те, которые планируются на этот год...

Иван Шевельков, юридический центр «Высшая инстанция»

В минувшем году нововведения законодательства затронули и ритейлеров. В июне 2017 года президент России Владимир Путин поддержал инициативу искусственно ограничить долю рынка для «федеральных» ритейлеров. По мнению представителей крупных поставщиков, стремление попасть в федеральные сети вынуждает локальных производителей повышать качество своей продукции. А уменьшение доли для крупных поставщиков позволит не таким крупным участникам рынка выйти на новый уровень, не производя кардинальных преобразований, иногда приводящих к ухудшению качества товара. Минпромторг, однако выступил против подобной инициативы.

Негативную реакцию также вызвал законопроект депутатов партии КПРФ, которые предложили создать государственный контроль уровня торговой наценки. Эта инициатива, по мнению экспертов, представляет собой «шаг к национализации розничных сетей».

Также скептически была встречена законодательная инициатива замглавы комитета Федерации по аграрно-продовольственной политике об установлении ограничений на график работы крупных сетевых участников этой сферы.

В качестве еще одного предложения можно отметить инициативу депутата партии «Единая Россия» о внесении изменений в ФЗ «О торговле». В частности, он предложил ввести послабления для малых и средних ритейлеров (годовая выручка до 4 и 40 млрд. рублей соответственно). Также было предложено снять ряд ограничений по предельной доле рынка в регионе для ритейлеров среднего звена.

Из уже действующих изменений стоит отметить поправки в закон о госрегулировании и поправки в КоАП РФ, вступившие в силу в январе 2017 года. Эти изменения благополучно сказались на отечественных производителях, а рынок продовольственного ритейла достаточно быстро подстроился под них.

Анализируя вступившие в силу изменения, можно прийти к выводу, что поставщики в основном выиграли в вопросах, связанных со сроками оплаты товаров и документооборотом.

Но не все так безоблачно. Снижение размера максимального совокупного вознаграждения торговым сетям от поставщиков за оказываемые услуги, как-то: продвижение, упаковка товаров — с 10 до 5 процентов сказалось на ритейле негативно.

На мой взгляд, закон позволил «встряхнуть» крупные торговые сети. Снижение доходности заставило ритейлеров оптимизировать свою сферу деятельности.

Елена Фабер, Circle K Russia

В 2017 году законодательная база в сфере ритейла не претерпела существенных изменений. Одними из наиболее значимых изменений в сфере коммерции и ритейла стали поправки к законам «О торговле» и «О закупках». Изменения, внесенные в закон «О торговле» были благоприятно восприняты в первую очередь поставщиками. Сроки оплаты товаров сократились, но продвигать их стало сложнее из-за ограничений в маркетинговой политике и логистике. Потребители от этого ничего особо не приобрели, но и не потеряли, и на розничных ценах изменения в законодательстве не отразились. Сокращения обязательных сроков оплаты товаров поставщику коснулись только небольших ритейлинговых компаний. Впрочем, экономические условия пока таковы, что платежеспособный спрос падает, поэтому все ритейлеры скептически относятся к необходимости усиления государственного регулирования.

В законопроектах, касающихся прав на интеллектуальную собственность, прослеживается четкая тенденция в сторону послабления ограничений на параллельный импорт. Стоит отметить, что подобную перспективу правообладатели воспринимают негативно. В 2018 году должно быть принято постановление Конституционного суда, касающееся изменений в сфере интеллектуальной собственности. Данные нововведения коснутся и ритейлеров. К положительным изменениям можно отнести возникновение условий, при которых произойдёт увеличение конкурентной среды при одновременном снижении цен на товары.

Данный фактор ослабит порог вхождения на уже занятые рынки. Существенным недостатком может стать снижение качества и надёжности новых товаров, выводимых на рынок. Усложнится процедура взаимодействия с импортёрами, не обладающими высоким уровнем платёжеспособности и, следовательно, не имеющими возможности погасить обязательства в случае возникновения претензий к качеству и безопасности товара. Данный фактор может создать сложности при соблюдении «Закона о защите прав потребителей».

