Доставка крупногабаритных товаров: специфика рынка и основные тренды

Смотрите в каталоге
Логистика

Data Insight публикует результаты исследования «Доставка крупногабаритных товаров» при поддержке генерального партнера исследования — ГлавДоставка, а также партнера исследования — Global Delivery.

Доставка крупногабаритных грузов — один из сегментов рынка, который сильно вырос за время пандемии и будет продолжать расти в будущем. Массовый отъезд жителей больших городов на дачи увеличил спрос на доставку товаров из интернет-магазинов в регионы.

Основные выводы:

  1. На рынке нет единого понимания, что такое крупногабаритные грузы.
  2. Чаще всего специальные условия для более тяжелых товаров заключаются в увеличении цены.
  3. Российские интернет-магазины отправили в 2019 году 24,07 млн заказов тяжелее 10 кг и 7,06 млн заказов тяжелее 30 кг.
  4. Доставка крупногабаритных товаров остается одной из самых сложных областей логистики. К ней не применимы основные тренды последнего времени, тогда как требования ко всем участникам доставки возрастают.
  5. Крупногабаритные заказы актуальны для 19 товарных категорий, в которые входят в том числе товары для туризма и активного отдыха, так и товары для офиса.

Логистика интернет-магазинов

В ходе исследования были изучены условия доставки 200 магазинов — по 10 в каждой из товарных категорий, для которых наиболее актуальна грузовая доставка.

Большинство из этих магазинов — 90% — располагает своей службой доставки. 29% обходятся только своими силами.

34% магазинов дают покупателю возможность выбирать самому и готовы отправить заказ любой транспортной компанией.

По сравнению с остальными интернет-магазинами, у магазинов их «тяжёлых» категорий в среднем больше логистических партнёров. Чаще всего у магазина от 2 до 4 постоянных партнёров, однако почти у трети магазинов (31%) пять или больше, а у 12% — более семи. Часто доставкой КГТ занимается другой партнёр или партнёры, чем остальных товаров.

Структура каналов доставки также отличается. Доставка по почте есть у 35% магазинов из «тяжёлых категорий» — это существенно меньше, чем в среднем по магазинам, у которых больше 100 заказов в день. Только у 5% есть доставка в постаматы — в большинстве случаев она не актуальна. Самовывоз есть у многих, однако в этом случае часто имеются в виду не широкие сети пунктов выдачи, благодаря которым можно забрать заказ в удобном месте, а склад или оффлайновый магазин.

Как правило, магазины, которые используют собственную и партнёрскую службы доставки, оценивают качество собственной доставки значительно выше. Большинство опрошенных поставили собственной службе 9 или 10 (по десятибалльной шкале), а партнёрской — от 6 до 8. Среди названных недостатков ключевые — проблемы с подъёмом на этаж, отсутствие сборки и установки, высокая стоимость услуг.

Небольшие магазины чаще сотрудничают с индивидуальными предпринимателями и агрегаторами ИП. Качество их услуг, в среднем, оценивают ещё ниже — от 5 до 7. Здесь среди проблем фигурируют более базовые вещи — сроки доставки, обязательность и коммуникационные способности водителей.

На рынке нет единого понимания, что такое крупногабаритные грузы

С формальной точки зрения, крупногабаритный груз — такой, который не может поместиться в стандартное транспортное средство. Например, строительная техника или промышленное оборудование. Для его доставки необходим спецтранспорт, кран и разрешение на перевозку. Однако на рынке электронной коммерции подобные грузы встречаются редко, и здесь крупногабаритными называют практически любые товары, к которым применяются ограничения или специальные условия доставки.

Все участники рынка — и магазины, и транспортные компании, и курьерские службы — пользуются разными определениями, поэтому сложно сравнивать их услуги и тарифы напрямую.

Чаще всего специальные условия для более тяжёлых товаров заключаются в увеличении цены. Товары делятся на группы по весу, и доставка более лёгких обходится дешевле. Например, в магазине Эльдорадо товары делятся на мелкогабаритные (до 5 кг) и крупногабаритные (более 5 кг), и доставка крупногабаритных по Москве стоит на 70% больше.

Ещё одно распространённое ограничение — на доставку в пункты выдачи заказов или постаматы. Для больших и тяжёлых грузов эта опция недоступна. Например, в постаматах Ozon ограничение по весу — 9,6 килограмм, по габаритам — 39×54×31 сантиметров, у PickPoint ограничение по весу 15 килограмм, а размер самой большой ячейки — 60×60×60 сантиметров. Пункты выдачи Boxberry различаются по типу грузоподъёмности, в зависимости от него они принимают посылки не тяжелее 15, 20 или 31 килограмма.

Другие возможные ограничения — отсутствие срочной доставки, более широкие интервалы по сравнению с доставкой лёгких заказов, обязательная предоплата, отдельная плата за подъём на этаж. Некоторые магазины просто не доставляют товары больше какого-то веса и габаритов в определённые регионы. Маркетплейсы могут предоставлять продавцам КГТ только часть возможностей, например, Ozon работает с крупногабаритом только по модели FBS (fulfillment by seller) — отгрузка товаров со склада продавца.

Всего те или иные ограничения по весу указаны в условиях доставки 88 из 200 изученных магазинов. Разброс очень большой. Самое сильное ограничение по весу среди изученных магазинов — это 1 килограмм, самое слабое — 1,5 тонны. Медианный вес, после которого начинаются ограничения, — 15 килограмм.

Примеры условий доставки крупногабаритных товаров в магазинах разных товарных категорий (Москва)

Оценка рынка доставки крупногабаритных заказов

По оценке DataInsight, российские интернет-магазины отправили в 2019 году 24,07 млн заказов тяжелее 10 кг и 7,06 млн заказов тяжелее 30 кг.

Одна из особенностей крупногабарита — в том, что большая часть посылок занимает не одно место, а несколько — вплоть до 5–6. То есть один заказ разделяется на части и учитывается как несколько разных мест. Количество мест зависит от товарной категории, большое их количество особенно характерно для мебели и шин. Поэтому мы приводим два варианта оценки рынка: по количеству заказов, совершённых в магазинах крупногабаритных товарных категорий, и по количеству мест, соответствующих этим заказам.

Согласно оценке Data Insight, российские интернет-магазины в 2019 году отправили более 24,07 млн заказов тяжелее 10 килограмм(3). Это составляет примерно 5% от всего рынка логистики для электронной коммерции. Этому количеству заказов соответствует 53,95 млн грузовых мест. Доля заказов тяжелее 30 килограмм оценивается в 1,5% от рынка, то есть 7,06 млн.

Для анализа рынка КГТ были выделены категории, доля крупногабаритных заказов в которых превышает 1% от всех заказов. В оценке не участвует категория «Продукты питания», поскольку в этой категории действуют другие условия доставки.

В каждой из выбранных категорий аналитики оценили долю доставок, содержащих КГТ. Оценка проводилась через опрос магазинов и курьерских служб. Полученная доля применена к общему числу заказов внутри категории по ТОП 3000 интернет-магазинов (около 80% всех заказов на рынке). Полученные значения проверялись на данных курьерских компаний.

Число заказов с КГТ учитывает B2C-заказы российскими покупателям в российских интернет-магазинах. Данные не учитывают трансграничные крупногабаритные товары и доставки, оформляемые на месте в оффлайн-магазине после совершения покупки.

Наибольшее количество крупногабаритных заказов совершается в двух товарных категориях — мебель и автозапчасти. На них приходится 50% всех посылок тяжелее 10 килограмм. Среди других значимых для КГТ категорий есть как сравнительно небольшие, но преимущественно с тяжёлыми заказами — например, шины и диски, так и крупные категории, в которых заметна становится даже небольшая доля крупногабарита.

Самые «тяжёлые» категории — с самой большой долей заказов с крупногабаритными товарами — это шины и диски (95%), мебель (90%), товары для ремонта и строительства (70%) и спортивный инвентарь: велосипеды, лыжи, доски (70%). Заметный вклад (по 5%) в крупногабаритные посылки вносят также категории, где доля тяжёлых товаров гораздо меньше, но сами они больше — электроника и техника и товары для детей.

Поэтому в исследовании приводятся две оценки: по количеству заказов весом от 10 килограмм в 19 товарных категориях

Специфика доставки крупногабаритных товаров

Доставка крупногабаритных товаров — одна из самых сложных областей логистики.

Так происходит по нескольким причинам:

1. К доставке КГТ не применим один из основных трендов последнего времени — доставка в большие пункты выдачи заказов и постаматы. Большие и тяжёлые товары не помещаются в ячейки постаматов, и значительная часть ПВЗ с ними также не работают. Для ПВЗ важно иметь возможность хранить достаточно большое количество заказов на ограниченной площади в течение по крайней мере нескольких дней, и выдавать крупные посылки невыгодно.

Исключение составляют терминалы транспортных компаний, однако самовывоз из терминала и из ПВЗ отличаются довольно сильно. Самые крупные сети терминалов на порядок меньше сетей ПВЗ, и выбрать удобно расположенный терминал возможно далеко не всегда. Кроме того, получить тяжёлый груз, дотащить его до машины, а потом самому поднять в квартиру покупателям тоже сложно, а в некоторых случаях — невозможно.

16% людей, которые предпочитают курьерскую доставку другим способам, назвали в качестве причины этого именно тяжёлые или объёмные заказы.

В бытовом понимании, КГТ — это не только сравнительно редкие покупки бытовой техники, мебели или какоголибо оборудования. Это в том числе регулярные рутинные заказы домой и на работу — большие упаковки корма для животных, игрушки, расходные материалы для офисов.

2. Доставка крупногабарита — комплексная услуга. Для неё становятся важны отдельные части процесса, о которых при обычной доставке не всегда задумываются. Нужно довести груз до нужного адреса, а потом донести его до удобного места в квартире. В случае обычных товаров это не вызывает никаких проблем, но при доставке КГТ для этого может понадобиться несколько человек. Кроме того, организатору доставки важно понимать ещё множество деталей: сможет ли грузовик подъехать к дому и припарковаться, есть ли бесплатная парковка, сколько в доме этажей, есть ли грузовой лифт и т.п.

Часто именно этот этап становится причиной многих проблем и недовольства покупателей. При оформлении заказа интернет-магазину нужно получить всю необходимую информацию от покупателя, который обычно не задумывается о деталях — работает ли в его подъезде грузовой лифт, нужно ли подниматься по ступенькам до лифта. Если магазин предоставляет транспортной компании договариваться с покупателем самостоятельно, стоимость или условия доставки могут оказаться для него неожиданными. В самых плохих ситуациях — например, если товар не проходит в дверной проём — оформляется возврат.

Кроме того, из-за большего количества деталей по сравнению с доставкой обычных вещей для успешного аутсорса логистики КГТ становятся важны постоянные сотрудники транспортных компаний и курьерских служб, которые регулярно работают с конкретными магазинами. Они уже знакомы со спецификой заказов и понимают, что и как делать — это очень важно для магазинов.

3. При доставке крупногабарита ко всем участникам доставки и к организации самого процесса предъявляются новые требования.

  • Необходима машина, причём в разных ситуациях требования к ней отличаются. Кузов машины должен соответствовать габаритам товара (например, для холодильника или спортивного тренажёра высотой 2 метра нужна машина с соответствующей высотой кузов и шириной ворот — 2 метра плюс запас на погрузку и разгрузку.
  • Выполнять работу курьера в этом случае может не каждый. Как минимум, курьер должен быть способен поднять и нести 25–30 килограмм, а иногда — значительно больше. Иногда требуется несколько человек.
  • При доставке между городами возрастает значимость правильной загрузки машины и защитной упаковки — чтобы уменьшить вероятность повреждения в пути.

4. Для КГТ актуальны дополнительные услуги, которые не относятся непосредственно к доставке, но тоже важны для покупателя. Например, вынос старой техники или мебели, подключение, сборка, утилизация упаковки. Особенно актуально это при покупке мебели, бытовой техники, сантехники, оборудования для дома и офиса. Сейчас в большинстве случаев покупатели договариваются о подключении и сборке отдельно, а проблемы со старой мебелью и упаковкой решают самостоятельно.

От логистов введение подобных услуг требует существенного увеличения ресурсной базы — в штате должны появиться не только грузчики, но и сборщики, и технические специалисты. Также нужен другой подход к процессам, когда последняя миля заканчивается не вручением покупателю товара, а приведением его в рабочее состояние.

Пока есть достаточное количество магазинов, у которых реализована доставка только до подъезда, а подъёма на этаж нет, даже платного — соответственно, о дополнительных услугах пока даже речи не идёт. Есть даже магазины, доставка из которых возможна только до первого препятствия — шлагбаум, КПП и т.п.

