«Умный» склад: автоматизация выше, издержки ниже
Складские помещения во всем мире переживают стремительную технологическую революцию. Автоматизация и роботизация склада ускоряют время сбора заказа, сокращают издержки, улучшают качество обслуживания клиентов и оптимизируют бизнес-процессы предприятия. О технологиях, за которыми стоит будущее складского сектора, рассказал генеральный директор компании-производителя полимерных изделий «Бипласт» Борис Ашмарин.
WMS-системы
Времена, когда в проходах между стеллажами можно было заметить сотрудников с бумажными списками, постепенно уходят в прошлое. Наступила эра технологичных или «умных» складов, где человек является лишь наблюдателем и контролером, а основную работу выполняют сложные автоматизированные устройства. В основе управления складским помещением обычно лежит Warehouse Management System, или WMS, что в переводе и означает «система управления складом». В нее помещены все данные о складской структуре, местах хранения, информация о товаре, система связана с ERP или более простыми системами. WMS позволяет автоматизировать учет приемки, перемещения, хранения и отбор сырья, материалов, изделий. Система собирает данные в режиме реального времени, позволяет лучше контролировать процессы, реализовать методики FIFO, выявлять недостатки в процессах.
Интернет вещей
Другая технология, которая уже несколько лет на слуху и которая позволяет минимизировать ошибки и человеческий фактор при сборе заказа, — интернет вещей. Этот инструмент автоматизации обеспечивает связь и обмен данными между несколькими взаимодействующими друг с другом объектами. И ускоряет все процессы логистической цепочки, от поступления товара на склад и до его отгрузки. Все складское оборудование, включая погрузчики и транспортеры, оснащается датчиками, которые определяют его максимальную пропускную способность и устанавливают оптимальный скоростной режим, повышая эффективность работы. При этом меняет традиционную приоритетность выполнения задач, «по времени поступления» на новую — «по степени важности».
Роботы и дроны
Интернет вещей дает жизнь другой зависящей от него технологии — роботам или коботам. Коботами или роботами-коллаборантами называют роботов, функционирующих наравне с сотрудниками-людьми. Но механические создания умеют больше: передвигаются быстрее, с помощью камер определяют оптимальный маршрут для сбора необходимых товаров, перемещают одновременно больше единиц грузов. Робот без труда может найти заказ среди 10 млн товаров, расположенных на площади более 150 000 кв. метров. В курьерской службе DHL заявляют, что роботы, помогающие сотрудникам собирать заказы, повышают производительность на 15–20%. Они легко поддаются обучению и даже понимают простейший язык жестов.
Использование дронов в складской логистике, к сожалению, пока не дало таких впечатляющих результатов. Попытки задействовать летающие машины для доставки грузов потерпели неудачу, так как успех зависел от множества факторов: погодных условий, правил использования воздушного пространства определенной страны, высокого риска повреждения дрона или самого товара. Инновационное решение предложила компания Walmart, начавшая использовать дроны не для доставки, а для проведения инвентаризации. Машины перемещаются по территории склада, делая более 30 фото в секунду и сразу направляя эту информацию в систему управления складом. И если нескольким сотрудникам-людям на проведение инвентаризации потребуется месяц, то летающие роботы выполнят ее за один день.
От грузчиков к операторам
Технологии, в последние годы стремительно развивающиеся в области складской логистики, имеют одну общую цель — увеличение скорости производственных процессов и сокращение влияния человеческого фактора. При этом полностью отказаться от участия человека в складской логистике практически невозможно, да этого и не требуется. Сотрудники могут не опасаться, что их полностью заменят машины — такая цель никем не ставится. Роботы лишь помогают человеку эффективнее трудиться. Да, количество персонала на отдельно взятом складе может сократиться, однако квалификация работников при этом повысится: не будет необходимости тратить человеко-часы на рутинные или тяжелые задачи вроде инвентаризации или перемещения тяжелых грузов. Вместо выполнения обязанностей так называемой «неквалифицированной рабочей силы» человеку будет отведена роль управляющего в этом океане машин.
Зонирование и стандартизация
Немаловажным фактором успеха в автоматизации складской логистики также является оптимальное разделение складского помещения на зоны. Если структура объекта организована неправильно, внедрить систему автоматизации будет сложно, если вообще возможно. Помимо планировки и разметки пространства, в этом процессе не последнюю роль играют правильная упаковка и хранение товаров. Автоматизированные устройства пока не обладают разумом и не способны сами понять, как правильно обращаться с хрупким грузом или грузом в нестандартной и неподходящей таре. Поэтому очень важно, чтобы все показатели упаковки, ее размер и точность форм идеально подходили для конкретных складских условий. В ТПА-парке компании «Бипласт» есть более шести десятков агрегатов с различной силой смыкания для изготовления тары как для хрупких деликатных товаров, так и для крупных изделий. Помогают достичь идеальных по точности форм специалисты R&D-отдела, которые сами делают чертежи и пресс-формы по необходимому запросу. Именно такой подход мы заложили в политике менеджмента компании. Статистика говорит, что правильно подогнанная и изготовленная для конкретных целей оборотная тара не только позволяет роботу правильно оперировать ею, но и экономит средства благодаря повышенному сроку ее использования.
Использовать опыт, не повторять ошибок
Мы привыкли заимствовать многие идеи у крупнейших корпораций Европы и Соединенных Штатов, где автоматизация складской инфраструктуры начала развиваться гораздо раньше. Это не так уж плохо, потому что сейчас, когда в России рынок современного автоматизированного оборудования находится на подъеме, мы имеем возможность учиться на опыте и ошибках западных стран. Первыми внедрять автоматизацию на своих складах стали фармацевтические дистрибьюторы и производители автозапчастей. Сейчас новые логистические технологии охватили практически все отрасли экономики — от сельского хозяйства до ритейла. Российские компании проявляют интерес к кранам-штабелерам и шаттлам, к паллетным ранерам. Так, московский аэропорт Домодедово, где роботы уже перемещают багаж пассажиров на специальных поддонах, оснащенных микрочипами, технологически не отстает от самого современного аэропорта Лос-Анджелеса.