Алексей Прыгин: ecommerce логистика через призму 10 лет

Смотрите в каталоге
Order Fulfillment

На днях компания МаксиПост анонсировала свой выход из компании Itella и смену владельца. При этом в компании остается ее бессменный руководитель — Алексей Прыгин, который буквально месяц тому назад опубликовал свое заявление об уходе в группе Курьерская доставка в facebook (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена). Мы решили узнать у Алексея, почему он решил уйти, и почему решил остаться, а заодно побеседовали с ним о текущих преобразованиях в компании, о ее будущем и будущем рынка курьерской доставки в России.

Алексей, 10 лет в одной компании — это большой срок, сейчас на рынке труда тренд на 3-5 лет максимум, потом переход, повышение и т.д. Поэтому, с одной стороны, Ваше желание сменить работу выглядело логичным, а с другой — волнительным для рынка... Что удерживало и в итоге все-таки удержало в этой компании?

Все эти годы меня мотивировало и вдохновляло то, что я был не просто наблюдателем и очевидцем, я был участников всех этих фантастических преобразований! МаксиПост рос и менялся вместе с рынком, и я рос вместе с ним. Я пришел в компанию совсем зеленым управленцем в костюме и новых ботинках, и меня прямо во всем этом торжественном обмундировании адресовали разбираться с проблемами на склад. Там я всю ночь и проработал и больше в костюмах на работу не ходил. Зато собственными руками вместе с командой создавал и внедрял все инновации. Научился слушать клиентов, подстраиваться под их запросы, соблюдать баланс интересов — заказчиков и бизнеса компании. Это очень ценный опыт, потому что требования клиентов никогда не замораживаются, они всегда растут. Каждый хочет что-то поменять, либо бизнес-процесс, либо вид отчетности, либо текст в смс, либо время ожидания курьера. С этим надо уметь работать. Мы научились. Все эти годы было сложно и безумно интересно.

А что самое важное произошло на рынке курьерской доставки за эти годы? Тогда и сейчас — в чем принципиальная разница?

10 лет назад рынок был еще в зачаточном состоянии. Курьерок было мало, цены были выше, а допуслуг вообще не было — ни возвратной логистики, ни примерок, ни частичного выкупа — ничего. Доставил и забыл. За эти годы изменилось все — и не только объем рынка. При этом российская логистика в силу ряда объективных причины развивалась своим — особым путем, она не «тупо» догоняла запад с его стандартами. Мы бы не могли пойти путем Европы или Америки в силу двух важных факторов — географических масштабов и неравномерности доходов по регионам.

В силу этих причин российская логистика не могла обеспечить высокую скорость доставки, и поэтому ей приходилось завоевывать доверия своих клиентов другими «плюшками» — дополнительными услугами. Клиенты требовали то одно, то другое, а мы подстраивались под их требования. Я всегда утверждал, что наша логистика — самая инновационная в мире. И это не шутка.

Почему все-таки захотели уйти и почему в итоге остались?

Потому что захотелось сменить обстановку. У меня и в личной жизни большие перемены — в этом году у меня родилась дочь, наверно, это подтолкнуло что-то поменять и на другом уровне. Я начал поиски новой работы задолго до продажи компании, а когда понял, что будет смена власти, сам стал искать потенциального покупателя — очень хотелось найти того, кто не разрушит созданное нами за все это время. В итоге я сам обратился к Денису с предложением обсудить совместные планы. Наталья Капацинская, основатель компании, меня в этом поддержала. Так что наше движение друг к другу было встречным. Думаю, что и Денису, и МаксиПосту сильно повезло: компания нашла нового идейного лидера, а он — уверенного в себе игрока рынка, которого он сможет развить с учетом своего опыта. А его опыт — опыт управленца, который в свое время «вытащил» IM Logistic, дорогого стоит.

После «смены власти» я еще какое-то время находился в поиске, и уже был на пороге того, чтобы принять одно из нескольких предложений. Денис, надо отдать ему должное, с уважением отнесся к моему желанию перемен, но дал понять, что я могу в любой момент изменить свое решение. В итоге я понял, что такого драйва, такой возможности поучаствовать в больших событиях, какие грядут здесь, в других местах у меня не будет. И решил принять в них участие.

Как себя чувствует МаксиПост сейчас — после двух лет работы в рамках большой международной корпорации? Что изменилось за эти два года, был ли этот опыт полезным для компании?

