Алексей Прыгин: ecommerce логистика через призму 10 лет
На днях компания МаксиПост анонсировала свой выход из компании Itella и смену владельца. При этом в компании остается ее бессменный руководитель — Алексей Прыгин, который буквально месяц тому назад опубликовал свое заявление об уходе в группе Курьерская доставка в facebook (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена). Мы решили узнать у Алексея, почему он решил уйти, и почему решил остаться, а заодно побеседовали с ним о текущих преобразованиях в компании, о ее будущем и будущем рынка курьерской доставки в России.
Алексей, 10 лет в одной компании — это большой срок, сейчас на рынке труда тренд на 3-5 лет максимум, потом переход, повышение и т.д. Поэтому, с одной стороны, Ваше желание сменить работу выглядело логичным, а с другой — волнительным для рынка... Что удерживало и в итоге все-таки удержало в этой компании?
Все эти годы меня мотивировало и вдохновляло то, что я был не просто наблюдателем и очевидцем, я был участников всех этих фантастических преобразований! МаксиПост рос и менялся вместе с рынком, и я рос вместе с ним. Я пришел в компанию совсем зеленым управленцем в костюме и новых ботинках, и меня прямо во всем этом торжественном обмундировании адресовали разбираться с проблемами на склад. Там я всю ночь и проработал и больше в костюмах на работу не ходил. Зато собственными руками вместе с командой создавал и внедрял все инновации. Научился слушать клиентов, подстраиваться под их запросы, соблюдать баланс интересов — заказчиков и бизнеса компании. Это очень ценный опыт, потому что требования клиентов никогда не замораживаются, они всегда растут. Каждый хочет что-то поменять, либо бизнес-процесс, либо вид отчетности, либо текст в смс, либо время ожидания курьера. С этим надо уметь работать. Мы научились. Все эти годы было сложно и безумно интересно.
А что самое важное произошло на рынке курьерской доставки за эти годы? Тогда и сейчас — в чем принципиальная разница?
10 лет назад рынок был еще в зачаточном состоянии. Курьерок было мало, цены были выше, а допуслуг вообще не было — ни возвратной логистики, ни примерок, ни частичного выкупа — ничего. Доставил и забыл. За эти годы изменилось все — и не только объем рынка. При этом российская логистика в силу ряда объективных причины развивалась своим — особым путем, она не «тупо» догоняла запад с его стандартами. Мы бы не могли пойти путем Европы или Америки в силу двух важных факторов — географических масштабов и неравномерности доходов по регионам.
В силу этих причин российская логистика не могла обеспечить высокую скорость доставки, и поэтому ей приходилось завоевывать доверия своих клиентов другими «плюшками» — дополнительными услугами. Клиенты требовали то одно, то другое, а мы подстраивались под их требования. Я всегда утверждал, что наша логистика — самая инновационная в мире. И это не шутка.
Почему все-таки захотели уйти и почему в итоге остались?
Потому что захотелось сменить обстановку. У меня и в личной жизни большие перемены — в этом году у меня родилась дочь, наверно, это подтолкнуло что-то поменять и на другом уровне. Я начал поиски новой работы задолго до продажи компании, а когда понял, что будет смена власти, сам стал искать потенциального покупателя — очень хотелось найти того, кто не разрушит созданное нами за все это время. В итоге я сам обратился к Денису с предложением обсудить совместные планы. Наталья Капацинская, основатель компании, меня в этом поддержала. Так что наше движение друг к другу было встречным. Думаю, что и Денису, и МаксиПосту сильно повезло: компания нашла нового идейного лидера, а он — уверенного в себе игрока рынка, которого он сможет развить с учетом своего опыта. А его опыт — опыт управленца, который в свое время «вытащил» IM Logistic, дорогого стоит.
После «смены власти» я еще какое-то время находился в поиске, и уже был на пороге того, чтобы принять одно из нескольких предложений. Денис, надо отдать ему должное, с уважением отнесся к моему желанию перемен, но дал понять, что я могу в любой момент изменить свое решение. В итоге я понял, что такого драйва, такой возможности поучаствовать в больших событиях, какие грядут здесь, в других местах у меня не будет. И решил принять в них участие.
Как себя чувствует МаксиПост сейчас — после двух лет работы в рамках большой международной корпорации? Что изменилось за эти два года, был ли этот опыт полезным для компании?
Все, что нас не убивает, делает нас сильнее! Я конечно шучу, но доля истины в этом есть. Это был интересный и полезный опыт, и у нас были реальные возможности для синергии. У них — мощная транспортная система и складская инфраструктура, фулфилмент, у нас — последняя миля и высокая скорость доставки. Что-то получилось, что-то в силу объективных причин — нет. Об этом в свое время подробно рассказывала Наталья Капацинская, основатель МаксиПоста. Для нас оказался очень полезным опыт тщательного планирования и максимально подробной отчетности (западные компании очень хорошо умеют считать деньги и планировать бюджеты), у больших корпораций и линия горизонта дальше — они свои стратегии разрабатывают на много лет вперед, это важно. Мы свое стратегическое видение тоже «подтянули» в процессе. Мы закрыли 2017 год с 60%-м ростом выручки, открыли 5 новых филиалов (всего их сейчас 16), серьезно усилили свою ИТ-инфраструктуру, она готова к любым нагрузкам.
А что нас ждет «в грядущем»? Как рынок будет развиваться дальше, какие сценарии?
Как я уже сказал, сейчас почти все курьерки заточены на то, чтобы забирать посылки в Москве или Санкт-Петербурге, но рано или поздно эта ситуация изменится, в частности, последние новости о сотрудничестве Почты России и ВТБ это подтверждают: совместными усилиями они собираются строить много новых сортировочных хабов по всей стране, чтобы транспортные магистрали позволяли перевозить посылки напрямую из региона в регион, минуя центр. Это серьезно сократит сроки доставки в регионах.
Второй сценарий, который я вижу, это выход курьерских служб на конечных пользователей и развитие услуг для них. Сейчас доставки C2C делают в основном только крупные федеральные курьерские службы, если один человек продает что-то напрямую у другому, он с большой вероятностью воспользуется Почтой РФ. Это огромный рынок, и думаю, что курьерские службы, которые сейчас обслуживают только интернет-магазины, вскоре сюда устремятся.
И, наконец, технологические инновации — они тоже будут постепенно внедряться на рынок, так как его игрокам нужно оптимизировать затраты путем сокращения рабочих мест. Сейчас почему-то инновации в логистике ассоциируются, в основном, с дронами, в связи с чем на рынке присутствует определенный скепсис — особенно после истории с испытанием беспилотника, который убился об стену. Но жизнь на месте не стоит, уже появляются колл-центры, которые без участия оператора «беседуют» с покупателем и автоматическом режиме назначают дату доставки. Яндекс анонсирует разработку беспилотных автомобилей и т.д.