Доставка в электронной торговле: интеграторы, агрегаторы, консолидаторы...

Смотрите в каталоге
Системы управления складом
Доставка в электронной торговле: интеграторы, агрегаторы, консолидаторы...

За последнее время на рынке В2С-логистики появились проекты, которые не являясь курьерскими или почтовыми службами, обслуживают компании дистанционной торговли по организации доставки заказов. Их становится все больше и больше, так как вход на этот сегмент рынка достаточно необременителен. Постараемся разобраться в их деятельности и систематизировать их по осуществляемым функциям на реальных примерах подобных проектов.

Предпосылками появления подобных компаний явилось большое количество различных служб доставки, высокое разнообразие форм и способов информобмена клиентов с ними, затратность подключения к этому пулу служб, дающих широкое региональное покрытие с приемлимым уровнем качества. Основными причинами создавшегося положения стали увеличение спроса на региональную доставку при недостаточном качестве работы национального почтового оператора и постепенное развитие альтернативных способов В2С-логистики (как отечественными игроками, так и пришедшими зарубежными доставщиками).

Положительные примеры решения данной проблематики в других странах подтолкнули появление в России проектов подобного рода и первыми из них в 2012 году были Sheepla (sheepla.ru) и Multiship (multiship.ru). Sheepla был перенесенным на российскую землю клоном успешной польской компании, объединившей у себя на родине основных игроков логистического рынка в рамках своей системы. А Multiship — проектом российских молодых предпринимателей и разработчиков, уже имевших опыт в реализации e-commerce-проектов.

Каждая из этих компаний по своему видела перспективы развития российского рынка доставки и на их примере очень хорошо заметна разница этих подходов, которая вылилась в два основных варианта бизнес-функционирования подобных проектов:

Интегратор служб доставки — проект предлагает своим пользователям (компаниям дистанционной торговли) удобные способы подключения к своей системе, объединившей и упростившей интеграцию с группой служб доставки (партнерами). При этом проект не заставляет пользователей работать только в рамках своего единого договора со службами доставки, а позволяет использовать прямые договоры пользователей со доставщиками. Соответственно суммы принятых средств и наложенного платежа направляются напрямую пользователям. Доход проекта складывается из выплат подключенных логистических компаний (как правило фиксированная плата за каждое полученное отправление), возможных выплат пользователей (разово за подключение или в виде абонплаты), а также платы за предоставление различных дополнительных услуг.

Агрегатор служб доставки — проект предлагает своим пользователям (компаниям дистанционной торговли) удобные способы подключения к своей системе, но работа с выбранными пользователем службами возможна только в рамках заключенного проектом договора с каждым из представленных доставщиков. Соответственно суммы принятых средств и наложенного платежа от курьерских и почтовых компаний направляются не напрямую пользователям, а сначала поступают на счет проекта, а затем перечисляются пользователям с определенной договором периодичностью. Доход проекта в этом случае складывается из разницы между получаемыми пользователями типовыми тарифами подключенных логистических компаний и специальными тарифами, по которым проект платит доставщикам (как правило эта разница получается за счет изначальной скидки, выделяемой проекту и дополнительной скидки от суммарного объема отправлений, привлеченных проектом в данную службу доставки), возможных выплат пользователей (разово за подключение или в виде абонплаты), а также платы за предоставление различных дополнительных услуг (часто сбора за обработку финансового потока).

Ни интеграторы, ни агрегаторы служб доставок, являясь по сути держателями единых интеграционных платформ, не проводят операции непосредственно с отправлениями, позволяя пользователям самим передавать их в руки логистических компаний. В самых крайних случаях агрегаторы (но не интеграторы) привлекают для организации забора отправлений, обработки и доставки возвращаемых отправлений, сторонние логистические компании. В этом их основное отличие еще от одного игрока рынка доставки:

Консолидатор — проекты подобного рода занимаются физической консолидацией мелких партий отправлений для целей обработки и последующей передачи объединенных партий в службы доставки по своим договорам. Исторически консолидаторы развиваются на базе предприятий предпочтовой подготовки, но сюда же можно отнести и ряд современных логистических компаний, построенных на схеме консолидации потока отправлений и их передачи региональным и местным доставщиками. Доходы подобных проектов складываются от дисконта тарифов доставщиков с учетом объемных скидок и консолидации потока и точки передачи отправлений, а также платы за предоставление различных дополнительных услуг (часто сбора за комплектацию, упаковку и предварительную обработку отправлений). А современные логистические компании получают еще дополнительный доход за счет уменьшения стоимости магистрального плеча доставки.