Все, что нас не убивает, делает нас сильнее! Я конечно шучу, но доля истины в этом есть. Это был интересный и полезный опыт, и у нас были реальные возможности для синергии. У них — мощная транспортная система и складская инфраструктура, фулфилмент, у нас — последняя миля и высокая скорость доставки. Что-то получилось, что-то в силу объективных причин — нет. Об этом в свое время подробно рассказывала Наталья Капацинская, основатель МаксиПоста. Для нас оказался очень полезным опыт тщательного планирования и максимально подробной отчетности (западные компании очень хорошо умеют считать деньги и планировать бюджеты), у больших корпораций и линия горизонта дальше — они свои стратегии разрабатывают на много лет вперед, это важно. Мы свое стратегическое видение тоже «подтянули» в процессе. Мы закрыли 2017 год с 60%-м ростом выручки, открыли 5 новых филиалов (всего их сейчас 16), серьезно усилили свою ИТ-инфраструктуру, она готова к любым нагрузкам.

А что нас ждет «в грядущем»? Как рынок будет развиваться дальше, какие сценарии?

Как я уже сказал, сейчас почти все курьерки заточены на то, чтобы забирать посылки в Москве или Санкт-Петербурге, но рано или поздно эта ситуация изменится, в частности, последние новости о сотрудничестве Почты России и ВТБ это подтверждают: совместными усилиями они собираются строить много новых сортировочных хабов по всей стране, чтобы транспортные магистрали позволяли перевозить посылки напрямую из региона в регион, минуя центр. Это серьезно сократит сроки доставки в регионах.

Второй сценарий, который я вижу, это выход курьерских служб на конечных пользователей и развитие услуг для них. Сейчас доставки C2C делают в основном только крупные федеральные курьерские службы, если один человек продает что-то напрямую у другому, он с большой вероятностью воспользуется Почтой РФ. Это огромный рынок, и думаю, что курьерские службы, которые сейчас обслуживают только интернет-магазины, вскоре сюда устремятся.

И, наконец, технологические инновации — они тоже будут постепенно внедряться на рынок, так как его игрокам нужно оптимизировать затраты путем сокращения рабочих мест. Сейчас почему-то инновации в логистике ассоциируются, в основном, с дронами, в связи с чем на рынке присутствует определенный скепсис — особенно после истории с испытанием беспилотника, который убился об стену. Но жизнь на месте не стоит, уже появляются колл-центры, которые без участия оператора «беседуют» с покупателем и автоматическом режиме назначают дату доставки. Яндекс анонсирует разработку беспилотных автомобилей и т.д.

Компании и сервисы: Itella, IML, MaxiPost, ВТБ24
Автор: igor-nazarov

Читайте также

16 марта / Комментарии

Ориентир на восток: ТОП-10 технологий автоматизации складской логистики из Китая

Для России китайское направление не совсем новое, уже есть успешные кейсы сотрудничества. Так китайское оборудование применяют или тестируют на складах Wildberries, OZON, Почта России, DPD. В этом материале ТОП-10 технологий автоматизации складской логистики, в которых китайские поставщики могут заменить европейских.

далее →

22 ноября 2021 / Комментарии

Фулфилмент для электронной торговли: задачи, тренды и состояние рынка

Data Insight при поддержке партнеров Арвато, ExpressRMS, Кактус, ЛТ Менеджмент, Почта РФ выпускает очередное исследования рынка фулфилмента. Его основные задачи — предоставить оценку российского рынка фулфилмента, зафиксировать актуальные тренды, описать состояние рынка и проанализировать услуги, которые на нём представлены.

далее →

24 сентября 2021 / Комментарии

«Идеальная логистика для бизнеса»: исследование AliExpress Россия и РАЭК

AliExpress Россия и РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций) изучили представления российских предпринимателей о том, какой должна быть идеальная логистика для электронной торговли. Опрос представителей почти 400 российских компаний из сферы e-commerce.

далее →

6 августа 2021 / Комментарии

Исследование стоимости доставки сборных грузов по России в 2021 году

Информационный проект Main Mine провёл исследование стоимости доставки сборных грузов по России в 2021 году, а также сравнил ситуацию с 2020 годом.

далее →

30 июля 2021 / Комментарии

Маркетплейсы и логистика: работа в условиях увеличения спроса

В связи с масштабированием объемов заказов, поставщики в маркетплейсы нуждаются в сотрудничестве с логистическими компаниями, так как собственные курьерские службы не справляются с таким потоком посылок. В этом материале обсудим —почему маркетплейсы могут не принять товар и где хранить товар поставщику.

далее →