Доставлено! Как ритейл продвигает технологии, а потребители проявляют изобретательность
Казалось бы, ничего сложного: собираешь заказы, отдаешь курьеру/транспортной, они всё развозят и доставляют. Но ведь можно этот аспект усовершенствовать и получить конкурентное преимущество. Сделать доставку более быстрой, удобной и дешёвой. Как? Давайте посмотрим на некоторые идеи и начинания.
1. Дроны летающие
В 2013 году Amazon анонсировал службу Amazon Prime Air: доставку товаров с помощью дронов. Тогда же компания DHL провела тестирование дрона Microdrone md4-1000, предназначенного для доставки медицинских препаратов.
И если официально разрешённая доставка летающим дроном была осуществлена только в 2015 году (в США так доставили лекарства в отдалённую поликлинику), криминал освоил и успешно применяет дроны довольно давно. С их помощью передачки в американские тюрьмы передают и наркотики переправляют. Если верить Википедии (статья Delivery drone), доставку дронами развивают и Google (сайт нарушает закон РФ), и USPS, и Alibaba.
В России тоже есть свои пионеры: «Додо Пицца» силами Copter Express в июне 2014 года доставила свою продукцию голодному клиенту по воздуху, за что затем получила требование выплатить штраф в размере 50.000 рублей. На данном этапе, летающие дроны находятся скорее вне закона, но ситуация наверняка улучшится в лучшую сторону довольно скоро.
2. Дроны на колёсах
Пока что единственным заметным представителем этого сегмента роботизированных доставщиков является концепт Transwheel robot. В красивом видео этот небольшой робот шустро передвигается по дорогам, распознаёт лицо получателя и аккуратно кладёт перед ним посылку, а также показывает способность к командной работе в случаях, когда ноша слишком велика для одного уницикла.
Можно предположить, что разрабатываемые Google (сайт нарушает закон РФ) технологии самоуправления для обычных автомобилей однажды будут адаптированы и для подобных колёсных доставщиков.
3. Доставка в багажник автомобиля
Уже не из разряда фантазий и «лампочных» идей, доставка в багажник, на самом деле, удобный вариант для многих. Примерьте ситуацию на себя: так или иначе, ваше авто находится в движении процентов 30 (а то и 10) общего времени вашего бодрствования, остальные минуты и часы машина стоит и ждёт вас.
Судя по всему, первой опробовать доставку в багажник решила компания Volvo. Как мы писали в материале «Новая система курьерской доставки от Volvo», по результатам тестирования около 92 процентов его участников нашли доставку прямо в автомобиль более удобной, чем доставку на дом.
В 2015 году к опыту Volvo присмотрелся Amazon, который вместе с Audi и DHL запустил пилотный проект доставки покупок в багажник владельцев Audi. С учётом того, что местом реализации проекта был выбран немецкий Мюнхен, аудитория, которой присущи признаки «клиент Amazon + владелец Audi» может быть не такой уж и маленькой. Однако о результатах этого пилота информацию найти не удалось.
Концептуально же превратить доставку в багажник в бизнес пытался бельгийский «Совет инноваций» (Board of Innovation), который в 2012 году запустил сервис Cardrops. Очевидно, что реальные примеры доставки в багажник реализуются производителями автомобилей по той причине, что они имеют возможность открыть машину без участия её владельца. Cardrops предлагает интернет-шопперам оснастить своё авто устройством, которое отслеживает положение транспортного средства и позволяет курьерам открывать багажник. Всё ещё предлагает, сайт в сети, однако копирайт там от 2012 года и никакими свежими упоминаниями сервиса интернет не пестрит.
Видимо, к данному моменту идея, которая, очевидно, пришлась по вкусу ряду принимающих решения лиц, всё-таки не выдерживает испытание реальностью. Получит ли она развитие в будущем?
4. Почтоматы
Если верить описанию раздела нашего каталога «Почтоматы» (а причин не верить ему нет), первые почтоматы, выдающие купленные в интернет-магазинах товары, появились в Германии в 2001 году. Подразделение DHL Parcel Germany, силами которого был реализован этот проект, быстро расширило сеть: к 2011 году количество Packstation (так называются эти почтоматы) выросло до 2500, а количество клиентов, которые забирают свои интернет-заказы из них, составило порядка 2 миллионов человек.
Сегодня, сети почтоматов есть у всех крупных почтовых компаний мира. Не обошёл вниманием этот способ доставки и вездесущий Amazon, запустивший в 2011 году программу Amazon Locker. В рамках этой программы сети супермаркетов могут ставить у себя амазоновские почтоматы и, конечно, получать за это деньги от ритейлера. Современный почтомат умеет генерировать уникальный код и отправлять его сообщением на телефон получателя заказа. Получил код — пришёл к почтомату — открыл — забрал заказ. Всё просто.
В нашем каталоге продуктов и сервисов для электронной коммерции сегодня есть три компании, заведующие сетями почтоматов: Qiwi Post, Logibox и Pick Point. Если вы оказываете подобные услуги, добавляйте свою компанию в каталог.
5. Доставка самим потребителем, если ему по пути
Недавно в английском языке появилось новое слово: crowdshipping. В более-менее официальных словарях его ещё нет, но суть описываемого им феномена понятна и без словарных дефиниций: доставка потребителям силами самих потребителей, без привлечения транспортных компаний. Альтернативное (и более распространённое) название — peer-to-peer delivery. Сегодня в сети уже есть ряд платформ, которые позволяют отправить посылку с тем, кому «по пути»: ManyShip, Deliv, Roadie, Nimber, PeerShip, PigeonShip и т.д. Именно как сервис для ecommerce позиционируется только Deliv.co, однако развитие других платформ в этом направлении, вероятно, вопрос времени.
В рунете нашлась одна площадка такого толка: народная почта «Туда? Туда!». Судя по списку текущих заявок, сервис работает и реально помогает людям. О том, что площадка потенциально способна предоставить решение отдельных логистических задач и-магазинам, говорит раздел «Готов быть курьером» FAQ'а. Будет ли «Туда? Туда!» развиваться в этом направлении? Посмотрим.
Какие новые методы доставки мы обошли своим вниманием? Делитесь идеями, наблюдениями и мнениями в комментариях.