В результате мы получем четкое деление на три группы посредников на рынке логистических услуг для предприятий дистанционной торговли. Давайте рассмотрим сложившуюся ситуацию и наиболее ярких представителей в каждой из этих групп и попробуем оценить перспективы их развития.

Как мы уже упомянули историю интеграторов служб доставки в России начал проект Sheepla, но его развитие приостановилось (компания не ушла полностью с рынка, сейчас в московском офисе работает несколько человек, которые оказывает техническую поддержку уже существующим клиентам по работе с восемью партнерами). В чем же причина приостановки? При высоких затратах на техническую интеграцию и поддержку пользователей доходы подобных проектов минимальны: взимание платы с пользователей практически невозможно, так как это в основном мелкие интернет-магазины, а логистические компании неохотно идут на соглашения о выплатах так как не видят в интеграторах дополнительной ценности для себя и своих клиентов при нынешнем состоянии рынка доставки.

Тем не менее Денис Олейников (orderprocessor.net) видит перспективы Sheepla на российском рынке: "Если говорить о причинах сворачивания сервиса, то она кроется в приоритетах. Sheepla неплохо зарекомендовала себя на европейском рынке, и когда перед ней встал выбор продолжать ли разбираться в специфике российских взаимоотношений, ценообразования, бизнес-процессах российских магазинов и перевозчиков или сконцентрироваться на Европе, она, вполне оправданно, выбрала более оптимальный путь и двинулась на завоевание соседних с Польшей рынков. Рынки эти для команды разработчиков и менеджеров Шиплы являются более понятными и близкими. Да и перспективы более интересные. Тем не менее, вероятно, в недалеком будущем мы увидим перезапуск проекта здесь в России."

Наверное именно поэтому в своем новом проекте OrderProcessor. Денис вместе с командой постарались реализовать дополнительный функционал для интеренет-торговцев, который бы создал ту самую добавленную ценность — кроме интеграции со службами доставки предлагается контроль всего процесса исполнения заказа от его согласования с покупателем, закупки у поставщика необходимых товаров, до помощи в комплектации отправления и передачи в доставку. Проект проходит внешнее тестирование и имеет уже ряд реальных заказчиков.

В эту же группу можно отнести сервис Заказово, который предлагая интеграции с большим числом служб доставки, основной упор делает на функционал отслеживания и информирования получателей о прохождении отправлений. Родился и развивается этот проект в числе ряда других в Оренбурге, но предлагается для пользователей по всей стране.

Или проект POSTRussia, который мигрирует из реализованного ранее для одной из служб доставки личного кабинета (boxberry.postrussia.com) в интегратора, предлагающего еще несколько почтовых и курьерских служб, включая функции почтовой тарификации и информобмена с складскими сервисами (например moysklad.ru).

Однако учитывая отмеченную выше низкую доходность интеграционных компаний, ожидать появления в этой группе специализированных проектов по доставке маловероятно, скорее возможности логистических интеграторов будут реализовываться в системах с более широким функционалом, предлагаемым компаниям дистанционной торговли.

Проекты агрегаторов служб доставки обещают своим создателям более высокую доходность, но и требуют большего внимания не только к технической стороне реализации, но и четкого построения всех операционных этапов деятельности.

Возможно это явилось причиной сбоя в развитии проекта Multiship — пионера в группе агрегаторов и наиболее яркого до настоящего времени проекта, который заинтересовал собой даже Yandex. Хотя существуют и иные оценки ситуации, высказанные Геннадием Хараевым (dinvio.ru):

"Причина, почему сейчас Multiship перестала существовать, можно долго гадать и верить слухам, которые ходят по рынку. Но есть несколько ошибок, которые, на мой взгляд, были совершены:

  • управленцы не смогли справиться с проблемой планирования расчетов, потому что курьерские компании устанавливают свои сроки расчетов и отчетов, а при работе с десятком разных компаний получает полный разнобой и чем больше поток заказов, тем тяжелее в них разобраться;
  • компания пошла на рынок физической логистики, при этом откинули принцип, что они только технология;
  • большой партнёр переложил свою задачу на неустоявшиеся процессы, т.е. взяли большой поток без подготовки, а у любой компании есть мощность, которую она может выдержать без потери качества, в том числе дополнительные процессы возвраты, потери и т.д.;
  • итогом стало, что основатели опустили руки, а Яндекс поняли, что нужно делать все самому. И основатели тоже поняли, что лучше заняться новым проектом, который будет только про технологии."

Теперь на рынке представлены два действующих агрегатора и планируемые к старту в ближайшее время проекты:

CheckOut - начал свою деятельность еще в середине 2013 года и поэтому к настоящему времени имеет значительное количество как пользователей-клиентов (около 300), так и несколько десятков тысяч отправлений в месяц. Проект ориентирован пока на клиентов из московского региона, но планируется выход на другие крупные регионы. Герман Ивкин, учредитель и генеральный директор этого проекта, имеет за спиной не только хорошее образование (мехмат МГУ), опыт операционной деятельности в компаниях-лидерах рынка FMCG и e-commerce, но и свой четких взгляд на сегмент рынка:

"В будущем, на мой взгляд, начинающие и средние интернет-магазины (до 200 заказов в день) точно будут использовать агрегаторы для доставки заказов своим покупателям. Это значительно проще с точки зрения ИТ-интеграций, бухгалтерских и юридических взаимодействий и дешевле с точки зрения операционных издержек. При этом интернет магазины получают максимальный охват по способам и географии доставки.

Я отмечу следующее — для агрегаторов очень важно качество ИТ-инфраструктуры тех служб доставки, которые подключены к сервису, это можно сравнить с фундаментом на котором строится дальнейший продукт агрегаторов. Если у служб доствки с ИТ есть проблемы, то очень тяжело будет масштабироваться (например, если у службы доставки сервер не отвечает в течении дня). Выбор партнеров для агрегаторов критичен!"

DDelivery - питерский проект, стартовавший в середине 2014 года и уже оказывающий услуги для клиентов в трех регионах (Москва, С-Петербург, Екатеринбург). Нагоняющий сегодняшнего лидера по числу клиентов (более 200), но имеющий пока меньшее количество отправлений. Основатели проекта (Александрович Андрей и Егоров Алексей) планируют его распространение на интернет-магазины средних размеров (более 1000 отправлений в месяц) в ТОП-100 городах России. Свою историю поиска места в этом сегменте они описывают так:

"Осенью 2011 года начали деятельность в интернет-торговле с открытия собственных 2 пунктов самовывоза в Санкт-Петербурге. Через пол года мы поняли, что данная концепция имеет ряд ограничений, основными из которых являются высокие капитальные вложения и сложность масштабирования проекта на федеральный уровень. В связи с этим решили изменить концепцию. Тогда и пришла идея объединения пунктов в одну сеть. Мы начали "щупать" интернет-магазины, предлагая им уникальную услугу агрегатора. Отзыв был положительный, поэтому решили взяться за эту идею плотнее. Осенью 2012 года заключили договора с федеральными сетями пунктов самовывоза, изучили их условия. После этого мы нашли двух квалифицированных программистов и начали разработку. Больше года проект питался за счет собственных средств. К концу 2013 года мы поняли, что на рынок выходят разные конкуренты (помимо Multiship) и без дополнительного финансирования нас быстро сметут."

Dinvio - стартующий на днях в коммерческую эксплуатацию крупный проект в группе агрегаторов, который давно готовился и тщательно тестировался вместе с несколькими интернет-магазинами. В листе ожидания этого проекта стоит более 300 интернет-магазинов, планирующих подключение к нему. Сооснователи агрегатора (Хараев Геннадий и Чупахин Дмитрий) оба из Челябинска, еще в 2013 году обсудили идею, наняли разработчиков и активно взялись за работу над алгоритмами будущей системы и надеятся вывести компанию на показатель 2500 клиентов, поэтому они закладывают структуру системы с возможностью логистики между регионами. Геннадий, имея опыт работы в Интернет-компаниях ориентирован на операционную деятельность, а Дмитрий — на техническое руководство проектом. Так они видят ближайшие и дальнейшие перспективы собственного детища:

"Наша стратегия развития состоит из различных компонентов:

  • расширение сегментов, в которых предоставляем наши услуги;
  • увеличение зоны доставки и видов услуг;
  • предоставление дополнительных сервисов для наших клиентов.

Наша задача увеличение ценности для клиента. Если рассмотреть наши планы, то планирование у нас по квартально. Пара целей, на ближайшие 3 месяца.

1) Расширение зон доставки:

  • Увеличение количество курьерских компаний подключенных, сейчас темп подключения по 15-20 компаний в месяц.
  • Открыть услуги доставки для сегмента медицинских препаратов и анализов, доставка цветов, продуктов питания, ювелирных изделий.
  • Провести интеграцию с компаниями предоставляющие услуги fulfillment и создание единой системы управления склад + доставка.
  • Подключить международные компании доставки для доставки по всему миру — UPS, FedEx, DHL, Hermes.

2) Внедрение сервисов необходимых для бизнеса:

  • Подключить финансовый сервис, позволяющий получать услугу — "Быстрые деньги» (возврат денег за товар с момента отгрузки в курьерскую компанию).
  • Внедрить услугу персональный менеджер, чтобы вывести качество обслуживания на мировой уровень."

Deliveon (deliveon.com, уже не доступен) — проект, получивший свое развитие после необходимости подключения нескольких курьерских компаний к одному из фулфилмент-операторов. Учредитель проекта так видел ситуацию в момент основания агрегатора:

"Очевидно, что решения, объединяющие интеграцию и работу с курьерскими службами, могут быть полезны — они позволяют не реализовывать один и тот же код интеграции снова и снова. С другой стороны, решения, которые есть на рынке, не похожи на большие устойчивые бизнесы. На мой взгляд, во многом это связано с нереалистичными ожиданиями рынка относительно стоимости и качества услуг агрегаторов с одной стороны и попытки отсрочить выход на самоокупаемость для проектов-агрегаторов с другой."

Но вероятно основателям не хватило финансирования для полноценного внедрения проекта, поэтому в настоящее время он закрыт и не представлен в сегменте.

Но, считаем, из-за перспективности ниши стоит ожидать появления еще ряда молодых проектов агрегаторов, которые будут видеть недостатки действующих игроков и надеятся отобрать у них клиентскую базу за счет своих лучших предложений.

Однако, несмотря на явные преимущества агрегации в части упрощения для клиентов (интернет-магазинов) договорной работы и информобмена с несколькими доставщиками, некоторые эксперты и участники рынка скептически относятся к деятельности агрегаторов из-за удлинения не только логистической цепи, но и движения наложенного платежа, а также появления дополнительного звена с риском утраты этих денежных средств.

Деятельность консолидаторов достаточно известна на рынке, поэтому не будем детально останавливаться на них. Однако наблюдается смещение стратегии проектов от интеграции к агрегации, а, в перспективе, считаем, что и до консолидации, так как наличие у агрегаторов информации о клиентских потоках будет позволять им вступить на поле доставочных компаний и предоставления подготовительных услуг, получая дополнительную рентабельность.

В любом случае пожелаем успешного развития всем упомянутым проектам, а также только задуманным или разрабатываемым идеям в области В2С-логистики.

С некоторыми из них вы сможете познакомиться поближе на выставке ECOM Expo 2015.

Автор: Константин Якунин, Co-founder and CEO Express Russian Mail Service (ERMS)

Компании и сервисы: Мой Склад, Hermes Russia, CheckOut, UPS, Заказово, DHL, Hermès, FedEx, Sheepla, DDelivery

Читайте также

24 августа 2022 / Комментарии

Как выбрать службу доставки за 3 шага и начать отправлять заказы через 10 минут

Как организовать передачу товаров из интернет-магазина? Можно осуществлять доставку собственными силами, привлекать курьерские службы для работы внутри города или сотрудничать с логистическим партнером, который будет доставлять посылки по стране и за рубеж.

далее →

15 июля 2022 / Комментарии

Анализ стоимости доставки сборных грузов по России

В 2022 году информационный портал Main Transport провёл очередное ежегодное исследование стоимости доставки сборных грузов по России. В исследовании принимали участие восемь крупнейших транспортных компаний, перевозящих грузы от 1 кг.

далее →

30 июня 2022 / Комментарии

Самовывоз из ПВЗ и постаматов: покупательские предпочтения и паттерны

Исследование посвящено самому популярному в России способу доставки из интернет-магазинов — самовывозу. В исследовании подробно рассмотрены три основных вида самовывоза: из «классических» пунктов выдачи заказов, из постаматов и из магазинов с выдачей заказов на кассе.

далее →

16 марта 2022 / Комментарии

Ориентир на восток: ТОП-10 технологий автоматизации складской логистики из Китая

Для России китайское направление не совсем новое, уже есть успешные кейсы сотрудничества. Так китайское оборудование применяют или тестируют на складах Wildberries, OZON, Почта России, DPD. В этом материале ТОП-10 технологий автоматизации складской логистики, в которых китайские поставщики могут заменить европейских.

далее →

22 ноября 2021 / Комментарии

Фулфилмент для электронной торговли: задачи, тренды и состояние рынка

Data Insight при поддержке партнеров Арвато, ExpressRMS, Кактус, ЛТ Менеджмент, Почта РФ выпускает очередное исследования рынка фулфилмента. Его основные задачи — предоставить оценку российского рынка фулфилмента, зафиксировать актуальные тренды, описать состояние рынка и проанализировать услуги, которые на нём представлены.

далее →