Обсуждение итогов работы логистических компаний по сегменту fashion
Рынок fashion с начала прошлого года переживает весьма непростые времена. Мнения логистов, работающих с этим сегментом, могут прояснить ситуацию на настоящий момент и, возможно, дадут представление, что ждать в дальнейшем.
Во втором квартале 2020 года, в связи с усложнившейся процедурой пересечения границ со странами ЕС, временным закрытием ТЦ и падением платежеспособного спроса, объем перевозок fashion-продукции сократился (в сравнении с первым кварталом). Какова ситуация в этом сегменте сейчас — сравните динамику (желательно с показателями объема, долей в перевозках компании и др.)?
Дмитрий Мордовин, руководитель направления внутрироссийских автоперевозок Kuehne+Nagel
Начиная с середины третьего квартала и до ноября 2020 года включительно, наблюдался взрывной рост перевозок сегмента fashion. Тенденция была актуальна как для магазинов, расположенных в регионах, так и в Москве. На это повлияло множество факторов, один из главных — отложенный спрос. Учитывая высокую долю клиентов fashion-сегмента в нашем портфолио, два месяца подряд — в сентябре и октябре — мы ставили рекорды по объему внутрироссийских перевозок. На фоне высокого спроса объемы продаж в черную пятницу не увеличились в несколько раз, как было обычно. Это стало для нас непривычным, как и многое в прошлом году. В декабре объемы выровнялись и находились примерно на уровне прошлого года.
Феликс Херсонский, руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics
Распространение пандемии COVID-19 полностью поменяло мировые экономические реалии. Со второго квартала 2020 года значительно изменилась не только покупательная способность, но и логистические процессы. Начиная с февраля 2020 года, когда карантинные ограничения были поочередно введены в Италии, Франции, Испании, а потом и в других странах ЕС, вышеописанные перемены не обошли стороной и fashion-индустрию. Разница заключалась лишь в том, что бОльшая часть продукции на сезон весна-лето 2020 и частично осень-зима 2020/2021 уже была заказана и находилась либо на складах у поставщиков, либо в пути на склады консолидации. Сокращение продаж, которое началось в первом квартале, было обусловлено непредсказуемыми действиями с разных сторон. Во время карантина многие розничные сети не хотели забирать товар со складов консолидации, при этом поставщики товаров продолжали получать ранее заказанную и привезённую из Азии продукцию каждую неделю.
Во всей этой цепочке произошел коллапс: из-за закрытых магазинов собственники бизнеса, не только в РФ, но и по всему миру, стали отказываться от забора грузов, а склады поставщиков оказались переполнены настолько, что для хранения прибывающих товаров пришлось использовать контейнеры. Следствием этого факта, а также резкого снижения грузопотока стала нехватка порожнего оборудования в Азии. Производители в этом регионе не могут отгрузить готовый товар, поскольку покупательная способность находится на низком уровне.
Сейчас очень трудно предположить, какая будет ситуация в первом квартале 2021 года, так как у многих fasion-ритейлеров остался товар с прошлого сезона, который нужно будет реализовывать. Реальную ситуацию на рынке можно будет увидеть только после первых заказных сессий 2021 года.
Алексей Вайсберг, директор по развитию логистического оператора Logsis
Доля заказов от клиентов сегмента fashion в начале 2020 года составляла 10%. А к концу декабря 2020 года она достигла 30-35%. Объем доставок fashion-продукции с июля по декабрь увеличился в три раза.
Число клиентов компании из этого сегмента также показало положительную динамику — они составляли 70% от всех новых партнеров во втором полугодии 2020 года.
Две трети клиентов данного сегмента — это D2C-бренды, выходящие на рынок онлайн-продаж с высоким средним чеком заказа. Общее количество доставок в месяц для таких партнеров обычно достигает 1000.
Алексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic
Доля международных перевозок fashion-продукции в FM Logistic составляет порядка 20%. При этом половина приходится на сегмент «люкс». Объемы транспортировок товаров данной категории во втором полугодии 2020-го значительно увеличились в сравнении с «просадкой» более чем на 60% в период «первой волны» ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Можно констатировать, что сегмент «люкс» в количественном выражении полностью восстановился и мы даже наблюдаем рост у некоторых крупных игроков по сравнению с прошлым годом. При этом игроки мидл-маркета и масс-маркета снизили свои объемы на 10-20%. Также заметен тренд на увеличение перевозок casual-товаров — очевидно, в связи с удаленной работой многих компаний.
В России активно растет сегмент e-commerce, смог ли он «перетянуть» на себя часть заказов на перевозку продукции fashion? Какая доля доставок для игроков данного рынка в вашей компании?
