Data Insight: Фулфилмент для интернет-торговли 2019

Смотрите в каталоге
Order Fulfillment

Компания Data Insight представила исследование «Фулфилмент для интернет-торговли 2019». Основная цель — детально описать услуги фулфилмента и принятые модели ценообразования и дать интернет-магазинам ориентиры при выборе оператора.

Основные выводы:

  1. В 2018 году рынок российского фулфилмента оценивается в 13 млрд рублей и 41 миллион посылок.
  2. Услуги фулфилмента предлагают более 70 компаний. Все компании, заметные в 2016 году, по-прежнему активны, появилось несколько новых игроков.
  3. Средняя стоимость отправления составляет 317 рублей (с учетом дополнительных услуг, но без учета доставки).
  4. В 2019 году рынок ожидают изменения. В первую очередь они связаны с приходом в фулфилмент крупных игроков.
  5. Число компаний, использующих фулфилмент, также растет — с 2016 года у крупных операторов стало на 52% больше клиентов.
  6. Основными конкурентами фулфилмент-оператора становятся не другие фулфилмент-операторы и не 3PL-компании, а именно магазины и марктплейсы.
  7. Важной особенностью рынка фулфилмента остается отсутствие единых стандартов в предоставлении услуг и ценообразовании.
  8. Оплата по операциям, так или иначе используют 95% опрошенных операторов.

Рынок фулфилмента в России

Около 80% рынка занимают четыре крупнейшие компании: Arvato, Бета ПРО, Маршрут и СДТ. Мы оцениваем рынок в 13 млрд рублей и 41 миллион посылок. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) с 2016 года составил 36%. Задействованные складские площади у крупнейших операторов выросли в 1,6 раз, количество занятых сотрудников — более чем на треть. В первую очередь рынок растет за счет крупнейших операторов, а важнейшим сдерживающим фактором является недостаток складских площадей.

Средняя стоимость отправления за два года немного выросла и составляет 317 рублей (считая дополнительные услуги, но не учитывая доставку) против 305 рублей в 2016. На один заказ приходится немногим более двух метров складских площадей.

Услуги в области фулфилмента предлагают более 70 компаний — от гигантов, которые отправляют миллионы посылок в год и где заняты сотни и даже тысячи сотрудников, до совсем небольших — с десятком сотрудников и 20-30 тысячами заказов в течение года. Представлены все типы компаний — собственно фулфилмент-операторы, созданные специально для обслуживания интернет-магазинов, курьерские службы и транспортные компании, 3PL-компании, сами магазины и маркетплейсы. Есть универсальные операторы, работающие со всеми или практически со всеми категориями товаров, есть специализирующиеся на двух-трех близких категориях.

Что происходит: ключевые тренды

Новые игроки

Наиболее насыщенными по количеству новых игроков были 2012-2013 годы. Более половины значимых на рынке фулфилмент-компаний работают с 2013 года. Все операторы, заметные в 2016 году, сейчас по-прежнему активны, и мощности большинства из них растут. Однако в последние годы также появлялись новые игроки — по крайней мере, семь новых компаний с начала 2016 года.

За сравнительно короткий период на рынок фулфилмента вышло несколько новых больших игроков — магазины и маркетплейсы. В 2014 году направление фулфилмента появилось у Ozon и Wildberries, в 2015 — у Lamoda, в 2017 — у Беру! По своему устройству и принципам работы они не похожи на всех остальных — у них по-другому выстроены процессы, отличаются модели ценообразования и отношения с клиентами. Им требуются огромные складские пространства — в частности, Озон заявил о планах увеличить свои мощности в два с половиной раза к концу 2019 года и в десять раз — к 2023 году. Маркетплейсы сегодня пока не предоставляют свой фулфилмент, а перепродают услуги других операторов: eTraction, Маршрут, СДТ.

Кроме того, они выделяются по своему происхождению — изначально это IT-компании, которые располагают сильными специалистами и большим количеством знаний и ресурсов в области технологий. Это является огромным преимуществом — учитывая, что автоматизация и технологии становятся необходимым условием успеха и в складской обработке, и в хранении.

