Сможет ли Почта быть полезной интернет-торговле
Если бы в лексиконе отечественных интернет-магазинщиков было бы слово "почта", и они имели бы представление о том, как работает организация с аналогичным названием и задачами, скажем, в Германии, то они все бы мечтали о том, что бы и у нас было — как в Германии.
А там — так: сидишь себе в офисе в какой-нибудь тамошней, немецким богом забытой деревушке, и отслеживаешь заказы, поступающие через интернет. О, заказы есть — можно написать мейл какому-то тамошнему "Алексею Жукову", который занимается вашим складом и упаковкой ваших посылок, услышать ободряющее: "Яволь, майн герр, ваши посылки готовы!" и после этого набрать номер почты. Там тоже скажут "Яволь!", посылки сегодня же заберут, а завтра — никак не позднее, чем — ЗАВТРА — они будут вручены вашему клиенту. В какой бы точке Германии он не находился. Конечно, почта "сдерет" потом с вас деньжищь — будете платить по 3 евро (120 рублей!) с каждой посылки весом от 1 до 31 килограмма, но ведь оно того стоит — посылки не теряются и доходят строго в обещанный срок.
Впрочем, почта вам даст скидку - она может достигать 25% от тарифа — если посылок у вас — много. Это вам такая "почтовая премия" перепадет за генерацию оборотов. То есть в забугорье — дело как-то так обстоит. А как обстоит у нас — лучше не рассказывать. А то вдруг пустишься в какие-то рассказы-ужастики, а опытный юзер нашей почты потом начнет обвинять меня в приукрашивании действительности и объяснять, что в реальности все обстоит гораздо хуже… Поэтому о том, что почта у нас, мягко говоря, очень плохая, мы здесь писать не станем. Об этом и так все знают, кроме разве что руководства "Почты России". Гораздо интереснее, на мой взгляд, поговорить о том, в чем причины бед нашей почты, есть ли у нее шансы выйти из затяжного кризиса и что для этого нужно сделать.
НА ЧЕМ ЗАРАБАТЫВАЮТ ПОЧТЫ?
Совсем недавно, лет 20 назад, в почтовом бизнесе произошли революционные изменения. Связано это было с тем, что изменился характер и поток почтовой корреспонденции. Если раньше львиную долю пересылаемого составляли письма и пресса, то теперь на первый план стали выходить посылки. Это было характерно для всех без исключения почт мира (в том числе и для нашей): сначала телефакс, а потом электронная почта и мобильная связь начисто "убила" бумажную переписку, т.е. коммуникации c-to-c перешли на "безбумажную" основу. В наше время большинство стран мира перешло на электронный документооборот, и сектор b-to-b тоже освободился от бумаги.
Пресса теперь доступна в интернете, подписка на бумажные издания становится экзотикой (хотя, как мне кажется, она целиком не исчезнет никогда — но это тема уже другого разговора). А что остается у почты? Ну, про маленькую толику подписки мы уже сказали. Остаются так же письма с открытками — их объем катастрофически падает, но они всегда будут. Еще — каталоги. Их тиражи сильно уменьшались за несколько последних лет, но сейчас этот процесс приостановился и даже отмечен некоторый, пусть небольшой, но устойчивый рост объемов. Но главный драйвер развития почты сегодня — разумеется, посылки.
Во всем мире их объемы растут фантастическими темпами и достигают оборотов, которые еще несколько лет назад казались невозможными. Разумеется, наряду с ростом оборотов падают цены — потому что при увеличении оборотов пересылаемого снижается себестоимость посылок, растет производительность труда почтовиков, увеличивается скорость доставки. На этом почты и зарабатывают, причем зачастую- весьма прилично. Упомянутая уже выше "Дойче Пост", например, ежегодно входит в первую десятку самых прибыльных немецких предприятий, а конкуренция там, сами знаете, не шуточная… Нынешнее руководство нашей почты, впрочем, очень не любит разговоров о "Дойче Пост". Германия — говорят они — страна маленькая, а мы — страна длинная. Там посылочку доставить легко, а у нас — пойди-ка, довези ее из Москвы в Магадан, например!
Тут можно было бы возразить, что Германия — это только по карте — "два лаптя", а вообще-то не везде там пешком удобно, частенько внутри страны — лучше самолетом, что доставлять не то что бы внутри территории, равной Германии, но даже внутри одного города у нас быстрее, чем за неделю, редко выходит, но — давайте согласимся с доводами и без того затюканых почтовиков, ив дальнейшем постараемся ориентироваться на почты Канады и Бразилии — стран, сопоставимых с нами по размерам территории и, что особенно важно для почтовой логистики — по плотности населения. Наверное, так будет объективнее. В любом бизнесе есть понятие его, бизнеса, эффективности, измеряемое довольно просто — сумма выручки, полученной предприятием в расчете на одного сотрудника.Собственно, это и есть основной показатель того, как обстоят дела в той или иной компании. Собственно, это и есть основной показатель того, как обстоят дела в той или иной компании.
Приведенная выше таблица рисует картину, которая, возможно, даже не нуждается в пояснениях и комментариях, так как из нее отчетливо видно, насколько грустно у нас обстоят дела в плане эффективности работы почты по сравнению с другими странами.
Причем та же Бразилия — довольно удобна для сопоставления, так как уровень развития экономики наших стран схож. Следующая таблица — сопоставление уровня цен некоторых почт мира: Бизнес отправитель, 1000 писем, Вес 20г, Тариф 2013 года. Почта России — 13 руб. Почта Германии – 9,30 руб. (0,23 EUR) Почта Америки – 7,40 руб. (0,24 USD) Почта Канады – 11,80 руб. (38 CAD) Почта Бразилии – 8,40 руб. (0,57 BRL) Обращаем внимание на то, что речь в данном случае идет о бизнес-отправителях, т.е. об оптовиках. Розничные цены на письма в этих странах иногда сопоставимы с нашими, но оборот, как уже говорилось выше, сегодня дает не розница, а опт.
Увы, приведенные выше данные дают полную характеристику предоставляемых нам сегодня услуг: они — очень дороги, причем, не смотря на их дороговизну, это не эффективный, не позволяющий зарабатывать бизнес. Ну а о качестве предоставляемой "Почтой России" услуги … как говориться: или — хорошо, или — ничего… Помолчим… НЕ ЦЕНОЙ, А ОБОРОТОМ А теперь, после минуты молчания, давайте попробуем понять — что с нашей почтой не так? В России, как и во всех остальных странах, сработали две тенденции — резко уменьшилось количество письменной корреспонденции и подписки, а вот последняя увеличение посылочного оборота — почему-то не сработала.
Не останавливаясь сейчас подробно на том, почему падает оборот письменной корреспонденции, как ее увеличить (например, за счет создания специальных условий для директ мейл, что делают все почты мира), и почему у нас падение этого вида отправлений происходит пока более мягко и плавно, чем в других странах, остановим свое внимание именно на пересылке посылок. Более десяти последних лет на почте, с кратким перерывом, работает одна и та же команда. И все эти годы мы регулярно слышим речи о том, что почтальонам платить нечем: или давайте нам гос.субсидирование или — дайте увеличить тарифы. На субсидии государство никогда не шло с большой охотой, значит — увеличивали тарифы. Увеличивали ежегодно, как правило — на 10–20%. Вот — доувеличивались до того, что сегодня наши тарифы — самые высокие в мире. При этом почтальонам как нечем было платить до увеличения тарифов, так нечем платить и сейчас. Обычно перед повышением тарифов
ФГУП "Почта России" проводит PR-компании, объясняя, что почтальоны живут в нищете, получая за свой тяжелейший труд по 3–4 тысячи рублей, а после "победы" — повышения тарифов — говорят, что средняя зарплата в отрасли 17 тысяч рублей. Парадоксальным образом верны обе цифры: ставка действительно 17 тысяч, но подавляющее большинство сотрудников работают на 1/3 а то и на 1/4 ставки. Т.е. реально зарплата почтальонов не меняется. Искать в этом чей-то корыстный интерес мы не станем — просто потому, что срабатывает простой экономический закон: с ростом тарифов уменьшаются обороты. В итоге — денежная масса практически не меняется, и платить почтальонам по-прежнему нечем. Что делаем? Ждем следующего года, следующего повышения тарифов. Другими словами, мы много лет ходим по замкнутому кругу, устланному граблями.
Выше я уже писал о том, почему снижение — именно снижение, но никак не повышение тарифов — оказывает благотворное влияние на работу почты — падает себестоимость, увеличивается производительность труда, сокращается время доставки. Давайте попробуем разобраться, как это работает. В почтовой логистике, очень условно, можно выделить несколько процессов: это "первая миля" — сбор почтовой корреспонденции, ее сортировка, затем — магистральная перевозка и, наконец, "последняя миля" — работа почтальонов. О сортировке я намерен рассказать отдельно и несколько подробнее, выделив ее в отдельный процесс, а вот перевозка и доставка — то, на чем мы остановимся сейчас. Итак: давайте представим себе такую картину: машина (или самолет? или лошадь? Ну, вообще, некий гипотетический "борт") везет из пункта А в пункт Б посылку. Одну. Вопрос: сколько будет стоить перевозка такой посылки? Ответ: правильно, она будет равна стоимости пробега автомобиля. В зависимости от расстояния между А и Б, типа автомобиля, стоимости бензина, амортизации ттехники, зарплаты шофера, а может, еще и экспедитора, стоимость может быть разная, но в лбом случае, такая перевозка ОДНОЙ посылки — очень и очень дорога.
Теперь давайте представим себе тот же автомобиль, тот же маршрут и две посылки. Что произойдет с себестоимостью их доставки? Верно, она уменьшится вдвое. А если посылок будет тысяча, то — в тысячу раз. А если их будет… Одним словом, чем больше, тем себестоимость ниже. Наша машина прибыла в пункт Б. Дальше, из пункта Б, часть груза понесут Б-почтальоны, а часть — поедет в пункт С (условный райцентр, например). В пункте Б, допустим, служит 10 почтальонов. Если им привезли одну посылку, то каждый в этот день "выработал" 0,1 доставку на душу. Если их привези 1000, то — 10 на нос. Это — показатель производительности труда. И это еще один "замкнутый круг" — если производительность труда — количество обрабатываемых почтальонами посылок — крайне низка, то — откуда, спрашивается, вообще взять денег на зарплату почтальонам? А если они получают зарплату очень маленькую, то как с них спросить за качество?
Где-то прочитал на днях: "Мне платят столько, что разрешается не только не приносить пользу, но и слегка вредить". Попытка спросить с почтальонов за "слегка вредить" на сегодня обернулась тем, что почтальонов хронически не хватает — носить почту банально некому. Причем речь идет не только об отдаленных территориях — отделения почтовой связи, где сотрудников просто нет, есть и в Москве. Но на пункте Б, как мы помним, история с доставкой не кончается — надо еще перевезти почту в пункт С. Сметливый директор Б не собирается гонять каждый день в С транспорт — какой смысл в ежедневных поездках пустого (или полупустого) грузовика? Давайте дождемся, чтобы туда было что везти — и вот тогда… Так происходит задержка отправлений, иногда на несколько дней, иногда — на много дней — это уж как повезет…
Историю этого путешествия можно рассказывать и дальше, но в целом, думаю, ситуация ясна: низкие тарифы = много почты, а это означает:
1) Низкая себестоимость доставки;
2) Рост производительности труда;
3) Сокращение сроков доставки.
И что же надо сделать? Например, сократить тарифы вдвое. И продержаться на этом уровне хотя бы года 2–3, не теребя бизнес переменами. Уверен, что для любого почтового оператора в мире одних этих перемен было бы достаточно для того, чтобы быстро и в корне изменить ситуацию на почтовом рынке в сторону резкого увеличения оборотов почты. Увы, у нас этим список срочных мер не исчерпывается. Почте России придется преодолеть еще и сложившееся недоверие потребителей к качеству оказываемых им услуг.
Думаю, что рецепт повышения качества так же прост, как и рецепт английских газонов, которые, как известно, надо просто ежедневно подстригать на протяжении сотен лет. Думаю, что здесь все дело — именно в "садовниках". Но оставим пока их в стороне: у нас остался еще вопрос о сортировке почты — и тут тоже придется сказать несколько слов на эту тему. Почта России предлагает строить большое количество АСЦ — автоматизированных сортировочных центров. Сразу скажу, что эта идея не имеет никакого экономического обоснования и в ближайшие годы приведет к новому росту цен и дальнейшему уменьшению скорости обработки почтовой корреспонденции. У руководителей почты, кажется, есть иное мнение на этот счет, и, после того, как мы выступили с обоснованием своего мнения и предложили альтернативу, почта вполне могла бы выдвинуть какие-то свои аргументы "за". Но аргументов как не было, так и нет. Оказалось, что легче было "обидится" на критику и попытаться опорочить оппонентов, не брезгуя самыми грязными "технологиями".
Это заставляет думать, что никаких аргументов "за" у руководства ФГУП "Почта России" просто не существует. Как не существует никакой программы модернизации, где за красивыми "общими словами" не скрывается никакой экономики вообще. Мне лично пока не понятно, зачем строить в таком количестве пресловутые АСЦ (всего предполагается строительство 34 таких предприятий), когда одна только машина в одном только АСЦ с производительностью 15 тыс посылок в час способна обработать 131 млн посылок в год — чуть ли не в три раза больше, чем сегодня доставляет ФГУП "Почта России".
В качестве альтернативы нами предлагалось строительство транспортных хабов, куда отправители могли бы привозить свои посылки на паллетах, отсортированных по индексам (то есть до конкретного отделения почтовой связи), оттуда магистральный транспорт эти паллеты бы забирал и доставлял бы — или до индекса, или до другого хаба. Разумеется, при этом отправитель вправе был бы рассчитывать на серьезную скидку от почтового тарифа — за предварительную сортировку. А любая компания фуллфилмент — аутсорсинговая или "ин-хаус" — способна легко, быстро и не дорого справится с задачей подсортировки. Себестоимость такой обработки намного ниже, чем сортировка в АСЦ, а скорость обработки и, соответственно, доставки до получателя, резко возрастает. Впрочем, тема АСЦ, видимо, заслуживает более подробного обсуждения и, если интерес к этой теме есть, то мы к ней с удовольствием вернемся.
ИТОГИ
Почта России последние два года говорит о том, что самые большие доходы она получает от пересылки посылок, и что она крайне заинтересована в развитии дистанционной торговли, как главного драйвера развития почтовой отрасли. Увы, но российская "дистанционка" почти не растет. Говоря о стагнации в отрасли, я имею в виду прежде всего не рост денежной массы, а количество продаж. Очередной замкнутый круг: количество продаж растет, если в торговом обороте появляются недорогие товары, а недорогие товары не появляются в торгвом обороте, так как стоимость доставки довольно высока и заставляет и покупателя, и продавца, максимально повышать то, что дистанционщики называют "средним чеком".
Почта, между тем, живет именно с количественного оборота, а здесь сколько-нибудь убедительного роста пока, увы, не видно. В 2011 году почта обработала 52 млн посылок, в 2012 56,6, причем, если принять во внимание цифры, распространяемые самой почтой, по поводу международных отправлений (5,2 млн в 2011 году и 21,7 млн в 2012 году), то налицо и вовсе регресс внутреннего оборота — с 46,8 млн до 34,9). Впрочем, к счастью для почты, данные по международным посылкам не верны (таможня говорит о 8,5 млн штук в 2012 году), что "картину мира", впрочем, не так уж и искажает. В сравнении с другим национальными почтовыми операторами наши показатели по посылкам (особенно в пересчете на душу населения) выглядят очень плохо:
И это нынешнее "плохо" лично у меня вызывает сдержанный оптимизм: нам есть куда расти, причем рост может быть очень бурным, что, в свою очередь, приведет к столь же бурному росту дистанционной торговли. И будет нашему интернет-магазинщику счастье… как в вышеописанной немецкой деревушке. Главное для Почты России — выбрать правильный путь модернизации. И тогда мы обязательно поможем друг другу вырасти. Автор: Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли.
Следите за публикациями в удобном для вас формате, в Facebook (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена), Вконтакте и Twitter.