Почему интернет-магазины не идут в регионы

Почему интернет-магазины не идут в регионы

Российский рынок сейчас переживает сложные времена. Негативное влияние санкций, падение рубля и сокращение бюджета заставляет многих участников рынка перераспределять свои силы и производственные мощности. Как следствие, уже в конце 2014 года закрылись многие крупные e-commerce проекты. Вследствие экономической нестабильности в стране также произошел спад потребительской активности. Повышение стоимости энергоносителей, ослабление рубля, внешнеторговые ограничения и прочее моментально отразились на взаимодействии и работе с поставщиками и партнерами интернет-ритейлеров (впрочем, это касается всех). Практически все интернет-магазины, имеющие офлайн-точки или ПВЗ, уже отметили рост арендных ставок. И если собственники торговых центров неохотно снижают тариф, то складские комплексы Москвы и Санкт-Петербурга стараются найти взаимовыгодные решения.

Учитывая большую концентрацию поставщиков товара, складов, торговых центров, распределительных центров и узлов, различных альтернативных и классических служб доставок в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, сами интернет-ритейлеры преимущественно тоже работают там.

Вследствие внешнеполитических событий изменяется картина импорта товаров — происходит переориентация торгово-экономических партнеров с Европы на страны Юго-Восточной Азии. Так транспортно-логистическая отрасль плавно перераспределяет потоки с запада России на южный федеральный округ, а также на Кавказ и Дальний Восток.

По итогу первого квартала 2015 года можно отметить следующую тенденцию на рынке e-commerce. Если ранее на рынок можно было войти с минимальными капиталовложениями, то сейчас это обходится во много раз дороже: стоимость продвижения компании и привлечения аудитории увеличилась, выросли цены на закупочные товары, тарифы на предоставление услуг, изменилась инфраструктура, и, как огромный минус, появилась жесткая конкуренция. Поэтому, пожалуй, и начались процессы слияния, консолидации с более крупными игроками с целью постоянного снижения операционных расходов. А уж об эффективности будет судить требовательный к сервису потребитель, который, впрочем, сильно отличается от регионального потребителя. Хотя кое в чем они схожи — каждый ожидает гибкости от продавца и хочет получить заказанный товар быстро и дешево.

Российский рынок e-commerce показывает стабильный годовой рост на 25% в денежном выражении. Функционирует уже более 40 тысяч интернет-магазинов. В «неравной борьбе» наложенного платежа и предоплаты преимущество понемногу завоевывает второй способ, что, безусловно, положительно отразится на бизнесе интернет-магазинов, в том числе, региональных.

По данным аналитического агентства Markswebb Rank & Report, 34% онлайн-покупателей сконцентрировано в городах с населением от 100-500 тысяч человек. Распространенность онлайн-покупок растет вместе с ростом города. В небольших городах доля онлайн-покупателей, среди активной интернет-аудитории составляет немногим более 63%. В Москве доля онлайн-покупателей уже превышает 80%.

Основная часть игроков e-commerce сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге, и, естественно, помимо весомых операционных трат, владельцы интернет-магазинов вынуждены сталкиваться с жесткой конкуренцией. И методы честной борьбы эффективны только в исключительных случаях, так как основным способом является демпинг. И многие интернет-магазины начинают диверсифицировать свой бизнес с целью стать ближе потребителю, готовому платить за качество и время.

Так что же останавливает e-commerce от выхода в регионы?

1. Мне и так хорошо

Большинство интернет-магазинов уверены, что их клиент находится в ЦАО и нужно любыми способами удовлетворить его потребность. Клиент «мегаполисный» тратит больше денег, с ним реален легкий кросс-сейл. В процессе завоевании клиента в ход идет все: привлекательная цена, бесплатная доставка, оплата при получении, частичный выкуп и прочее, в целом — наилучший сервис. И до тех пор, пока не будет запроса со стороны того или иного региона, интернет-магазин вряд ли задумается о масштабировании.

Время и качество доставки является стратегическим преимуществом любого ритейлера. При выходе в регионы интернет-магазин также тратит немалые средства на доставку, и порой забывает о возвратном трафике, кассовом разрыве и многих других мелких нюансах. Особенно в настоящее время, когда каждый рубль на счету. Ведь только знающие люди понимают, как дорог региональный клиент для интернет-магазина. И тут не важен способ привлечения, тут важен низкий процент возврата, приемлемый средний чек для бизнеса, дешевая доставка и быстрый перевод наложенного платежа. В идеале — на следующий день. Однако на практике на каждом этапе работы ритейлер сталкивается с множеством схожих и порой нерешаемых задач. Отсюда он делает вывод: «Береженого БОГ бережет! Зачем тратить и без того ограниченные средства на масштабирование?! Наш клиент сам нас найдет, сам к нам приедет и будет, по сути, осознанно и сам играть по нашим правилам».

2. Страх

Бизнес — это риск. Порой оправданный, а порой — нет. Рынок e-commerce сейчас претерпевает свой, по сути, первый серьезный кризис, несмотря на государственную поддержку и возможности для старта малого бизнеса. Каждый корпит над своим детищем и не готов вкладывать в расширение. Лучше расширить ассортимент, найти сговорчивых поставщиков, сэкономить на службе доставки, — это малая часть мероприятий по оптимизации интернет-магазина. «А что там за границей ЦАО и СЗФО? Когда придет время, тогда и попробуем!». Судя по последним встречам с достаточно серьезными представителями e-commerce, единственная причина, почему ритейлеры не выходят в регионы — большой риск, что, по сути, равно — страх.

Игроки находятся в состоянии ожидания, так как по итогам марта уже можно судить о факторах, повлиявших на отрасль. Самым показательным будет апрель, ведь сезон «горячих пирожков» в e-commerce — именно ноябрь-апрель.

В свете кризисных явлений в стране отрасль e-commerce также переживает сложные времена, что требует от участников рынка глобальной оптимизации бизнес-процессов и мультиканальности при взаимодействии с покупателями.

Бизнес, как и любой живой организм, меняется в зависимости от окружающих условий. Для роста полноценного здорового тела, бизнес нужно «подпитывать» деньгами, постоянным совершенствованием технологий и оптимизацией процессов.

Особенность интернет-торговли — быстрый запуск и старт. Именно с помощью проверки кризисом формируется пул команды будущего, интернет-ритейлерам предоставляется возможность оперативно диверсифицировать свое производство, перераспределять ресурсы с акцентом на экспансию и масштабируемость.

Бизнес интернет-магазина главным образом заинтересован в максимально выгодной реализации своего товара, эффективнее всего можно прийти к этой цели в случае построения слаженной магистральной доставки и последней мили (авто/курьерская служба до получателя).

На фоне падающего спроса ритейл требует от логистов предоставления более качественных услуг. В зависимости от размера онлайн-магазина, среднего чека, габаритов, применяется индивидуальная схема работы всего логистического аппарата. Для трансляции лучшего сервиса на региональные рынки интернет-магазину необходимо максимально отработать бизнес-модель в домашнем регионе. И только после отладки основных этапов работы интернет-магазина, включающих доставку, инкассацию, обработку возвратов, продвижение и маркетинг, сформированный слаженный коллектив и так далее, пробовать выйти на новый рынок. Безусловно, прежде чем выходить в регионы, необходимо проанализировать аудиторию, конкурентов, сформировать уникальное торговое предложение, оценить спрос на товары и услуги и их жизненный цикл.

Особенности онлайн-продаж в регионах

За счет более скромных доходов населения по сравнению со столичными клиентами, региональные покупатели тратят меньше, однако, за счет гарантированно выкупленных заказов обеспечивается постоянный поток онлайн-аудитории. Региональный покупатель отличается большей терпеливостью и ответственностью. В крупных городах (Новосибирск, Ростов-на-Дону, Казань) рынок уже разогрет, аудитория понимает преимущества онлайн-покупок. В городах с меньшим населением активность ниже, но наблюдается динамичный рост рынка интернет-покупок, порядка 50% в год, за счет стремительно растущего коэффициента проникновения интернета. Кроме того, стоит учитывать, что средний чек в регионах несколько ниже, чем в Москве.

Важ­нейшие критерии выбора логистического оператора для ма­газина, наряду со своевременным возвратом денег и общей стоимостью услуг, — это качество коммуникации курьера с клиентами магазина и соблюдение сроков доставки. Иными словами, для интернет-магазинов качество предоставляемых услуг сейчас также важно, как и их стоимость.

Выгоды от работы в регионе очевидны — сокращение сроков доставки, рост оборачиваемости капитала, расширение базы клиентов и так далее.

Однако есть и минусы — как правило, товар и материалы приходится закупать в Москве. В регионах нет складов, нет достаточных таможенных мощностей, нет оптовых компаний. Чем длиннее транспортное плечо до поставщика, тем больше издержки, связанные, прежде всего, с прогнозированием спроса. Отсутствие товара на месте или же складирование непродающегося стока «съедает» прибыль.

И, вероятно, интернет-магазину следует сфокусировать свое внимание на своих основных компетенциях — продажах.

Интернет-ритейлеры предпочитают вести свой бизнес в центральных регионах, ведь именно там, в основном, сосредоточены основные игроки рынка e-commerce. Выход в регионы — всегда риск, связанный со многими факторами, начиная от неразвитой инфраструктуры, заканчивая незаинтересованностью потребителя. В условиях кризиса такой риск не всегда обоснован, однако онлайн-продажи в регионах являются достаточно перспективным направлением для развития. Двигаться ли в этом направлении? Этот вопрос каждый интернет-ритейлер решает для себя сам. 

Читайте также

24 августа 2022 / Комментарии

Как выбрать службу доставки за 3 шага и начать отправлять заказы через 10 минут

Как организовать передачу товаров из интернет-магазина? Можно осуществлять доставку собственными силами, привлекать курьерские службы для работы внутри города или сотрудничать с логистическим партнером, который будет доставлять посылки по стране и за рубеж.

далее →

15 июля 2022 / Комментарии

Анализ стоимости доставки сборных грузов по России

В 2022 году информационный портал Main Transport провёл очередное ежегодное исследование стоимости доставки сборных грузов по России. В исследовании принимали участие восемь крупнейших транспортных компаний, перевозящих грузы от 1 кг.

далее →

30 июня 2022 / Комментарии

Самовывоз из ПВЗ и постаматов: покупательские предпочтения и паттерны

Исследование посвящено самому популярному в России способу доставки из интернет-магазинов — самовывозу. В исследовании подробно рассмотрены три основных вида самовывоза: из «классических» пунктов выдачи заказов, из постаматов и из магазинов с выдачей заказов на кассе.

далее →

16 марта 2022 / Комментарии

Ориентир на восток: ТОП-10 технологий автоматизации складской логистики из Китая

Для России китайское направление не совсем новое, уже есть успешные кейсы сотрудничества. Так китайское оборудование применяют или тестируют на складах Wildberries, OZON, Почта России, DPD. В этом материале ТОП-10 технологий автоматизации складской логистики, в которых китайские поставщики могут заменить европейских.

далее →

22 ноября 2021 / Комментарии

Фулфилмент для электронной торговли: задачи, тренды и состояние рынка

Data Insight при поддержке партнеров Арвато, ExpressRMS, Кактус, ЛТ Менеджмент, Почта РФ выпускает очередное исследования рынка фулфилмента. Его основные задачи — предоставить оценку российского рынка фулфилмента, зафиксировать актуальные тренды, описать состояние рынка и проанализировать услуги, которые на нём представлены.

далее →