20 высказываний основателя Amazon Джеффа Безоса
Когда-то, Амазон был ярким примером ситуации, в которой созданная вокруг компании шумиха имеет мало общего с реальностью. В течение всего 14 месяцев, заголовки в газетах изменились с «Основатель Amazon стал человеком года журнала TIME» на «Аналитики: Amazon может обанкротиться». Произошло это в самом начале 2000-х; ничего подобного ранее в мире бизнеса не наблюдалось.
С тех пор прошло много лет, и Амазон процветает. Более того, ныне этот интернет-магазин является ведущим мировым ритейлером товаров, имеющих мало отношения к книгам, с которых Amazon начинал.
За этим успехом стоит Джефф Безос. Именно он создал в своей компании культуру, которая местами прямо противоречит позициям, принятым большинством других бизнес-лидеров. 5 июля 2021 года, в день основания Амазон, стало известно, что Джефф Безос покидает пост главы компании. Джефф — человек, чьи речи нередко растаскиваются на цитаты. 20 таких цитат мы вспомним в этом материале.
«Любой бизнес должен всегда оставаться молодым. Если ваша клиентская база стареет вместе с вами, вы — сеть Woolworth's».
«Существует два типа компаний: те, которые стремятся брать с клиентов побольше, и те, которые требуют от них меньше. Мы принадлежим ко второму типу».
«Ваша маржа для меня — возможность [обойти вас]».
«Если вы предпринимаете только те действия, результат которых известен вам заранее, долго ваш бизнес не протянет».
«На протяжении многих лет, мы в Amazon следуем трем главным принципам, и именно благодаря им мы успешны. Эти принципы — 1) ставь клиента во главу угла, 2) изобретай, 3) будь терпелив».
«Очень часто мне задают вопрос: „Что изменится в ближайшие 10 лет?“. Это очень интересный вопрос, и очень распространенный. Но почти никто не спрашивает меня: „Что НЕ изменится в ближайшие 10 лет?“. Я полагаю, что второй вопрос важнее первого, потому что бизнес-стратегия должна опираться на стабильные основы, не меняющиеся со временем. Как ритейлеры, мы знаем, что клиентов радуют низкие цены, и я уверен, что в этом плане за 10 лет ничего не изменится. Клиенты также хотят быструю доставку и огромный выбор. Не могу представить себе, чтобы через 10 лет от данного момента ко мне подошел покупатель и сказал: „Джеф, я люблю Амазон, но мне хотелось бы, чтобы цены у вас были повыше“, или „Люблю Амазон, вот только доставляли бы вы все помедленнее“. Это невозможно. Поэтому мы понимаем, что все наши инвестиции в эти аспекты будут приносить дивиденды нашим клиентам и через 10 лет. Уверенность в том, что через большой промежуток времени утверждение все еще будет истинным, в неизменности какой-то составляющей, позволяет вкладывать в нее много энергии».
«Если в вас нет упрямства, вы слишком быстро откажетесь от экспериментов. А если вам не хватает гибкости, вы будете пытаться пробить головой стену и не увидите иное решение стоящей перед вам задачи».
«Ни один бизнес-план не выдерживает проверку реальностью. Реальность всегда отличается от картины, представленной в плане».
«Раньше, компании тратили 30% ресурсов на качественное обслуживание и 70% — на то, чтобы рассказать всем о своих достижениях в этой области. Сегодня мы имеем строго обратную ситуацию».
«Мы исследовали эластичность цены, и каждый раз результаты заставляли нас делать один вывод: нам необходимо повышать цены. Но мы этого не делаем, так как полагаем — и верим, — что очень низкие цены помогают нам с течением времени заслужить доверие потребителей, и в долгосрочной перспективе это доверие позволяет получить максимальный свободный денежный поток».
«Для себя я открыл один базовый принцип, благодаря которому решение о создании Amazon в 1994 году далось мне удивительно легко. Я назвал его „принципом минимизации сожалений“. Я представил себя 80-летним, и попытался минимизировать количество вещей, о которых я мог бы сожалеть в этом возрасте, оглядываясь на прожитую жизнь. И я понял, что в 80 лет я не буду сожалеть о своей попытке принять участие в том, что называется интернетом, который, как мне казалось, имеет огромный потенциал. Я знал, что не буду сожалеть о провале, если у меня ничего не получится, но уж точно стану расстраиваться, вспоминая, что я даже не попробовал ничего сделать. Осознание этого отказа от действий преследовало бы меня всю мою жизнь».
«Наши инновации начинаются с клиента, мы создаем что-то новое „сверху вниз“. Потребности клиента становятся главным критерием оценки начинаний Amazon».
«Принимая утром душ, наши конкуренты думают о том, как обойти того или иного соперника. Мы же в душе думаем об инновациях, которые сделают жизнь клиента лучше».
«Не следует привыкать к имиджу „блестящей компании“, так как „блеск“ недолговечен».
«Я считаю, что двигателем инноваций является бережливость, равно как и другие ограничения. Выйти за некие узкие рамки можно только с помощью собственных оригинальных решений».
«Удваивая количество экспериментов, проводимых за один год, вы вдвое повышаете инновационный потенциал в своей компании».
«Если вы не желаете слышать критику, пожалуйста, не делайте ничего нового».
«Если вы работаете на долгосрочную перспективу, интересы клиентов и держателей акций в вашем случае совпадают».
«Внедряя инновации, вы должны быть готовы к длительному отсутствию понимания ваших действий со стороны вашего окружения. Вы можете делать что-то, во что верите, но в течение длительного времени люди, которые желают вам только добра, могут критиковать ваши начинания. Сталкиваясь с такой критикой, спросите себя: „Может быть, они правы?“. И если на этот вопрос вы сами отвечаете положительно, примите критику и скорректируйте свою работу соответственно. Если же ответ отрицательный, если вы твердо уверены в собственной правоте, следует подготовиться к длительной обороне, отстаиванию своих позиций. Такой подход — ключевая составляющая инноваций».
«Необходимо отслеживать действия других компаний на рынке. Очень важно не запираться в собственном мирке. Однако, целью мониторинга конкурентов должно быть не копирование, а получение пищи для вдохновения. Так вы сможете добавить в свои мероприятия что-то уникальное».