Ни выпить, ни закусить. Почему доставка – не главная беда в дистанционной продаже алкоголя?

Смотрите в каталоге
Курьерские службы

Минздрав отклонил законопроект о торговле алкоголем через интернет. Рухнули надежды ритейлеров и курьерских компаний на дополнительные доходы от нового канала продаж. Хотя, на самом деле новым этот канал назвать нельзя, и многие проблемы с запретом-онлайн продаж останутся без изменений.

Во всем мире до 20% спиртного продается через интернет, например, в США (в зависимости от штата), Германии, Италии и других странах. Однако в России Верховный суд наложил вето на онлайн-продажи еще в 2011 году. Очередная попытка легализовать их потерпела неудачу. Причины — не только риск увеличения потребления алкоголя, но и опасности, которые таит в себе доставка курьерской службой. Действительно ли все так плохо?

Большой-большой секрет

Сегодня во многих городах страны алкоголь можно купить через сайт, например, при заказе еды в ресторане с доставкой. Существует немало схем, с помощью которых продавцы обходят закон. Например, многие магазины работают как «витрины» товаров. После того, как клиент сделал выбор и подтвердил заказ, курьер покупает спиртное за наличные и получает чек, а у магазина лицензия на продажу, конечно же, есть. Когда курьер приезжает к заказчику, то подписывает с ним договор на доставку, и сумма заказа включается в документ. Придраться здесь достаточно сложно. Иные сайты «дарят» алкоголь за покупку сувенирной продукции — стаканов, футболок и так далее. Это еще одна юридическая лазейка. Таким образом, мы не можем говорить о том, что дистанционной торговли в стране нет. Она есть, просто делается, в большинстве случаев, в обход закона. Эксперты предполагают, что объем «серых» продаж равен примерно 20-30% от общего объема.

Перспективная ниша и подводные камни

Конечно, операторам экспресс-доставки было бы интересно зайти на рынок дистанционной торговли алкоголем. Это был бы безусловный толчок к развитию, сервисной составляющей для клиента. Со временем мы могли бы наблюдать постепенный переток всех форм торговли в канал дистанционной торговли, где доставка — неотъемлемая часть продажи. С точки зрения перевозчика алкоголь — такой же объект доставки, как и любой другой.

Риск № 1 В правительстве опасаются, что проверить личность заказчика доподлинно нельзя.

Например, компания подростков, которым еще нет 18 лет, может попросить заказать алкоголь с доставкой на дом старшего товарища. Это безусловный риск, но то же самое может произойти и в оффлайновой торговой точке, и такие ситуации — не редкость. В данном случае требуется разработать максимально четкую и прозрачную схему проверки личности покупателя. Например, в Германии сигареты продаются в автоматах, но оплата производится только с кредитной карты и при проверке возраста человека, который покупает, по ее данным. По аналогии в России можно ввести такую же систему на курьерскую доставку алкоголя, запретить курьерам передавать заказ лицам, которые не прошли проверку, и организовать быстрый возврат денежных средств при оплате картой.

Риск № 2 Заказывать доставку — это долго и дорого.

Что касается скорости и цены доставки, то сегодня курьерские службы могут обеспечить доставку в 3-4 часовом интервале, а ее стоимость по городу начинается от 200 рублей. Для крупных клиентов компании экспресс-доставки зачастую делают специальные условия сотрудничества, поэтому продавцы алкогольной продукции, скорее всего, в любом городе смогут обеспечить оптимальные условия для своих заказчиков.

Риск № 3 Доставка алкоголя дистанционным способом увеличит количество контрафакта, перевозчик не сможет обеспечить надежность доставки.

По оценкам разных экспертов рынок поддельного алкоголя в России в настоящий момент равен 40%, что немало само по себе. Чаще всего подделывают крепкий алкоголь в связи с постоянно растущей ценой на акцизы. В данном случае необходим ряд жестких мер, которые будут распространяться на онлайн-магазины: блокировка, крупные штрафы, приостановка деятельности юридических лиц на определенный период — до нескольких месяцев. Плюс ряд норм, которые характерны для обычных магазинов, например, запрет на продажу и доставку после 23 часов, что будет фиксироваться с помощью видео- и других устройств, обязательное предъявление паспорта, оплата только именной банковской картой. Все сайты, легально торгующие алкоголем, войдут в базу ЕГАИС. В ней будет фиксироваться каждая операция по его продаже.

Многие продавцы волнуются из-за риска кражи или подмены со стороны курьера, но здесь также есть ряд мер для контроля. Например, магазин может поставить условие доставки — вскрытие только после оплаты. Со своей стороны, клиент всегда может внимательно осмотреть упаковку и отказаться от покупки, если увидел следы порчи или вскрытия. В случае отказа или порчи товара компания экспресс-доставки всегда несет 100%-ю ответственность, поэтому продавец застрахован от того, что потеряет свои деньги.

На пути к светлому будущему

Как ни крути, но интернет — это современный и удобный канал торговли, который уже вошел в разряд традиционных. Для того, чтобы задействовать разные способы продажи алкоголя, необходимо навести порядок в отрасли в целом на законодательном уровне. Приведу пример схемы государственного регулирования кросс-бордера при заказе в зарубежном интернет-магазине. В этом случае заказчик обязательно:

  1. платит картой;
  2. оставляет паспортные данные и детальное содержание заказа с перечислением товаров;
  3. учитывает ограничения на ввоз товаров для личного пользования не более, чем на 1000 евро и 31 кг;
  4. учитывает ограничения на определенный перечень товаров, которые ни при каких условиях нельзя считать товарами для личного пользования.

Все эти условия позволяют таможенной службе контролировать и ограничивать нелегальный ввоз коммерческих партий. Это успешный пример, который можно и нужно заимствовать.

Автор: Максим Толстобров, Операционный директор СДЭК

Компании и сервисы: СДЭК, СДЭК
Автор: Максим Толстобров

Подписаться на новости

Читайте также

5 октября / Комментарии

Сервис как проблема курьерской доставки: обратная сторона высокого спроса

Пандемия стала коренным фактором ажиотажного спроса на услуги курьерской доставки. Мгновенно выросла потребность в курьерах на российском рынке труда, что подхлестнула спрос на срочную доставку, и спровоцировало бурный рост курьерских служб, работающих по модели Uber.

далее →

23 сентября / Комментарии

Куда завернуть? Подбираем упаковку под тип товара

Упаковку принято делить на транспортную и потребительскую, её особенности зависят главным образом от потребительских свойств, которые необходимо защитить в пути и при складском хранении. Разбираемся в типах упаковки совместно с экспертами фулфилмент-оператора FulEx.

далее →

22 сентября / Комментарии

DHL обозначила 29 ключевых логистических трендов

DHL представила пятый выпуск «Радара логистических трендов» (Logistics Trend Radar), где обозначила 29 ключевых трендов, которые будут оказывать влияние на индустрию логистики в ближайшие несколько лет.  При подготовке издания проводится анализ макро- и микро-трендов, а также используются данные партнерских организаций – исследовательских институтов, технологических игроков, стартапов и клиентов компании.

далее →

22 сентября / Комментарии

«Умный» склад: автоматизация выше, издержки ниже

Складские помещения во всем мире переживают стремительную технологическую революцию. Автоматизация и роботизация склада ускоряют время сбора заказа, сокращают издержки, улучшают качество обслуживания клиентов и оптимизируют бизнес-процессы предприятия. О технологиях, за которыми стоит будущее складского сектора, рассказал генеральный директор компании-производителя полимерных изделий «Бипласт» Борис Ашмарин.

далее →

7 августа / Комментарии

Доставка крупногабаритных товаров: специфика рынка и основные тренды

Data Insight публикует результаты исследования «Доставка крупногабаритных товаров» при поддержке генерального партнера исследования — ГлавДоставка, а также партнера исследования — Global Delivery.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook