Доставка крупногабаритных товаров: специфика рынка и основные тренды
Data Insight публикует результаты исследования «Доставка крупногабаритных товаров» при поддержке генерального партнера исследования — ГлавДоставка, а также партнера исследования — Global Delivery.
Доставка крупногабаритных грузов — один из сегментов рынка, который сильно вырос за время пандемии и будет продолжать расти в будущем. Массовый отъезд жителей больших городов на дачи увеличил спрос на доставку товаров из интернет-магазинов в регионы.
Основные выводы:
- На рынке нет единого понимания, что такое крупногабаритные грузы.
- Чаще всего специальные условия для более тяжелых товаров заключаются в увеличении цены.
- Российские интернет-магазины отправили в 2019 году 24,07 млн заказов тяжелее 10 кг и 7,06 млн заказов тяжелее 30 кг.
- Доставка крупногабаритных товаров остается одной из самых сложных областей логистики. К ней не применимы основные тренды последнего времени, тогда как требования ко всем участникам доставки возрастают.
- Крупногабаритные заказы актуальны для 19 товарных категорий, в которые входят в том числе товары для туризма и активного отдыха, так и товары для офиса.
Логистика интернет-магазинов
В ходе исследования были изучены условия доставки 200 магазинов — по 10 в каждой из товарных категорий, для которых наиболее актуальна грузовая доставка.
Большинство из этих магазинов — 90% — располагает своей службой доставки. 29% обходятся только своими силами.
34% магазинов дают покупателю возможность выбирать самому и готовы отправить заказ любой транспортной компанией.
По сравнению с остальными интернет-магазинами, у магазинов их «тяжёлых» категорий в среднем больше логистических партнёров. Чаще всего у магазина от 2 до 4 постоянных партнёров, однако почти у трети магазинов (31%) пять или больше, а у 12% — более семи. Часто доставкой КГТ занимается другой партнёр или партнёры, чем остальных товаров.
Структура каналов доставки также отличается. Доставка по почте есть у 35% магазинов из «тяжёлых категорий» — это существенно меньше, чем в среднем по магазинам, у которых больше 100 заказов в день. Только у 5% есть доставка в постаматы — в большинстве случаев она не актуальна. Самовывоз есть у многих, однако в этом случае часто имеются в виду не широкие сети пунктов выдачи, благодаря которым можно забрать заказ в удобном месте, а склад или оффлайновый магазин.
Как правило, магазины, которые используют собственную и партнёрскую службы доставки, оценивают качество собственной доставки значительно выше. Большинство опрошенных поставили собственной службе 9 или 10 (по десятибалльной шкале), а партнёрской — от 6 до 8. Среди названных недостатков ключевые — проблемы с подъёмом на этаж, отсутствие сборки и установки, высокая стоимость услуг.
Небольшие магазины чаще сотрудничают с индивидуальными предпринимателями и агрегаторами ИП. Качество их услуг, в среднем, оценивают ещё ниже — от 5 до 7. Здесь среди проблем фигурируют более базовые вещи — сроки доставки, обязательность и коммуникационные способности водителей.
На рынке нет единого понимания, что такое крупногабаритные грузы
С формальной точки зрения, крупногабаритный груз — такой, который не может поместиться в стандартное транспортное средство. Например, строительная техника или промышленное оборудование. Для его доставки необходим спецтранспорт, кран и разрешение на перевозку. Однако на рынке электронной коммерции подобные грузы встречаются редко, и здесь крупногабаритными называют практически любые товары, к которым применяются ограничения или специальные условия доставки.
Все участники рынка — и магазины, и транспортные компании, и курьерские службы — пользуются разными определениями, поэтому сложно сравнивать их услуги и тарифы напрямую.
Чаще всего специальные условия для более тяжёлых товаров заключаются в увеличении цены. Товары делятся на группы по весу, и доставка более лёгких обходится дешевле. Например, в магазине Эльдорадо товары делятся на мелкогабаритные (до 5 кг) и крупногабаритные (более 5 кг), и доставка крупногабаритных по Москве стоит на 70% больше.
Ещё одно распространённое ограничение — на доставку в пункты выдачи заказов или постаматы. Для больших и тяжёлых грузов эта опция недоступна. Например, в постаматах Ozon ограничение по весу — 9,6 килограмм, по габаритам — 39×54×31 сантиметров, у PickPoint ограничение по весу 15 килограмм, а размер самой большой ячейки — 60×60×60 сантиметров. Пункты выдачи Boxberry различаются по типу грузоподъёмности, в зависимости от него они принимают посылки не тяжелее 15, 20 или 31 килограмма.
Другие возможные ограничения — отсутствие срочной доставки, более широкие интервалы по сравнению с доставкой лёгких заказов, обязательная предоплата, отдельная плата за подъём на этаж. Некоторые магазины просто не доставляют товары больше какого-то веса и габаритов в определённые регионы. Маркетплейсы могут предоставлять продавцам КГТ только часть возможностей, например, Ozon работает с крупногабаритом только по модели FBS (fulfillment by seller) — отгрузка товаров со склада продавца.
