Рынок ПВЗ и постаматов в электронной торговле

Смотрите в каталоге
Курьерские службы

Data Insight подготовила исследование «Постаматы и пункты выдачи в электронной торговле». В нем собраны основные цифры и характеристики рынка, крупнейшие игроки, общее распределение точек самовывоза по макрорегионам, результаты онлайн-опроса пользователей ПВЗ/постаматов о том, почему они предпочитают самовывоз другим способам доставки.

В составе:

  • Классификация точек выдачи
  • Основные игроки сегмента
  • Распределение точек по ключевым игрокам и макрорегионам
  • Портрет потенциального потребителя услуг ПВЗ

Ключевые цифры:

  • 41 919 отделений Почты России (из них 24% городские, остальные – сельские и поселковые)
  • 6000 неспециализированных пунктов выдачи (салоны сотовой связи)
  • 3000 точек у специализированых компаний (+100% рост за 2016 год)
  • 850 постаматов
  • 29 миллионов заказов в сторонние ПВЗ (15% от рынка) за 2016 год

Тренды на рынке:

  • Специализированные игроки подключают непрофильные бизнесы в качестве пунктов выдачи (например, цветочные, шиномонтаж)
  • Быстрее всего растут специализированные сети (логистические компании), а непрофильные не растут вообще
  • На рынок сетей самовывоза заказов входят новые игроки
  • Растет число магазинов, осуществляющих доставку в сторонние ПВЗ

Характеристика рынка:

  • Доступ к услугам постаматов и ПВЗ есть у более чем 70% населения страны
  • Развитие числа постаматов и ПВЗ по регионам неравномерно по населению и территории
  • В сумме на топ-10 регионов по количеству ПВЗ приходится половина (48%) всех ПВЗ
  • В среднем, ПВЗ расположены лишь в 16% населенных пунктов в макрорегионе (МО – 56%, Красноярский край – 6%)
  • В 24 регионах представлены точки всех 13 сетей ПВЗ, а за пределами региональных центров только в Краснодарском крае и Ярославской области есть все представители пунктов выдачи
  • Разброс по плотности проникновения ПВЗ в регионах составляет от 9000 человек на 1 ПВЗ в Питере до 37 000 человек на точку в Крыму
  • Разброс по постаматам находится в пределах от 68 тысяч человек в Московской области до 1,6 млн человек в Северо-Кавказском федеральном округе

Способы доставки заказов

Выбор способа доставки интернет-покупки — это ежедневная дилемма. В среднем респонденты указывают 3 способа получения, активные онлайн-покупатели не лояльны к каналу доставки, а предпочитают выбирать в зависимости от обстоятельств (размер посылки, ее вес, стоимость, временной отрезок доставки и пр.). Все опрошенные имеют опыт использования нескольких вариантов доставки.

Три четверти опрошенных хоть раз получали заказ через автоматизированный терминал выдачи — постамат. 69% пользовались пунктами выдачи заказов. Больше половины (56%) хотя бы раз за последний год заказывали доставку курьером, а 50% пользовались Почтой России для получения интернет-заказов. 28% забирали покупку в магазине и 16% через терминал транспортной компании.

Если посмотреть на ответы в разрезе по размеру города проживания респондента, то увидим, что единственный канал, где забирают посылки одинаково часто, — ПВЗ. Доля пользования постаматами растет с увеличением размера города, в котором проживает покупатель. Жители столиц закономерно меньше получают отправления через Почту России (36% против 53% в небольших городах) и через транспортные компании (8% против 19% в небольших городах), они предпочитают курьера (57% против 36%) или забрать заказ в оффлайн-магазине (29% против 18%).

58% респондентов (активных пользователей ПВЗ) предпочитают ПВЗ/постамат другим способам доставки, несмотря на стоимость доставки и время на дорогу до пункта получения. Пятая часть оценивает, какой канал получения заказа выбрать, сравнивая стоимость доставки. 80% из них выберут ПВЗ/постамат, если разница в цене на доставку будет до 200 рублей по сравнению с альтернативным способом (курьер). Стоимость важна подавляющему большинству пользователей. Всего лишь для 5% играет роль только время на получение заказа.

Среди тех, для кого важным фактором является время, за которое они получат заказ, 84% не готовы тратить более 30 минут на получение заказа. Из них 33% хотят получать заказ быстрее, чем за 15 минут.