5. Если магазин работает с несколькими транспортными компаниями, возрастает значимость технических решений, которые помогают магазину подобрать оптимального партнёра для каждого конкретного случая. Все транспортные и логистические компании рассчитывают стоимость по-своему: принимают размеры товара в разных единицах, опираются на разные параметры — например, кто-то рассчитывает стоимость в зависимости от веса, а кто-то от габаритов, по-разному учитывают упаковку, используют разное API. Кроме того, у всех есть сильные и слабые стороны. Магазину нужно уметь быстро принимать решение, кому отдать заказ, и показывать покупателю стоимость доставки — в идеале в момент заказа.

Небольшие магазины часто не могут позволить себе вложить много ресурсов в техническую интеграцию. Получается, что они не знают заранее стоимость доставки и не могут показать её покупателю ни при заказе, ни сразу после него. Им приходится давать покупателю примерный расчёт стоимости, потому что даже для одних и тех изделий итоговая стоимость может различаться. Например, у некоторых компаний для того, чтобы груз застраховали, необходима жёсткая обрешётка, которая может быть реализована по-разному. Размер упаковки влияет на объём груза и, соответственно, на итоговую стоимость доставки.

6. Достаточно часто КГТ — не только большие и тяжёлые товары, но и дорогие. В первую очередь, это касается бытовой техники, но и мебель, и спортивный инвентарь, и автозапчасти могут стоить дорого. Поэтому магазинам приходится страховать все перевозки и думать о том, как избежать хищений при доставке. Одна из возможностей решить эту проблему — терминальный контроль, видео процессов погрузки и разгрузки, которое позволяет понять, на каком этапе произошло хищение. Для этого в терминалах должны быть установлены камеры.

Магазины рекомендуют покупателям тщательно осматривать товары при получении, и только потом подписывать документы. Если что-то не так, приходится оформлять возврат и забирать товар — и это может вызывать дополнительные сложности.

Однако потребители делают это далеко не всегда. Контроль целостности доставленных товаров, таким образом, ложится на курьерскую компанию.

Компании и сервисы: Деловые линии, Кузов, ГлавДоставка, DPD, Комус, СИТИЛИНК, СДЭК, Беру, Boxberry, Эльдорадо, PickPoint, Транспортная компания КИТ, EMS, СДЭК, ПЭК
Автор: Анна

Читайте также

16 марта / Комментарии

Ориентир на восток: ТОП-10 технологий автоматизации складской логистики из Китая

Для России китайское направление не совсем новое, уже есть успешные кейсы сотрудничества. Так китайское оборудование применяют или тестируют на складах Wildberries, OZON, Почта России, DPD. В этом материале ТОП-10 технологий автоматизации складской логистики, в которых китайские поставщики могут заменить европейских.

далее →

22 ноября 2021 / Комментарии

Фулфилмент для электронной торговли: задачи, тренды и состояние рынка

Data Insight при поддержке партнеров Арвато, ExpressRMS, Кактус, ЛТ Менеджмент, Почта РФ выпускает очередное исследования рынка фулфилмента. Его основные задачи — предоставить оценку российского рынка фулфилмента, зафиксировать актуальные тренды, описать состояние рынка и проанализировать услуги, которые на нём представлены.

далее →

24 сентября 2021 / Комментарии

«Идеальная логистика для бизнеса»: исследование AliExpress Россия и РАЭК

AliExpress Россия и РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций) изучили представления российских предпринимателей о том, какой должна быть идеальная логистика для электронной торговли. Опрос представителей почти 400 российских компаний из сферы e-commerce.

далее →

6 августа 2021 / Комментарии

Исследование стоимости доставки сборных грузов по России в 2021 году

Информационный проект Main Mine провёл исследование стоимости доставки сборных грузов по России в 2021 году, а также сравнил ситуацию с 2020 годом.

далее →

30 июля 2021 / Комментарии

Маркетплейсы и логистика: работа в условиях увеличения спроса

В связи с масштабированием объемов заказов, поставщики в маркетплейсы нуждаются в сотрудничестве с логистическими компаниями, так как собственные курьерские службы не справляются с таким потоком посылок. В этом материале обсудим —почему маркетплейсы могут не принять товар и где хранить товар поставщику.

далее →