К числу наиболее ожидаемых нововведений, косвенно влияющих на сферу коммерции и ритейла можно отнести поправки к Налоговому кодексу РФ, касающиеся новых норм о борьбе с налоговыми злоупотреблениями. В силу вступила статья 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Данная статья вводит в правовое поле РФ систему GAAR (General anti-avoidance rule). Регулирующими органами был определен перечень нарушений, по которым определяется степень виновности топ-менеджмента организации (директора и главного бухгалтера) в непогашении требований кредиторов. Изменения в закон были разработаны ФНС России и одобрены Конституционным Судом.

На мой взгляд, в данном контексте также будет уместно рассмотреть законопроекты, касающиеся контроля и регулирования долговых обязательств частных предпринимателей и топ-менеджмента компаний. В федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» были внесены статьи, определяющие степень ответственности руководителей организаций. Также в закон были внесены дополнения, касающиеся порядка определения лиц, ответственных за контроль должника и регламентирующих их функции.

В сфере ритейла и пищевой промышленности в 2018 году прогнозируется высокая вероятность банкротства ряда контрагентов. Основные риски могут возникнуть у ритейлоров, рассматривающих вопрос приобретения коммерческой недвижимости для расширения сети.

В 2018 году планируется утверждение Правительством РФ «пятого антимонопольного пакета». Согласно комментариям представителей ФАС, основная задача нового законопроекта — организация регулирования цифровых монополий.

Максим Лагутин, Б-152

Нужно отметить значительные изменения в части законодательства о персональных данных. Основные риски для ритейла в области персональных данных в том, что он использует множество технологий для отслеживания клиентов. Например, перемещения посетителей по залу, определение это за посетитель, привязки его действий к его покупкам и т.д. чтобы потом таргетировать подход менеджеров магазина, предложения какого-либо товара посетителям. По факту, они привязывают оффлайн к онлайну и могут так в дальнейшем определять пользователя. Это большая проблема для ритейлеров, потому что это — биометрические персональные данные. По закону — это особый вид персональных данных, требующий специальным образом выраженного согласия на их сбор и обработку.

Помимо этого, в 2017 году ужесточилось требования законодательства в части штрафных санкций. А в 2018 году ожидается введение новых штрафов за нарушения в области сбора и обработки персональных данных.

Еще одним из рисков является то, что позиция Роскомнадзора неоднозначна в части обогащения персональных данных о посетителях: магазинов, сайтов ритейлеров, их страниц в социальных сетях, и несет в себе те риски что информация в социальных сетях может быть незаконно собранной, и регуляторы могут потребовать их уничтожить.

Что делать, чтобы снизить эти риски? Ритейлерам стоит пересмотреть свои программы лояльности в части использования там персональных данных. Часто анкеты для получения скидок, рассылок об акциях через e-mail и смс обладают большим количеством полей. Позиция Роскомнадзора такова, что каждое поле организация должны обосновать — зачем оно требуется для исполнения целей программы лояльности. Если доказать это не удастся, то будут последствия. Поэтому стоит пересмотреть программу лояльности, и пытаемся внутри себя обосновать зачем она требуется, зачем те или иные данные в анкете используются. Помимо этого, немаловажным фактором является что очень много анкет не соответствуют требованиям законодательства и за это уже есть отдельный штраф с лета прошлого года.

В случае сбора биометрических персональных данных, т.е. информации с камер, которые привязывают внешность посетителя к его покупкам, стоит на стендах в магазинах размещать информацию что ведется видеонаблюдение, чтобы человек заходя в магазин тем самым давал согласие на обработку персональных данных.

Юлия Сяглова, институт отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС

В 2017 году произошло знаковое событие в области законодательства в ритейле — это введение в действие 54-ФЗ Об онлайн-кассах. С 1 февраля 2017 года контрольно-кассовая техника должна была отправлять электронные версии чеков оператору фискальных данных. Таким образом обычный кассовый аппарат нужно было заменить на фискальный накопитель, подключить кассу к интернету, заключить договор с оператором фискальных данных и отправлять чеки в электронном виде в Федеральную налоговую службу через оператора фискальных данных.

Как это повлияло на ритейл? Прямо. И по-разному. Например, для крупных оффлайн- и онлайн-компаний, которые обладали огромными оборотами данный переход не был чем-то особенным и не обременил эти компании ни с организационной, ни с финансовой точки зрения. А вот с малыми предприятиями дело обстояло гораздо сложнее. Переход был довольно дорогостоящим и требовал полной замены существующего оборудования на новое. Поэтому до сих пор в 54 ФЗ вводятся разнообразные поправки, которые, с одной стороны, направлены, как, впрочем, и сам закон, на создание прозрачности торговли, а, с другой стороны, не задушат малое предпринимательство совсем и позволят найти некий компромисс. По поводу новаций 2018 года, это опять же 54 ФЗ и его поправки в части организации работы такого сегмента ритейла, как вендинговые аппараты. Сейчас обсуждаются поправки в части механизма печати чека и замены ее на использование QR кода и прочие дополнения и уточнения.

Владимир Лапардин, интернет-агентство А25

Как подрядчики по продвижению и оптимизации интернет-магазинов, отметим, что в 2017 году обновленные требования по применению ККТ в соответствии с ФЗ-54 вынудили многие магазины искать различные решения по интеграции касс со своими информационными системами. Ведь теперь даже если вы принимаете платеж в электронном виде (например, банковской картой или онлайн-деньгами), вы обязаны предоставить покупателю чек и отправить данные в налоговую о совершенной транзакции в течении 5 минут. Такая оперативность невозможна без четко отлаженной работы всех взаимодействующих информационных систем и стабильного канала связи.

Возросший интерес к автоматизации бизнес-процессов позволил владельцам интернет-магазинов «расширить и углубить» свои знания в области цифрового маркетинга и электронной коммерции. Что, как следствие, привело к росту количества запросов на эти услуги. Так более 85% наших клиентов за 2017 год внедрили в свои компании не только платежные решения, но и системы сквозной аналитики (Roistat, например). Что позволило точно контролировать окупаемость своих вложений в рекламу. А вместе с этим выросла и эффективность магазинов в сети.

Обобщая вышесказанное, очевидно, что такие новации в законодательстве стимулируют бизнес к увеличению эффективности бизнеса, что положительно сказывается как на росте самого бизнеса, так и на развитии российского рынка ритейла в целом.

Максим Шифман, эксперт веб-сервиса Контур.Маркет компании СКБ Контур

В 2018 году состоится вторая волна перехода на онлайн-кассы. Этот процесс регламентируют закон № 54-ФЗ и закон № 290-ФЗ, который внес изменения в 54-ФЗ. С 1 июля 2018 года начать применять ККТ обязаны три сегмента бизнеса:

  • юридические лица, которые занимаются вендинговой торговлей.
  • юридические лица и ИП на ОСНО и УСН, которые принимают оплату через электронные кошельки, клиент-банки и другие электронные средства платежа.
  • в сфере розницы и общепита — юридические лица на ЕНВД и ИП на ЕНВД и ПСН с сотрудниками.

Как малому бизнесу сэкономить? ИП на ЕНВД и ПСН могут уменьшить единый налог на сумму расходов по приобретению кассы. Компенсация не должна превышать 18 тысяч рублей на каждый экземпляр ККТ (Федеральный закон № 349-ФЗ от 27.11.2017). Уменьшить расходы можно и за счет комплексных предложений, которые есть на рынке.

Общепит осваивает новые правила списания крепкого алкоголя и пива. С 15 января 2018 года со стороны Росалкогольрегулирования появился дополнительный контроль за актами списания с причиной «Реализация». Напомню, что в общепите фактом продажи считается не отбитый чек, а вскрытие бутылки, кеги или другой тары. Количество вскрытых бутылок нужно фиксировать в акте реализации и отправлять его в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после продажи. С 15 января в таком акте нужно заполнять сумму продажи — это касается пива и крепкого спиртного. Если в ресторане продается крепкий алкоголь, то в акт реализации нужно еще и сканировать марку. Так что 2018 год для общепита начался с приобретения 2D-сканеров и освоения нового формата актов списания с причиной «Реализация».

Росакогольрегулирование поэтапно вводит поштучный (помарочный) учет в ЕГАИС. Поштучный учет касается крепкого алкоголя, маркированного акцизными или федеральными специальными марками. Раньше ЕГАИС мог фиксировать марку только при производстве маркированного алкоголя, во время его постановки на баланс в магазине или общепите и во время продажи конечному потребителю.

В 2018 году сведения о марке появятся во всех товарно-транспортных накладных, то есть государство сможет отслеживать перемещение каждой бутылки между оптовиком, контрагентом и конкретной торговой точкой. Продавцы должны будут отправлять в ЕГАИС накладные в новом формате. Возможно, им придется изменить свои бизнес-процессы, например, сканировать каждую бутылку во время приема партии от поставщика. ФСРАР этого не требует, но если поставщик что-то перепутает, то ответственность за продажу алкоголя с маркой, не учтенной в партии, ляжет на ресторан или магазин. Предполагаю, что при приеме все-таки придется сканировать каждую бутылку. ФСРАР может изменить сроки или требования, так что участникам алкогольного рынка нужно пристально следить за новостями Росалкогольрегулирования.