Феликс Херсонский, руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics
На фоне карантинных ограничений электронная коммерция показала значительный рост не только в России, но и во всём мире. Вместе с ней также увеличивается спрос на сопутствующие сегменты — мы видим это исходя из результатов работы наших складов и курьерской компании.
Многие представители fashion-рынка стали активно реализовывать продукцию в интернете. Мы работаем со многими онлайн-ритейлерами в России и странах СНГ и можем отметить, что данный сегмент по-прежнему растет быстрее традиционной торговли. Потребителям нравится делать покупки в интернете: можно спокойно выбрать товар, заказать несколько моделей с возможностью доставки на дом и быстрого возврата. Преимущества онлайн-шопинга будут привлекать всё большее количество людей.
Алексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic
Рынок электронной коммерции продолжает бить рекорды. Но, к сожалению, онлайн-каналы не смогли на 100% компенсировать падение продаж во время локдауна. Абсолютно все компании стали использовать альтернативные инструменты для реализации продукции. Те, у кого и до пандемии были хорошо развиты онлайн-продажи, оказались в выигрыше. Однако после открытия магазинов и бутиков мы стали свидетелями постепенного возвращения объемов поставок к «доковидным» показателям и в офлайн-рознице. Некоторые компании сегмента «люкс» даже продемонстрировали рост относительно 2019 года.
Обязательная маркировка обуви в РФ действует уже более полугода. Оцените ее влияние на рынок перевозок данной товарной группы — положительные и отрицательные моменты.
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок Kuehne+Nagel в России
Для продавцов и логистических компаний эта мера внесла коррективы в цепочку поставок. Обязательная маркировка производится на складах компании в Европе или уже по прибытии в Россию на таможенном складе. Безусловно, новшество повлекло дополнительные затраты для импортеров на стикеровку, получение кодов, контроль цепочки и так далее. Почувствовал ли это потребитель — пока непонятно, но все эти затраты в любом случае окажут влияние на цену товара, который стоит на полке в магазине.
Феликс Херсонский, руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics
Мы уже несколько лет осуществляем маркировку обуви для многих онлайн- и офлайн-ритейлеров в России как партнёр ЦРПТ и обработали более миллиона пар данной продукции. Можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты. Многие игроки рынка не были готовы к введению обязательной маркировки, рассчитывая на то, что ее отменят или перенесут на неопределённый срок. В свою очередь, импортеры, которые не стали пренебрегать нововведениями, вполне успешно наладили процессы стикеровки своей продукции.
С 1 января 2021 года становится обязательной маркировка ввозимых товаров легкой промышленности. Оцените готовность участников рынка ко вступлению в силу данной инициативы. Может ли повториться ситуация, которая сложилась летом при ввозе обуви в РФ?
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок Kuehne+Nagel в России
В целом производители/импортеры готовы к нанесению DataMatrix. Сейчас на рынке существует достаточно много компаний-производителей, которые могут имплементировать нанесение маркировки непосредственно на производстве. Но и для них возникнет новая реальность в отношении административного учета кодов от производства до кассы финальной продажи.
Феликс Херсонский, руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics
Некоторые представители данного рынка надеялись на перенос сроков обязательной маркировки, однако многие импортеры, которые ввозят обувь, также поставляют и одежду, поэтому частично они готовы и к введению этой процедуры. В конце декабря 2020 года мы начали осуществлять маркировку товаров легкой промышленности, а с 4 января 2021 года нанесение кодов DataMatrix проходит на всех складах компании.
Ваши прогнозы на 2021 год: следует ли ждать восстановление показателей начала 2020 года и когда?
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок Kuehne+Nagel в России
Если ограничения будут постепенно сниматься, то в апреле-июне увидим всплеск из-за отложенного спроса, а во втором полугодии начнется плавное восстановление. Причем полного восстановления следует ожидать не ранее 2022 года, но уже с новыми цепями поставок и продаж: большей долей e-commerce и маркетплейсов, меньшей — классического офлайн-ритейла.
Феликс Херсонский, руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics
Очень трудно предполагать сейчас, когда в Европе закрыты почти все точки офлайн-продаж и производители теряют колоссальные суммы. Полагаю, что они будут постепенно реализовывать хранящуюся продукцию, однако первые прогнозы возможны лишь в конце второго квартала 2021 года.
Алексей Вайсберг, директор по развитию логистического оператора Logsis
Показатели объемов перевозок компании в сегменте fashion в 2020 году оказались выше ожидаемых более чем на 100%. В целом мы можем предположить, что рынок ожидает скорое восстановление. Прежде всего за счет развития сегмента e-commerce — его показатели ежегодно будут расти на 15-20% — и собственных онлайн-магазинов у монобрендов одежды. D2C-бренды постепенно приходят к пониманию необходимости создания своего интернет-магазина, помимо присутствия в рознице и на маркетплейсах.