Рынок логистики для интернет-магазинов 2018
Data Insight публикует объем рынка логистики для электронной торговли в России за 2018 год. Результаты исследования представлены в виде распределения объема посылок по типам доставки. Результаты основаны на данных, полученных от крупнейших логистических компаний, и оценке количества посылок, отправленных остальными логистами.
Основные результаты за 2018 год:
- Почта России доставила 90 млн. посылок (26% от числа посылок)
- Курьерской доставкой (аутсорсинг) — 73 млн. посылок (21%)
- В ПВЗ/постаматы (аутсорсинг) было доставлено 47 млн посылок (13%)
- Собственными силами интернет-магазина было доставлено 40% посылок, что составило 140 млн штук. Из них на самовывоз пришлось 100 млн посылок (29%), на курьерскую доставку — 40 млн (11%)
«Мы позитивно оцениваем текущее состояние рынка логистических услуг в России. Для его дальнейшего развития можно пересмотреть ряд бюрократических процедур по транспортировке, в частности, отказаться от бумажного документооборота. Развитие дорожного сообщения до таких городов как Якутск, Мирный, Магадан, Сахалин, Норильск также поможет увеличить процент онлайн-продаж на данных территориях и выровнять цены», — Владислав Бакальчук, сооснователь, Wildberries.
«Если говорить о рынке e-commerce, 2-3 года назад спрос на аутсорсинг услуг формировали в первую очередь „классические“ интернет-магазины, это определяло их спектр — в основном это были курьерская доставка, магистральная логистика, гораздо реже — фулфилмент-функции. Сегодня в силу маркетплейсизации рынка часть интернет-магазинов сама превратилась в провайдеров логистических услуг. OZON, к примеру, для селлеров своего маркетплейса может являться и провайдером услуг хранения и обработки, и службой магистральной логистики и сервисов last mile. По сути, интернет-магазин превращается в тандем логистической компании и ИТ-платформы. Поэтому объем услуг в этом сегменте рынка определенно вырастет в десятки раз в ближайшие 3 года. Становясь для своих селлеров логистической компанией, интернет-магазин сам нуждается в услугах 3РL. Мы в OZON, например, планируем оказывать услуги селлерам, комбинируя собственную инфраструктуру и ресурсы партнеров. Однако, критичной остается проблема качества услуг — на ее фоне обеспечивать „бесшовные“ сервисы пока сложно. Определенно, выигрывать на рынке 3РL будут именно те игроки, которые смогут держать высокую планку, которую сегодня задают топ-10 игроков e-commerce», — комментирует Андрей Павлович, директор цепи поставок, OZON.
«Помимо продолжающего роста заказов в интернет-магазинах, драйверами выступают маркетплейсы, а также монобренды, которые решили выйти в онлайн. Если говорить о сегментах, то активно растет fashion, продолжает рост электроники и бытовой техники и товары для отдыха, перспективной является доставка еды — это в основном внутригородская доставка. Развитие сегмента продуктов означает новые требования к логистике, в том числе и складской. Легализация дистанционной торговли безрецептурными препаратами и алкоголем, которая, вероятно, произойдет в обозримом будущем, приведет к росту интернет-заказов, соответственно увеличив внутригородскую доставку. Кроме того, это повлечет за собой новые требования к упаковке, к контролю, к верификации личности при выдаче заказа и т.п. Таким образом, отрасль становится диверсифицированной и более сложной. Предполагаем, что будет расти доставка крупногабаритных грузов до двери. Наша статистика — прямое тому подтверждение: за полгода объем таких отправлений (услуга DPD Online Max специально разработана для этого сегмента), увеличился в пять раз, а количество отправок в день измеряется сотнями. Кроме того, мы ожидаем увеличение доли прямых межрегиональных доставок по нескольким причинам: рост активности региональных интернет-магазинов и производителей, развитие инфраструктуры региональных распределительных центров, включая РЦ как независимых так и принадлежащих крупным E-commerce компаниям и стремление снизить операционные издержки у игроков рынка. Развитие „сетевой“ логистической инфраструктуры в свою очередь, приведет к снижению тарифов, сокращению сроков доставки и развитию дополнительных сервисов и фулфилмента», — комментирует Леонид Зондберг, коммерческий директор, DPD в России и SPSR Express.