Почему выбирают ПВЗ

Мы увидели, что основные причины выбора ПВЗ — это психологический комфорт получения заказа и низкая стоимость доставки. Именно по этим причинам потребитель выбирает доставку в ПВЗ и постамат. При этом обязательным фактором для выбора постаматов и ПВЗ является удобство расположения, график работы точки и наличие дополнительных опций (в т.ч. прием карт).

Мы спросили у респондентов, почему они выбрали именно ПВЗ/постамат, а не иную форму получения заказа. Среди вариантов ответа было «удобство пункта», после чего их попросили уточнить, что это для них значит.

Для пользователей ПВЗ удобство — это в первую очередь расположение (близко к дому/работе) — его отметили 64%. Почти в 2 раза менее популярным фактором является график работы (37%). Третье место по популярности делят стоимость (дешевле, чем в других каналах) и отсутствие спешки при получении — «никто не беспокоит, можно спокойно получить и рассмотреть покупку» (по 21%). Пятая часть респондентов предпочитает ПВЗ другим вариантам доставки из-за более низкой стоимости.

Выбор постаматов как наиболее удобного способа доставки также чаще всего обусловлен их близостью к дому/работе (65%) и подходящим графиком (47%). На третьем месте отмечена оплата картами (43%), а следом, с минимальным отрывом в 6%, представлен вариант «не надо ни с кем разговаривать, чтобы получить интернетзаказ» (37%).

Доля ответов пользователей постаматов, что удобство заключается в возможности частично или полностью отказаться от товара, близка к нулю. Тогда как для пользователей ПВЗ эти факторы более важны, хотя их процент в сравнении с другими вариантами невелик (можно отказаться от товара частично (7%), полностью (12%)).

По сравнению с ПВЗ, у постамата понятие «удобный» более многогранно. Разница между лидирующими вариантами «в чем для вас удобство постамата» в 2 раза меньше, чем между соответственными для вопроса «в чем для вас удобство ПВЗ», где явное предпочтение отдается 2 вариантам ответа из 12 предложенных (причем можно было выбрать до 3 вариантов).

Четверть респондентов вне зависимости от способа получения (ПВЗ или постамат) и от города проживания отмечает, что время, когда им удобно получить посылку, зависит от конкретной ситуации.

Сколько времени тратят

Около половины респондентов (44%) тратят менее 15 минут на получение заказа в постамате. Это в полтора раза больше, чем количество тех, кто тратит столько же в ПВЗ (31%). От 15 минут до получаса требуется для получения онлайн-посылки для 38% и 39% получающих в ПВЗ и постамате соответственно.

Что получают

Мы попросили респондентов описать их последнюю покупку в ПВЗ по стоимости, характеру покупки, времени ее ожидания, размеру. Это позволяет нам описать «портрет» покупки, которую чаще всего забирают из пунктов выдачи заказов.

Две трети покупок — дешевые, причем то, что покупка была дорогая, отметили только 16% опрошенных. Три четверти отправлений описаны покупателями как стандартные, уникальных только 15%. Более половины заказов (55%) были срочными, четверть же покупателей готовы были ждать. Подавляющее большинство посылок — небольшие по размеру, всего 10% отмечены как крупногабаритные. Молодые люди (18–24 года) чаще, чем другие возрастные категории, используют слова «дорогая», «срочная», «уникальная», причем доли таких покупок уменьшаются с увеличением возраста опрошенных.

Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост

Постаматы в силу ряда ограничений есть и всегда будут только дополнительным сервисом к курьерской доставке. Да, они несколько дешевле, но, во-первых, далеко не для всех покупателей вопрос экономии является ключевым. Для многих важнее фактор удобства: тебе не надо самому куда-то идти, можно лежать на диване и ждать, когда курьер придет к тебе сам. К тому же можно отказаться от товара, если он тебе не понравился, чтобы потом не морочить себе голову возвратом. Во-вторых, в России большой востребованностью пользуется доставка с примеркой, и поэтому все больше интернет-магазинов делают ее возможной для своих покупателей. Постаматы эту услугу предоставить не могут. И третье ограничение – это величина отправления: даже самый маленький пуфик или чемодан не влезут в ячейку постамата, поэтому крупные посылки никогда не будут доставляться таким образом.

