Основные тренды e-commerce в 2014-2015 гг.
На прошлой неделе в КВЦ «Сокольники» прошла ежегодная выставка ECOM Expo. Одним из участников бизнес-программы крупнейшей в России и Восточной Европе выставки технологий для интернет-торговли ECOM Expo'15 стала компания ИдеаЛоджик. Руководитель отдела продаж Мария Татарникова выступила с докладом, в котором, в числе прочего, озвучила тенденции, наблюдаемые на рынке e-commerce в 2014-2015 гг. и рассказала об их влиянии на логистические процессы.
Сокращение внутренних издержек. Нестабильное состояние экономики заставило интернет-магазины сокращать издержки. Многие магазины отказались от бесплатной доставки или увеличили размер чека, при котором предлагается бесплатная доставка. Этот фактор напрямую повлиял на покупателей. Если еще в прошлом году клиент мог позволить себе множественные заказы, поскольку доставка был бесплатной, то сейчас большинство заказчиков стремятся объединить покупки в одну крупную посылку и сэкономить на оплате курьерских услуг. Как следствие – меньше отправлений с большим весом и более высоким средним чеком. С точки зрения логистики данный тренд привел к пересмотру интернет-магазинами логистических схем и рассмотрению других возможных операторов доставки.
Оптимизация расходов на сервисы. Сокращение издержек коснулось и логистики, в том числе сервисной составляющей процесса. Многие интернет-магазины стремятся уменьшить расходы, передавая часть работы на аутсорсинг, а зачастую и вовсе отказываясь от некоторых дополнительных услуг. В частности, многие магазины сократили количество смс-сообщений, отправляемых клиенту в процессе выполнения заказа. При этом, если интернет-магазин сотрудничает с логистической компанией, которая предоставляет смс-оповещение о ходе доставки, данное изменение несущественно сказывается на получателях, что приводит к востребованности данной услуги без дополнительных сервисных сборов.
Выход в онлайн оптовиков и производителей. Усложнившиеся рыночные и экономические условия заставляют многие организации и предприятия искать новые пути развития и и рынки сбыта. Поэтому компании, которые раньше не работали с розницей, а также производители товаров сейчас выходят к конечному потребителю. Самый простой и быстрый способ – это online торговля. Компании открывают свои интернет-магазины и активно вливаются в рынок e-commerce. При этом выход в online требует серьезного изменения бизнес-процессов внутри компании, в том числе в части организации розничной логистики (как складской, так и транспортной), а также взаимодействия с розничными покупателями.
Популярность одностраничных продающих сайтов. В плоскости маркетингового инструментария можно выделить явление, которое стало тенденцией последних 1,5-2 лет.
Онлайн-продавцы стали охотно использовать вместо больших интернет-магазинов с каталогами одностраничные сайты, продающие монотовары. Как правило, такой вид сайтов используется для востребованного, «ходового» товара. Однако такой подход к продажам несет в себе значительные сложности и риски, с точки зрения логистики: необходимость «купирования» расходов на доставку, чтобы сохранить необходимый уровень маржинальности бизнеса; организацию хранения товаров и оперативную комплектацию заказов; высокий процент возвратов, связанный с высокой долей импульсных покупок; высокая нагрузка на call-центр магазина по вопросам доставки. Все эти моменты необходимо учитывать при разработке логистических схем.
Приток покупателей из малых городов. Это связано не только с динамичным ростом уровня интернетизации даже в самых отдаленных населенных пунктах. Интернет-торговля, которая за несколько лет вышла на цивилизованный и масштабный уровень, перестала вызывать недоверие населения, люди уже не боятся удаленных покупок. Кроме того, на ситуации сказывается низкая насыщенность небольших городов с точки зрения ассортимента товаров в оффлайновых магазинах. Данная тенденция тесно связана с ростом популярности почтовой доставки, т.к. именно «Почта России» вызывает доверие получателей в регионе.
Рост популярности почтовой доставки. За последние два года на 6% увеличилась доля заказов, доставленных «Почтой России». Причин увеличения привлекательности почтовой доставки можно выделить несколько. Во-первых, сегодня почтовая пересылка — это, зачастую, самый недорогой вид доставки, к тому же допускающий наложенный платеж. Вторая причина связана с тем, что основной приток новых покупателей происходит за счет малых и отдаленных городов, куда отправления можно доставить только почтой. И эту тенденцию стоит выделить отдельным пунктом. Также нельзя не отметить рост популярности товаров из Китая, доставка которых так же осуществляется «Почтой России».
Востребованность агрегаторов доставки. Тренд последних двух лет, пришедший к нам с Запада, — массовое появление компаний-агрегаторов доставки, которые предлагают в режиме одного окна отправлять заказы множеством курьерских служб. При этом компании-агрегаторы, представленные на рынке, можно разделить на два типа: 1. Агрегаторы информационных потоков, которые предлагают удобный интерфейс для работы с тарифами и сроками различных операторов доставки, и снимают необходимость заключать договор с каждой службой в отдельности, однако не участвуют в операционных процессах и несут ответственность только до момента передачи отправления оператору доставки. 2. Агрегаторы операционных процессов, которые, помимо единого интерфейса, предлагают полный цикл логистических услуг для интернет-магазинов (складская логистика и доставка отправлений). При этом «первая миля» осуществляется собственными силами агрегатора. Также агрегатор в этом случае, как правило, несет единая ответственность до момента вручения отправления получателю, а также осуществляет информационную поддержку получателей по вопросам доставки.