Помимо интернет-магазинов и маркетплейсов о намерении предлагать услугу фулфилмента заявила Почта России. Для этого предполагается использовать инфраструктуру Почты и склады новых логистических центров.

Очевидно, что новые игроки способны очень сильно повлиять на рынок и полностью изменить принятые модели работы.

Новые клиенты

У крупных компаний заметно выросло количество клиентов: на 52% по сравнению с 2016 годом.

В интернет приходят оффлайновые магазины — в том числе бренды и крупные сети. Их ключевые компетенции — товарная матрица (у брендов) и точки продаж (у сетей). Интернет для них — еще один дополнительный канал продаж, не самый главный. Многим из них удобно отдать все процессы, связанные с электронной коммерцией, на аутсорс и не вникать в них. Таким образом, их интересует не только фулфилмент сам по себе, но и дополнительные услуги — всё, что обеспечивает функционирование интернет-магазина. Многие магазины сталкиваются со сложностями — построить процессы, которые обеспечивали бы необходимый уровень качества, оказывается не так просто.

Второй существенный драйвер рынка — небольшие магазины. В том числе не имеющие опыта онлайн-продаж, а в некоторых случаях — и оффлайн-продаж тоже, потому что сейчас многие производители открывают магазины сразу в интернете, не задерживаясь в оффлайне. Такие компании отправляют небольше тысячи заказов в месяц. Им также нужно больше, чем базовый набор услуг фулфилмента. Кроме того, часто они не имеют времени и ресурсов, чтобы разбираться в предложениях разных операторов. Наиболее подходящим выходом для них становятся предложения маркетплейсов и крупнейших магазинов — Беру!, Lamoda, Ozon, Wildberries.

Это приводит к тому, что основными конкурентами фулфилмент-оператора сегодня становятся не другие фулфилментоператоры и не 3PL-компании, а именно магазины и маркетплейсы.

Развитие дополнительных услуг

Средняя стоимость отправления выросла по сравнению с 2016 годом — с 305 до 317 рублей. Это произошло за счет роста стоимости комплектации заказов и дополнительных услуг, а хранение подешевело.

Сам по себе фулфилмент — достаточно сложный и разноплановый сервис, который по мере развития начинает включать в себя больше компетенций. Появляются запросы на интегрированные решения. Особенно со стороны новых игроков — оффлайновых компаний и маленьких магазинов. Им всем нужна комплексная услуга — не только сам фулфилмент, но и доставка, колл-центр, работа с покупателями, все возможные варианты платежей. В некоторых случаях — также и поддержка сайта. Поэтому возрастает значимость дополнительных сервисов, которые умеют оказывать операторы, а также автоматизации — для клиента многое может зависеть от удобства интеграции IT-систем.

Операторам выгодно развитие дополнительных сервисов — они приносят больше дохода, чем основные услуги фулфилмента. И хотя в настоящее время более востребованными остаются основные услуги, в дальнейшем универсальные игроки окажутся в более выигрышном положении.

С другой стороны, остается и всегда будет оставаться большая группа компаний — и как правило, это крупные магазины, — которые оставляют за собой многие операции, считая их принципиально важными для бизнеса. Например, колл-центр — он может заниматься не только согласованием заказов, но и дополнительными продажами, и работой с претензиями. Они отдают на аутсорс только фулфилмент и доставку.

Отсутствие стандартов

На рынке фулфилмента нет единых стандартов в предоставлении услуг и ценообразовании — все операторы строят процессы по-своему и, соответственно, предлагают разные наборы услуг. Похожие по сути услуги могут состоять из разных операций и, как следствие, давать разные результаты. Более того, операторы используют разные модели ценообразования, так что сравнивать их предложения между собой напрямую нельзя. Из-за этого процесс выбора фулфилмента остается для многих клиентов более сложным, чем мог бы быть. Для крупных магазинов с большим количеством товаров важно и то, что переезд к другому оператору будет дорогим, поэтому они подходят к выбору еще более осторожно.

Эта ситуация вряд ли изменится в ближайшее время — в целом набор фулфилмент-услуг определен, регулирование рынка, по сути, отсутствует, и для операторов сложно и бессмысленно стремиться к унификации процессов и ценообразования. Кроме того, сами клиенты приходят к операторам с принципиально разными запросами, и разноплановость рынка дает им возможность выбрать наиболее подходящую модель.

Централизация

Общая проблема российской логистики не обошла и фулфилмент. Он по-прежнему сконцентрирован в крупных городах — в первую очередь в Москве. При российских географических условиях — с низкой магистралью, плохим качеством дорог и сильным разбросом населенных пунктов — компаниям очень важно сотрудничество с Почтой России и умение использовать новые продукты и возможности, которые появляются у национального почтового оператора.

«Основная тенденция, которую мы будем наблюдать и в следующем году, — смена подрядчиков интернет-магазинами, телемагазинами и маркетплейсами. Сейчас компании очень вдумчиво и осознанно походят к выбору фулфилмент-оператора, тщательно смотрят на техническое оснащение его складских комплексов и IT-инфраструктуру, большое значение уделяют наличию собственных складов, контакт-центра In-House. Сейчас рынок фулфилмента поделен между несколькими крупными игроками, у них многолетний опыт работы, крупные клиенты и успешные кейсы. И можно предположить, что и в следующем году „погоду“ на рынке фулфилмента будут делать именно эти компании. Спрос рождает предложение, и при динамично развивающейся интернет-торговле фулфилментоператоры будут расширять свои складские комплексы, совершенствовать складские технологии, внедрять современные IT-системы (прежде всего WMS- и TMS-системы), автоматизированные решения и будут уделять пристальное внимание оптимизации затрат на логистику», комментирует Алексей Грязнев, генеральный директор ЗАО «СДТ»

Компании и сервисы: Маршрут, arvato Россия, Беру, eTraction, Бета ПРО - фулфилмент для интернет магазинов

Читайте также

24 августа 2022 / Комментарии

Как выбрать службу доставки за 3 шага и начать отправлять заказы через 10 минут

Как организовать передачу товаров из интернет-магазина? Можно осуществлять доставку собственными силами, привлекать курьерские службы для работы внутри города или сотрудничать с логистическим партнером, который будет доставлять посылки по стране и за рубеж.

далее →

15 июля 2022 / Комментарии

Анализ стоимости доставки сборных грузов по России

В 2022 году информационный портал Main Transport провёл очередное ежегодное исследование стоимости доставки сборных грузов по России. В исследовании принимали участие восемь крупнейших транспортных компаний, перевозящих грузы от 1 кг.

далее →

30 июня 2022 / Комментарии

Самовывоз из ПВЗ и постаматов: покупательские предпочтения и паттерны

Исследование посвящено самому популярному в России способу доставки из интернет-магазинов — самовывозу. В исследовании подробно рассмотрены три основных вида самовывоза: из «классических» пунктов выдачи заказов, из постаматов и из магазинов с выдачей заказов на кассе.

далее →

16 марта 2022 / Комментарии

Ориентир на восток: ТОП-10 технологий автоматизации складской логистики из Китая

Для России китайское направление не совсем новое, уже есть успешные кейсы сотрудничества. Так китайское оборудование применяют или тестируют на складах Wildberries, OZON, Почта России, DPD. В этом материале ТОП-10 технологий автоматизации складской логистики, в которых китайские поставщики могут заменить европейских.

далее →

22 ноября 2021 / Комментарии

Фулфилмент для электронной торговли: задачи, тренды и состояние рынка

Data Insight при поддержке партнеров Арвато, ExpressRMS, Кактус, ЛТ Менеджмент, Почта РФ выпускает очередное исследования рынка фулфилмента. Его основные задачи — предоставить оценку российского рынка фулфилмента, зафиксировать актуальные тренды, описать состояние рынка и проанализировать услуги, которые на нём представлены.

далее →