Право на фотографии в интернет-магазине

Право на фотографии в интернет-магазине

Виртуальная витрина любого интернет-магазина сильно зависит от качества фотографий товаров. Со временем многие предприниматели приходят к тому, что нужно сделать свои фотографии продукции.  Кто-то нанимает фотографа в штат, кто-то прибегает к услугам фрилансера.

К сожалению, недобросовестные конкуренты начинают воровать фотографии. Получается, что интернет магазин платит и за себя и «за тех ребят».

Мы решили подготовить инструкцию по защите прав для интернет магазинов. Но чтобы защищать фотографии, нужно сначала стать их правообладателем. О том, как это сделать, читайте в этой статье.

Фотография является объектом авторского права (с ч.1 ст. 1259 Гражданского Кодекса РФ).

Чтобы впоследствии иметь возможность бороться с нарушителями, интернет – магазину нужно получить права на созданные объекты от фотографа, т.е. стать правообладателем.

Здесь возможно 2 варианта:

Вариант 1 Интернет магазин имеет штатного фотографа.

Обязательно заключите с фотографом трудовой договор.

Согласно законодательству, если в договоре не предусмотрено иное, права на фотографии, создаваемые сотрудником, переходят к работодателю.

Нюанс 1  

В трудовом договоре в  должностных обязанностях сотрудника должно  быть указано, что он занимается проведением фотосъемки объектов для интернет магазина.

Нюанс 2  

При проведении крупных фотосессий  рекомендуем составлять служебное задание с перечнем фотографируемых предметов.  Документ должен содержать срок, в течение которого сотрудник должен выполнить работу, требования к фотографиям (размер, фон, цвет/чб  и т.д.), подпись работника и работодателя.

Если трудовой договор оформлен правильно, интернет-магазин  становится правообладателем фотографий.

2. Интернет магазин заказывает фотографии у фрилансера.

Заключайте договора авторского заказа. Очень важно включить в него следующие условия: предмет, срок исполнения, размер вознаграждения. При отсутствии одного из условий, договор считается незаключенным.

Если со сроками и вознаграждением все ясно, то про предмет поговорим чуть подробней.

Договор должен содержать опись заказываемых фотографий и конкретные требования к ним. Чем подробней, тем лучше:

  • для чего создаются;
  • где их предполагается использовать; 
  • что в них должно быть;
  • в каком стиле они должно быть выполнены;
  • цвет или ч/б и пр. 

 Чтобы не «утяжелять» конструкцию договора мы рекомендуем выносить эти условия в приложение, добавив в предмет такой пункт: «Перечень Произведений и требования к ним согласованы Сторонами в Приложении №1 к Договору, которое является его неотъемлемой частью».

Договор должен предусматривать, что после выполнения работ фотографом, права перейдут к магазину.

Передачу результата работ и прав на фотографию лучше всего оформить отдельным актом.

Условие в договоре можно сформулировать так: «Все исключительные авторские права на использование фотографий в любой форме и любым способом переходят к Заказчику с момента подписания Сторонами Акта сдачи-приемки Материалов».

Договор и акт-приема передачи будут доказательствами того, что интернет – магазин обладает правами на фотографии, сделанные фрилансером.

Несколько важных моментов, которые пригодятся впоследствии для защиты прав:

1. Просите вести фотографа съемку в формате RAW. Требуйте, чтобы Вам передавались как фотографии в формате JPEG, так и в формате RAW. Храните их и не в коем случае не удаляйте.

2. Просите фотографа в настроить камеру, чтобы в EXIF были записаны сведения о фотографе, дате съемке и пр.

3. Перед тем как выложить фотографию в сеть немного обрезайте исходник, ставьте на фотографию знак копирайта и название магазина.

Если у Вас правильно оформлены документы, Вы становитесь правообладателем фотографий. О том, как бороться с нарушителями c помощью имеющихся доказательств, мы поговорим в следующей статье.

Если у Вас остались какие-либо вопросы, пожалуйста, пишите их в комментариях,  постараюсь на все ответить :)

Автор: юрист Павел Мищенко runetlex.ru

Читайте также

2 июня 2021 / Комментарии

Регулирование рекомендательных систем — идея, которую неправильно поняли

В конце марта в закон «Об информации» предложили внести очередные изменения. На этот раз речь шла о регулировании рекомендательных систем, которые формируют выдачу под каждого пользователя. Они работают везде: от поисковика Яндекса до маркетплейсов. Правильно ли истолковали предложение, какие скрытые проблемы не учли авторы и насколько идея реализуема технически?

далее →

26 апреля 2019 / Комментарии

При покупке товаров за границей надо платить пошлину. Что это такое и как ее оплачивать?

Разберемся, на что обращать внимание при заказе товара из-за границы, как рассчитать пошлину и какими способами ее можно оплатить.

далее →

27 июня 2018 / Комментарии

Обзор поправок в 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники"

Ряд поправок был известен заранее и активно обсуждался в предпринимательской среде, но некоторые из них стали для бизнеса сюрпризом. Антон Румянцев, директор OFD.RU, сделал обзор принятых нововведений.

далее →

26 июня 2017 / Комментарии

Новые штрафы за нарушение законодательства при сборе персональных данных - что делать?

С 1 июля резко изменяются санкции за нарушение законодательства при сборе персональных данных. В сегодняшнем материале – эксперты отвечают на вопросы: что собственно изменилось? И как с минимальными издержками избежать новых санкций - информационному сайту, сайту интернет-магазина, и т.д.

далее →

20 апреля 2017 / Комментарии

Что принесет рынку закон о регулировании онлайн-агрегаторов товаров (услуг)

О том, что из себя представляет собой нашумевший законопроект о регулировании онлайн-агрегаторов товаров (услуг), что он принесет отрасли, пользователям, и т.д. - рассуждают эксперты и участники рынка...

далее →