Что касается ПВЗ, здесь надо отталкиваться от того, какого уровня этот ПВЗ. Если хороший, удобный, чистый, с примеркой и возвратом, да, это удобно. Но хороший ПВЗ не будет дешевым. Он сопоставим по цене с курьеркой. А плохой и дешевый ПВЗ – на шиномонтаже или цветочном магазине – имеет почти все те же ограничения, что и постамат, только еще больше. Вы, например, можете прийти и поцеловать дверь цветочного магазина, потому что его хозяин все цветы распродал и счастливый ушел домой, а на вашу посылку ему наплевать, для него это не основной бизнес. Так что все разговоры о том, что «Постаматы и пункты выдачи заказов умеют чуть больше, чем классические способы доставки, и предлагают конечным получателям более высокий уровень сервисного обслуживания», как пишут некоторые участники исследования, это, мягко говоря, лукавство.

Допустим, через ПВЗ и постамат теперь тоже можно осуществлять возврат – а мерять то где? Ну, туфли, пожалуй, можно прямо на месте, подумаешь, носками пол протереть на шиномонтаже (туда тоже теперь привозят посылки), а платье или блузку девушкам? На глазах радостного хозяина цветочного магазина? Или в туалете торгового центра? Все равно придется идти домой и потом возвращаться, чтобы засунуть не подошедший товар обратно в ячейку. Но заплатить то все равно придется за весь заказ, а потом ждать возврата. Жалоб на ПВЗ гораздо больше, чем на курьеров, это статистика.

Услугами ПВЗ и постаматов пользуются те, кто по каким-то причинам не любят общаться с курьерами, или у кого разъездной характер работы, ну или же пункт у них прямо в доме и никуда ездить не надо. Но тех, кому приятнее общаться с живым человеком, а не с железной коробкой, все-таки больше. К тому же большинство посылок доставляется заказчикам не домой, а на работу, людям так удобнее, они не подстраиваются под время прибытия курьера и не тратят время на поход в ПВЗ.

Полная презентация исследования

Компании и сервисы: MaxiPost
Автор: Анна

Подписаться на новости

Читайте также

22 февраля / Комментарии

17 советов как выбрать лучшего поставщика шин и дисков для интернет-магазина

Ниже собраны типовые вопросы, на которые абсолютно необходимо обратить внимание, если вы только планируете открытие интернет-магазина или маркетплейса по продаже шин и дисков. Если вы уже опытный продавец и думаете о том, как дальше оптимизировать свою работу с поставщиками шин и дисков, возможно вы тоже найдете полезные детали и для себя.

далее →

15 декабря 2017 / Комментарии

Рынок логистических услуги для интернет-магазинов в 2017 году

Компания Data Insight представила обновлённое исследование по рынку логистики для интернет-магазинов "Логистика. Основной доклад": главные тренды на рынке, объем рынка, основные игроки, экосистема рынка и ее анализ. Короткое по формату это исследование насыщено информацией, которая определяет стратегию  для  всех  игроков,  их понимание развития рынка в прошедшем году и планы на будущее. 

далее →

7 ноября 2017 / Комментарии

Ни выпить, ни закусить. Почему доставка – не главная беда в дистанционной продаже алкоголя?

Во всем мире до 20% спиртного продается через интернет, например, в США (в зависимости от штата), Германии, Италии и других странах. Однако в России Верховный суд наложил вето на онлайн-продажи еще в 2011 году. Очередная попытка легализовать их потерпела неудачу. Причины - не только риск увеличения потребления алкоголя, но и опасности, которые таит в себе доставка курьерской службой. Действительно ли все так плохо?

далее →

30 мая 2017 / Комментарии

Уроки интеграции от основательницы «МаксиПост»

Ровно год тому назад международная корпорация Itella купила 100% акций «МаксиПост» у ее владельца – Натальи Капацинской, более 17 лет тому назад основавшей компанию вместе с мужем. Изначально Наталья, будучи в декрете, помогала новому бизнесу в качестве программиста. В конце 1999 года система была запущена в опытную эксплуатацию, а буквально на следующий день руководитель проекта по созданию службы уволился, и Наталья решила взять бразды правления в свои руки. И с тех пор уже никогда не выпускала – вплоть до марта 2016 года. В настоящее время она продолжает работать в компании в качестве генерального директора.

далее →

30 марта 2017 / Комментарии

Реальный e-commerce. Как выбирать курьерскую службу для вашего интернет-магазина?

Многие руководители интернет-магазинов принимают решение передать доставку заказов на аутсорсинг чтобы  все свое время и энергию направить на развитие и продвижение магазина. Сегодня мы поговорим о том как правильно выбирать курьерскую службу. Вопрос этот безусловно весьма серьезный, поскольку от четкой работы службы доставки напрямую зависит оборот и прибыль вашего магазина.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook