Новый год для логиста: готовь сани летом, а телегу зимой
Алексей Прыгин, генеральный директор, МаксиПост
Новый год – кошмар любого логиста. Люди редко заботятся о том, чтобы купить подарки заранее. Поэтому ближе к середине декабря склады интернет-магазинов (или курьерский служб) превращаются в непроходимые джунгли из бесконечного числа коробок, а работники склада – в зомби с горящими от недосыпа глазами, готовыми укусить первого попавшегося им под руку покупателя. Чтобы добраться до Нового года с минимальными потерями здоровья и максимальными результатами в виде денег, а также не потерять лояльность текущих клиентов, есть несколько важных правил. Эти рекомендации можно условно разделить на две части. Первая относится ко всем, кто так или иначе связан с процессом доставки, – как к интернет-магазинам с собственной доставкой или складом, так и к самим курьерским службам. Вторая – рекомендации для онлайн ритейлеров независимо от того, отдают они доставку на аутсорсинг полностью или частично.
Часть 1. Правила для всех участников процесса доставки
Зима: разбор полетов. Скажу без преувеличения, что подготовку к новому году нужно начинать… – в январе. Сразу после праздника. Это идеальный момент, чтобы провести «разбор полетов» по итогам предыдущего сезона. Чуть позже бОльшая часть сложностей и ошибок забудется как страшный сон, а значит наверняка вы столкнетесь с ними снова – если не проведете своевременную работу над ошибками. К тому же у многих магазинов очередной сезон наступает уже в марте. Пережив два всплеска активности один за другим (причем второй протекает обычно намного легче), многие расслабляются и забывают о проблемах до следующего декабря.
Весна: работа над ошибками. Этот процесс состоит в выявлении «узких мест», которые вызвали проблемы в декабре, и их планомерной ликвидации. Преобразования могут занять немало времени: если заменить или обновить технику можно более или менее оперативно, то дописать ПО и/или оптимизировать складское помещение быстро вряд ли получится. Чтобы не превратить работу над ошибками в латание дыр – не откладывайте ее на потом. Весной кажется, что все изменения можно отложить до лета, летом хочется исключительно в отпуск, а осенью может быть уже поздно.
Лето: прогнозируй это! К концу лета необходимо сформировать прогноз по предновогодним объемам – исходя из текущих показателей и планового привлечения новых клиентов (покупателей). Что касается служб (внутренних и внешних), для них при планировании важно опираться не только на данные, полученные от текущих клиентов (которые не всегда бывают точными), но и на собственный опыт последних лет.
Осень: укрепляем штат. Прикинув объемы, можно определить, сколько сотрудников необходимо, чтобы с этим объемом справится. Качественных курьеров, готовых и обученных, как и работников склада, быстро найти сложно, особенно в сезон. Поэтому лучше начинать набор заранее, например, в сентябре. Тогда у вас останется пара месяцев, чтобы успеть их обучить и адаптировать к работе в компании. Постепенный рост объемов начинается уже в ноябре и важно «не завалиться» еще до того, как вы дойдете до «пика».
На случай форс мажора. Если с набором сотрудников вы все-таки опоздали, можно попробовать набрать временных сотрудников, например, студентов, которые хотят заработать к праздникам. Такая категория сотрудников может выручить, если сформировать правильную систему мотивации и платить ежедневно или еженедельно (но не реже).
Часть 2. Для интернет-магазинов
Думаю, что все эти правила знакомы и соблюдаются многими опытными ритейлерами, и конечно же никакой Америки я не открою. Но на всякий случай: самое важное – это понимать, что хорошая курьерская служба это плановое хозяйство, и она всегда планирует свои мощности, особенно на горящий сезон. Поэтому чрезвычайно важно не только заблаговременно оценить свой декабрьский объем, но и своевременно предоставить эти данные в курьерскую службу. Желательно в начале осени.
Нам конечно очень приятно, что многие клиенты считают нас – курьерские службы – волшебниками, и мы стараемся изо всех сил сделать все, что он нас зависит, но есть объективные барьеры: если вы, не предупредив заранее, начинаете отгружать большое количество доставок в декабре, то вероятность того, что заказы не будут доставлены вовремя ОЧЕНЬ ВЕЛИКА.
Если же вы хотите на сезон взять второго подрядчика (для страховки), то начинать искать его надо тоже летом. Многие курьерские службы прекращают заключение договоров с новыми клиентами уже в ноябре, а то и в октябре. К тому же до начала сезона надо успеть интегрироваться, «обкатать» все процессы и решить много разных других вопросов, которые неминуемо возникают при начале сотрудничества.
Новогодний сезон «делает» год, но он же может его и погубить. Все хотят заработать на высоком сезоне, но если ваш партнер или вы сами завалите доставку, комплектацию или другие производственные задачи, вы не только не заработаете, но и потеряете текущих клиентов. Одним словом, если вы работаете с подрядчиком-доставщиком, то готовиться к сезону надо вместе с ним: согласовывать планы и уточнять возможности их выполнения. Только при таком подходе предновогодний сезон останется в вашей памяти как период, которые принес сверхдоходы и приумножил количество лояльных вам покупателей. А Новый год вы начнете с радостью, оптимизмом и новыми амбициозными планами. Чего вам искренне желаю!