Что покупатели считают безопасным интернет-магазином (три опроса в одной инфографике)?
Приступая в июле 2012 к исследованию вопроса, вынесенного в заголовок, я обещал опубликовать результаты именно в Шопологе.
Правда, их результаты, оформленные в виде инфографики, впервые были обнародованы в "Аргументах и фактах", но иллюстрировали там смыслы, мягко говоря, не главные в этой связи.
Поэтому считаю, что слово свое сдержал, так как собственно результаты исследований публикую именно в том СМИ, которое и планировалось.
Исследования в нашей электронной коммерции всегда носят оценочный характер (нет ни одного крупного заказчика, способного вложиться в настоящее исследование). «Оценочные равняется легко критикуемые», — говорит глава НАДТ Александр Иванов. Приведенные здесь оценки не исключение. Они тут — не для критического обсуждения. Для илллюстрации гипотез.
Итак, сформировали фокус-группу из 24 человек — только из тех, кто в Интернете „по уши». Фактически они в нем и работают, только по условиям отбора — не в маркетинге. После выбора ответов внушение магазином доверия заняло у них последнее место — типа сами разберемся, не маленькие.
Одновременно поставили тот же опрос, но без свободных ответов, на Imobzor.ru, сайт отзывов интернет-покупателей.Дали список ответов, среди которых знак доверия был в числе первых. Проголосовали и за него. Цены тут тоже, конечно, выиграли, но не намного.
Знаки доверия, другие внешние признаки надежности играют большую роль, если они напоминают о себе. Можно ведь и так инерпретировать полученный результат?
Третья часть инфографики рассказывает про то, как я дважды приходил в “Атриум», торговый центр, в который люди приезжают специально за покупками и где конверсия 50–70%, и спрашивал тамошних шопоголиков, а в Интернете тоже покупаете, а отзывы читаете? Количество утвердительных ответов на эти вопросы грозило превратить результат в выглядящий недостоверным…
Результаты можно посмотреть в виде инфографики и впервые — в текстовой расшифровке.
Онлайновый опрос на сайте отзывов покупателей интернет-магазинов Imobzor.ru (июль-август 2012)
I. На что Вы обращаете внимание при выборе интернет-магазина?
Цены (66%)Ассортимент (46%)Известность (38%)Знак доверия и сертификации (36%)Внешние признаки надежности (городской телефон, адрес, фотография офиса) (34%)
Проголосовало: 592
II. Чего Вы опасаетесь при интернет-покупках?
- Осуществил(а) предоплату – не вышлют товар (48%)
- Сделал(а) заказ — пришлют несоответствующий/бракованный товар (48%)
- Обещают оригинал – пришлют подделку (39%)
- Приобретенный товар не понравился/не подошел – откажут в возврате (25%)
- Оформил(а) возврат – не вернут деньги (23%)
- Купил(а) товар – на него нет гарантии (14%)
Проголосовало: 796
Фокус-группа »активные пользователи интернет-коммерции» (покупали в интернет-магазинах более трех раз, в сети проводят более трех часов в день) – 24 человека, из них 9 мужчин.
I. На что Вы обращаете внимание при выборе интернет-магазина?
- Цены – 18 (75%)
- Ассортимент – 15 (62%)
- Известность- 15 (62%)
- Внешние признаки надежности — 11 (45%)
- Знак доверия и сертификации – 2 (8%)
Свои варианты ответов:
- дизайн и движок самого сайта
- скорость доставки
- официальный магазин бренда
- отзывы покупателей
- количество отзывов
- рейтинг магазина, например, на Яндекс.Маркете
- советы друзей
II. Чего Вы опасаетесь при интернет-покупках?
- Осуществил(а) предоплату — не вышлют товар — 16 (66%)
- Сделал(а) заказ — пришлют несоответствующий/бракованный товар – 13 (54%)
- Обещают оригинал — пришлют подделку – 12 (50%)
- Приобретенный товар не понравился/не подошел — откажут в возврате – 8 (33%)
- Оформил(а) возврат — не вернут деньги -8 (33%)
- Купил(а) товар — на него нет гарантии – 6 (2,5%)
Свои варианты ответов:
- украдут мои данные при оплате банковской картой
- будут постоянно засорять электронную почту письмами с предложениями
- пришлют товар низкого качества
- сложная процедура возврата товара
- Не доставят товар вовремя
- через пару дней позвонят, извинятся и скажут, что товара нет в наличии
Во всех опросах можно было давать больше одного ответа.
Опрос в ТЦ "Атриум» в Москве среди посетителей, которые утвердительно ответили на предварительный вопрос покупали ли они в Интернете?
I. Как вы пользуетесь отзывами других покупателей
- Вы ищите перед покупкой отзывы других покупателей? – 65%
- Вы читаете такие отзывы, если они вам попадаются сами? -24 %
- Не используете отзывы? – 11%
Вы придаете отзывам значение при решении о покупке?
- Да – 4,3%
- Нет — 6,3%
- В зависимости от содержания – 89%
Вас когда-нибудь обманывали при интернет-покупках? –
- Нет – 90 %
- Да – 10%
Если вас однажды обманули, вы продолжаете пользоваться интернет-торговлей?
- Да – 78%
- Нет 22%
Данные собраны и подготовлены сервисом сертификации интернет-магазинов «Надежная покупка» — trustedservice.ru
В принципе тема использования отзывов интернет-покупателей пока осталась почти не раскрыта, и теперь именно вопросы, которые задавались в „Атриуме“, поставлены в новый онлайновый опрос.
В старом, 2010 года, отчете RUметрики по поисковым запросам указывалось, что отзывы о товарах и услугах искали 43% пользователей. В этом уже видились „контуры“ маркетинга 2.0.
В сравнительно новых отчетах RUметрики, по результатам майского опроса 2011 года, 45% покупателей Рунета учитывают при покупке положительные отзывы об интернет-магазине (и эта доля на 25% больше, чем в предыдущий год аналогичного исследования), а 38% покупателей обращают внимание на плохие отзывы об интернет-продавце (1-е место среди всех отрицательных факторов!).
В 2012 году таких исследований не проводилось. И вот в конце августа мы их начали. Будет что-нибудь интересное, нарисуем следующую инфографику…