Бесплатное такси? Фантазии на тему развития Uber и не только
Эндрю Чен, известный предприниматель, принявший и принимающий участие в ряде громких стартапов и успешных компаний, фантазирует на тему бесплатных услуг для населения. Точнее, на тему замены денег другим платёжным средством: вниманием.
В своем свежем материале Чен разбирает пример Uber, компании, «разрывающей» рынок пассажирских перевозок. По мнению Эндрю, следующий логичный шаг для этого сервиса – предоставление поездок бесплатно, в обмен на внимание, уделяемое рекламе.
Эндрю приводит ряд доводов в подкрепление своих размышлений. Изначально, Uber позиционировался как «личный водитель для каждого», и стоимость услуг здесь была соответствующей. Компания обслуживала верхний сегмент рынка, вызвать дорогую машину с водителем, одетым в идеально выглаженный костюм, было удовольствием не из дешевых. Следующим шагом в эволюции Uber стал UberX, бюджетная опция, позволяющая вызвать обычную (не черную и не такую дорогую) машину и заплатить за поездку меньше. Затем компания представила потребителям UberPool, подразумевающий поездку в такси с незнакомым попутчиком за ещё меньшие деньги, чем раньше. Чен полагает, что полное устранение непосредственной оплаты – логичное развитие сервиса.
Для справки: Uber обеспечивает около 1 миллиона поездок в день, количество водителей, предлагающих услуги извоза через Uber, увеличивается на 50.000 каждый день.
Конечно, реализуется такое развитие за счёт рекламы. Но, по мнению Чена, речь будет идти не о банальной установке в машинах телевизоров/планшетов, на которых крутятся рекламные ролики. Uber «живет» в мобайле, соответственно, развитие в сторону бесплатных поездок подразумевает использование приложения сервиса. И вот там как раз можно размещать рекламу, которая, кстати, получит гораздо больше осмысленных просмотров, чем ролики на экранах или рекламные полосы в печатных изданиях. По мнению Чена, сегодня рекламодатели активно используют модель CPA, они готовы платить деньги за полноценное внимание и действия пользователей. В некоторых случаях, взаимодействие с рекламой в приложении Uber может стать основанием для небольшой скидки, 1-2 доллара. Но, с учётом растущих таргетинговых возможностей современных рекламных систем, равно как и «райд-шейринга», реклама в приложении может свести стоимость поездки к нулю.
С помощью дизайнера Криса Лю (@machinehuman), Эндрю Чен представил, как может быть реализована опция UberZero (название – также выдумка Чена).
Реклама CPI, или cost-per-install, при этом, cost – стоимость поездки. Такая модель продвижения пользуется заслуженной популярностью в мобайле. Соответственно, если по всем критериям получатель рекламного предложения является целевым для рекламодателя, он вполне может согласиться оплатить его поездку в обмен на установку приложения.
Видео в мобайле – ещё один популярный формат. Так, например, может выглядеть приглашение посмотреть трейлер нового фильма и купить билеты.
А так может выглядеть кампания, цель которой – генерировать лиды, ну или хотя бы увеличивать базу подписчиков. По мнению Чена, особо интересным такой формат может быть для SaaS и компаний, работающих в сегменте B2B.
Этот пример – локальная реклама, полезная для заведений общепита, например. Эндрю полагает, что в тех случаях, когда поездка носит определённый характер – пунктом назначения является, например, ресторан, — можно предлагать пассажиру альтернативы. При верном расчёте ограничений, за относительно небольшие деньги тот же ресторан может привлекать новых клиентов.
Чен также указывает на дополнительные таргетинговые возможности. Так, начальная и конечная точки маршрута могут сказать о потребителе довольно много. По мнению Эндрю, если Uber не сделает ничего такого, бесплатные поездки будут предложены конкурентами, и указывает он, в первую очередь, на Google (сайт нарушает закон РФ).
Что думаете о таком возможном развитии Uber? Можно ли применить подобный подход в ритейле? Делитесь соображениями в комментариях.