Маркетплейсы и логистика: работа в условиях увеличения спроса
За 2020 год на 78% выросло количество онлайн-покупок, половина из которых были совершены на крупных маркетплейсах. По данным АКИТ, сегмент онлайн-торговли в России с января 2021 года уже вырос на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Wildberries, Ozon, Aliexpress Russia и Яндекс.Маркет, Goods.ru и другие крупные маркетплейсы стали безусловными бенефициарами пандемии. Объем этой ниши рынка за год вырос на 108% до 721 млрд рублей по данным исследования Data Insight. Всего россияне заказали с этих площадок 405 млн товаров со средним чеком одного заказа 1780 рублей.
В связи с масштабированием объемов заказов, поставщики в маркетплейсы нуждаются в сотрудничестве с логистическими компаниями, так как собственные курьерские службы не справляются с таким потоком посылок. Только в первом полугодии 2021 года спрос на автомобильные перевозки по России увеличился на 64,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Почему маркетплейсы могут не принять товар?
При работе с маркетплейсами, поставщику не стоит забывать про требования к упаковке и маркировке, потому что у каждой площадки свои стандарты. Также недопустимо некорректное оформление электронных документов. При несоблюдении требований ретейлеры выплачивают штрафные санкции.
Еще одно важное требование маркетплейсов: соблюдение сроков и графика поставки товаров. Практически все склады торговых платформ принимают товары в строго определенные дни и временные интервалы. Если доставить груз позже, его скорее всего просто не примут.
«Торговля в связи с пандемией массово переходит в онлайн — все больше процессов строится вокруг доставки в маркетплейсы. Доля FTL-перевозок с ритейлерами естественным образом переходит в форму LTL-обслуживания онлайн-площадок. Так, с января по апрель число доставок в маркетплейсы выросло с 4,5 тысяч в месяц почти до 14 тысяч. Поэтому мы масштабируем это направление, и добавили к доставке в OZON и Wildberries также сервис для поставщиков LaModa, Яндекс. Маркета и AliExpress. Мы строго соблюдаем правила маркетплейсов по приему, маркировке и срокам доставки груза, а менеджеры помогают оперативно решить все вопросы по планированию и согласованию перевозки», — добавили в пресс-службе «Деловых Линий».
Где хранить товар поставщику?
У ретейлеров есть острая потребность в складских помещениях, особенно в регионах. Зачастую для развития бизнеса не хватает квадратных метров. Эта проблема возникает и у крупных продавцов, а для маркетплейсов вопрос создания таких центров становится ключевым на ближайшие несколько лет. В связи с развитием отрасли в России за первое полугодие 2021 года было приобретено и арендовано 748 тыс. кв. м складов, что на 16% больше аналогичного показателя прошлого года.
Если поставщик не может организовать хранение и доставку товаров самостоятельно, то для этого на рынке существует множество решений. Сегодня некоторые транспортные и фулфилмент компании предлагают поставщикам маркетплейсов хранение товаров на складах. Например, на складе Деловых Линий можно дополнительно переупаковать и перемаркировать груз, распределить на палетах и погрузить в машину по определенным требованиям.
К 2022 г. прогнозируется увеличение рынка до 356 млрд. руб. Из чего следует вывод, что десятки тысяч продавцов ведут успешную электронную коммерцию, соблюдая требования маркетплейсов. Главное заранее изучать регламенты, правильно упаковывать и маркировать товар, прикладывать необходимые документы и соблюдать сроки поставки. Если у поставщика нет времени или ресурсов для организации данного процесса, то все эти функции можно отдать на аутсорсинг логистической компании.