Татьяна Глазачева, исполнительный директор Robokassa (проект — Robo.market)

Введение 54-ФЗ продолжает оказывать большое влияние на ритейл. В 2018 году бизнес не остановится в поиске решений, способных сократить количество издержек от новации. Однако по сравнению с прошлым годом шумиха немного утихнет. Согласно изменению 290-ФЗ, принятому 03.07.2016, ИП могут работать без кассовой техники до 1 июля 2018 года. Конечно, у ИП еще много времени для перехода, но не исключено, что инициативы по обелению рынка все же уведут часть компаний в тень.

Антон Еликов, эксперт центра поддержки малого предпринимательства Мерката

С 1 июля 2018 года нас ждет переход на ГИС «Меркурий» — систему электронного отслеживания ветсертификатов, сопровождающих мясо-молочную и прочую продукцию животного происхождения, а также корма для животных.

Начался эксперимент по маркировке табака и будет продолжаться весь 2018 год. По его итогам запустят табачный ЕГАИС. Вообще идет тенденция на отслеживание движения всех групп товаров и услуг.

Есть разработки и по туристическому ЕГАИСу (онлайн-отслеживание всех этапов оплаты тура) и лекарственного, и по обуви и много чего еще. Весь вопрос в том, удастся ли к концу года выработать какое-то единое понимание, целостную систему отслеживания или единые критерии отслеживания. Потому-что если будут 333 разные системы контроля, в каждую из которых надо будет заносить информацию и со своими особенностями, а иначе штраф — это, конечно, станет адом для ритейла.

Компании и сервисы: Robo.market

Читайте также

23 мая 2022 / Комментарии

Вы делаете это неправильно: как сдать склад в субаренду

Тема субаренды в сегменте складской недвижимости сейчас одна из самых обсуждаемых. Инструмент, которым еще пару месяцев назад пользовались единицы, стал главным альтернативным источником предложения качественных площадей для потенциальных арендаторов. Эксперт Radius Group, девелопера индустриального парка «Южные Врата», рассказывает, как впустить на свои площади субарендаторов учитывая интересы всех сторон.

далее →

16 мая 2022 / Комментарии

Состояние рынка FMCG в России: аналитика и тенденции

Стремление потребителей к экономии напрямую отражается на FMCG-рынке: по результатам исследования, проведенного NielsenIQ в I квартале 2022 года, сразу 30% респондентов отметили, что стали приобретать меньше товаров повседневного спроса за последние три месяца.

далее →

12 мая 2022 / Комментарии

Рынок программ лояльности: исследование спроса и рейтинг программ

ИАА TelecomDaily выяснило, что россияне активно участвуют в программах лояльности: об этом заявили 78% опрошенных. В среднем на одно домохозяйство приходится 16 программ лояльности — как бесплатных, так и платных. При этом большинство (59%) пользуются и платными программами лояльности (подписки, расширенные тарифы телеком-операторов, программы привилегий и пр.)

далее →

10 апреля 2022 / Комментарии

Какие склады нужны ритейлу в 2022

В 2020-2021 главным драйвером рынка складской недвижимости был e-commerce, по данным консалтинговых компаний на него пришлось 937 тыс. м² — это 35% от общего объема сделок, а ТОПовым форматом склада был фулфилмент. Как отмечают эксперты Radius Group, высокий спрос на складские площади наблюдался также со стороны представителей розничной торговли — 22% от всех заключенных сделок. Третье место — у транспортных и логистических компаний.

далее →

27 января 2022 / Комментарии

5 ошибок при светодизайне витрин в торговой галерее

Светодизайн – один из ключевых факторов в оформлении витрин. Особенно, когда речь идет о галерее в торговом центре. Ведь здесь магазинам приходится ориентироваться не только на собственный корпоративный стиль, но и на общую концепцию ТЦ и окружающих арендаторов. Архитекторы группы компаний UNK назвали ТОП-5 ошибок, которые совершают арендаторы ТРЦ при световом оформлении витрин.

далее →