Всего те или иные ограничения по весу указаны в условиях доставки 88 из 200 изученных магазинов. Разброс очень большой. Самое сильное ограничение по весу среди изученных магазинов — это 1 килограмм, самое слабое — 1,5 тонны. Медианный вес, после которого начинаются ограничения, — 15 килограмм.
Примеры условий доставки крупногабаритных товаров в магазинах разных товарных категорий (Москва)
Оценка рынка доставки крупногабаритных заказов
По оценке DataInsight, российские интернет-магазины отправили в 2019 году 24,07 млн заказов тяжелее 10 кг и 7,06 млн заказов тяжелее 30 кг.
Одна из особенностей крупногабарита — в том, что большая часть посылок занимает не одно место, а несколько — вплоть до 5–6. То есть один заказ разделяется на части и учитывается как несколько разных мест. Количество мест зависит от товарной категории, большое их количество особенно характерно для мебели и шин. Поэтому мы приводим два варианта оценки рынка: по количеству заказов, совершённых в магазинах крупногабаритных товарных категорий, и по количеству мест, соответствующих этим заказам.
Согласно оценке Data Insight, российские интернет-магазины в 2019 году отправили более 24,07 млн заказов тяжелее 10 килограмм(3). Это составляет примерно 5% от всего рынка логистики для электронной коммерции. Этому количеству заказов соответствует 53,95 млн грузовых мест. Доля заказов тяжелее 30 килограмм оценивается в 1,5% от рынка, то есть 7,06 млн.
Для анализа рынка КГТ были выделены категории, доля крупногабаритных заказов в которых превышает 1% от всех заказов. В оценке не участвует категория «Продукты питания», поскольку в этой категории действуют другие условия доставки.
В каждой из выбранных категорий аналитики оценили долю доставок, содержащих КГТ. Оценка проводилась через опрос магазинов и курьерских служб. Полученная доля применена к общему числу заказов внутри категории по ТОП 3000 интернет-магазинов (около 80% всех заказов на рынке). Полученные значения проверялись на данных курьерских компаний.
Число заказов с КГТ учитывает B2C-заказы российскими покупателям в российских интернет-магазинах. Данные не учитывают трансграничные крупногабаритные товары и доставки, оформляемые на месте в оффлайн-магазине после совершения покупки.
Наибольшее количество крупногабаритных заказов совершается в двух товарных категориях — мебель и автозапчасти. На них приходится 50% всех посылок тяжелее 10 килограмм. Среди других значимых для КГТ категорий есть как сравнительно небольшие, но преимущественно с тяжёлыми заказами — например, шины и диски, так и крупные категории, в которых заметна становится даже небольшая доля крупногабарита.
Самые «тяжёлые» категории — с самой большой долей заказов с крупногабаритными товарами — это шины и диски (95%), мебель (90%), товары для ремонта и строительства (70%) и спортивный инвентарь: велосипеды, лыжи, доски (70%). Заметный вклад (по 5%) в крупногабаритные посылки вносят также категории, где доля тяжёлых товаров гораздо меньше, но сами они больше — электроника и техника и товары для детей.
Поэтому в исследовании приводятся две оценки: по количеству заказов весом от 10 килограмм в 19 товарных категориях
Специфика доставки крупногабаритных товаров
Доставка крупногабаритных товаров — одна из самых сложных областей логистики.
Так происходит по нескольким причинам:
1. К доставке КГТ не применим один из основных трендов последнего времени — доставка в большие пункты выдачи заказов и постаматы. Большие и тяжёлые товары не помещаются в ячейки постаматов, и значительная часть ПВЗ с ними также не работают. Для ПВЗ важно иметь возможность хранить достаточно большое количество заказов на ограниченной площади в течение по крайней мере нескольких дней, и выдавать крупные посылки невыгодно.
Исключение составляют терминалы транспортных компаний, однако самовывоз из терминала и из ПВЗ отличаются довольно сильно. Самые крупные сети терминалов на порядок меньше сетей ПВЗ, и выбрать удобно расположенный терминал возможно далеко не всегда. Кроме того, получить тяжёлый груз, дотащить его до машины, а потом самому поднять в квартиру покупателям тоже сложно, а в некоторых случаях — невозможно.
16% людей, которые предпочитают курьерскую доставку другим способам, назвали в качестве причины этого именно тяжёлые или объёмные заказы.
В бытовом понимании, КГТ — это не только сравнительно редкие покупки бытовой техники, мебели или какоголибо оборудования. Это в том числе регулярные рутинные заказы домой и на работу — большие упаковки корма для животных, игрушки, расходные материалы для офисов.
2. Доставка крупногабарита — комплексная услуга. Для неё становятся важны отдельные части процесса, о которых при обычной доставке не всегда задумываются. Нужно довести груз до нужного адреса, а потом донести его до удобного места в квартире. В случае обычных товаров это не вызывает никаких проблем, но при доставке КГТ для этого может понадобиться несколько человек. Кроме того, организатору доставки важно понимать ещё множество деталей: сможет ли грузовик подъехать к дому и припарковаться, есть ли бесплатная парковка, сколько в доме этажей, есть ли грузовой лифт и т.п.
Часто именно этот этап становится причиной многих проблем и недовольства покупателей. При оформлении заказа интернет-магазину нужно получить всю необходимую информацию от покупателя, который обычно не задумывается о деталях — работает ли в его подъезде грузовой лифт, нужно ли подниматься по ступенькам до лифта. Если магазин предоставляет транспортной компании договариваться с покупателем самостоятельно, стоимость или условия доставки могут оказаться для него неожиданными. В самых плохих ситуациях — например, если товар не проходит в дверной проём — оформляется возврат.
Кроме того, из-за большего количества деталей по сравнению с доставкой обычных вещей для успешного аутсорса логистики КГТ становятся важны постоянные сотрудники транспортных компаний и курьерских служб, которые регулярно работают с конкретными магазинами. Они уже знакомы со спецификой заказов и понимают, что и как делать — это очень важно для магазинов.
3. При доставке крупногабарита ко всем участникам доставки и к организации самого процесса предъявляются новые требования.
- Необходима машина, причём в разных ситуациях требования к ней отличаются. Кузов машины должен соответствовать габаритам товара (например, для холодильника или спортивного тренажёра высотой 2 метра нужна машина с соответствующей высотой кузов и шириной ворот — 2 метра плюс запас на погрузку и разгрузку.
- Выполнять работу курьера в этом случае может не каждый. Как минимум, курьер должен быть способен поднять и нести 25–30 килограмм, а иногда — значительно больше. Иногда требуется несколько человек.
- При доставке между городами возрастает значимость правильной загрузки машины и защитной упаковки — чтобы уменьшить вероятность повреждения в пути.
4. Для КГТ актуальны дополнительные услуги, которые не относятся непосредственно к доставке, но тоже важны для покупателя. Например, вынос старой техники или мебели, подключение, сборка, утилизация упаковки. Особенно актуально это при покупке мебели, бытовой техники, сантехники, оборудования для дома и офиса. Сейчас в большинстве случаев покупатели договариваются о подключении и сборке отдельно, а проблемы со старой мебелью и упаковкой решают самостоятельно.
От логистов введение подобных услуг требует существенного увеличения ресурсной базы — в штате должны появиться не только грузчики, но и сборщики, и технические специалисты. Также нужен другой подход к процессам, когда последняя миля заканчивается не вручением покупателю товара, а приведением его в рабочее состояние.
Пока есть достаточное количество магазинов, у которых реализована доставка только до подъезда, а подъёма на этаж нет, даже платного — соответственно, о дополнительных услугах пока даже речи не идёт. Есть даже магазины, доставка из которых возможна только до первого препятствия — шлагбаум, КПП и т.п.
5. Если магазин работает с несколькими транспортными компаниями, возрастает значимость технических решений, которые помогают магазину подобрать оптимального партнёра для каждого конкретного случая. Все транспортные и логистические компании рассчитывают стоимость по-своему: принимают размеры товара в разных единицах, опираются на разные параметры — например, кто-то рассчитывает стоимость в зависимости от веса, а кто-то от габаритов, по-разному учитывают упаковку, используют разное API. Кроме того, у всех есть сильные и слабые стороны. Магазину нужно уметь быстро принимать решение, кому отдать заказ, и показывать покупателю стоимость доставки — в идеале в момент заказа.
Небольшие магазины часто не могут позволить себе вложить много ресурсов в техническую интеграцию. Получается, что они не знают заранее стоимость доставки и не могут показать её покупателю ни при заказе, ни сразу после него. Им приходится давать покупателю примерный расчёт стоимости, потому что даже для одних и тех изделий итоговая стоимость может различаться. Например, у некоторых компаний для того, чтобы груз застраховали, необходима жёсткая обрешётка, которая может быть реализована по-разному. Размер упаковки влияет на объём груза и, соответственно, на итоговую стоимость доставки.
6. Достаточно часто КГТ — не только большие и тяжёлые товары, но и дорогие. В первую очередь, это касается бытовой техники, но и мебель, и спортивный инвентарь, и автозапчасти могут стоить дорого. Поэтому магазинам приходится страховать все перевозки и думать о том, как избежать хищений при доставке. Одна из возможностей решить эту проблему — терминальный контроль, видео процессов погрузки и разгрузки, которое позволяет понять, на каком этапе произошло хищение. Для этого в терминалах должны быть установлены камеры.
Магазины рекомендуют покупателям тщательно осматривать товары при получении, и только потом подписывать документы. Если что-то не так, приходится оформлять возврат и забирать товар — и это может вызывать дополнительные сложности.
Однако потребители делают это далеко не всегда. Контроль целостности доставленных товаров, таким образом, ложится на курьерскую компанию.