E-commerce: спасательный круг для глянцевых изданий
Грядущие проблемы глянцаЭксперты уже давно предрекают «смерть» печатным изданиям в связи с переходом аудитории в интернет и оцифровки контента. Но пока российский рынок глянцевых изданий сложно назвать жертвой всемирной сети: появляются новые издания, растут тиражи. Но это происходит благодаря неразвитости рынка – низкому старту, с которого начала наша страна после перестройки. Вскоре нашим издателям придется решать те же проблемы, которые испытывают их зарубежные коллеги сейчас: падение тиражей и отток рекламодателей в интернет.При этом с переходом в цифровую среду работать с рекламодателем и читателями становится только сложнее. Рекламодатели получают множество высокотехнологичных инструментов, которые позволяют достичь большей эффективности рекламных кампаний за меньшие деньги, а аудитория отказывается платить за контент. Рынок требует изменения бизнес-модели глянцевых изданий.Давление со стороны ритейлаБренды и ритейлеры уже давно прочувствовали силу качественного контента, и так называемый content marketing является центральным направлением работы штатных маркетологов. Они учатся самостоятельно производить контент. Мало того, они активно переманивают лучшие кадры у изданий: директор Glamour Дженни Фелдман перешла в отделение Amazon Myhabit.Com, а бывший директор Marie Claire Тейлор Томаси Хил теперь работает в онлайн ритейлере Moda Operandi. Такие переходы являются уже тенденцией. Кто-то уходит и создает свои проекты. Так произошло с Net-a-Porter.Com. Его создала Натали Массенет из The Tatler, которая не нашла поддержки своего проекта внутри издания и пошла его реализовывать самостоятельно.Мало того, ритейлеры становятся прямыми конкурентами печатным изданиям. Net-a-Porter.Com запускает печатный журнал. Свой печатный журнал есть и у российского Shoptime.Ru.Спасет только e-commerceПадение тиражей, сложности с рекламодателями, отток аудитории в интернет, конкуренция со стороны ритейлеров – данные тенденции нельзя игнорировать. Существенно изменить ситуацию и спасти индустрию, похоже, может только e-commerce. Глянцевые издания, когда фотографируют и рассказывают о товарах, по сути, продают их. Хотя своих читателей при этом отправляют в чужие магазины и сайты. Они ничего не имеют со сделок, ими же генерируемых. Если взять этот процесс под свой контроль, то это может стать существенным источником дохода.При этом это совершенно другой бизнес, который требует изменения всей структуры и самого ДНК изданий. Это очень сложный и неприятный процесс для такой консервативной индустрии.В августе 2012 Forrester провел опрос медийных компаний США на тему, какие барьеры они видят на пути к развитию e-commerce составляющей:1. Сложность изменения текущей бизнес-модели2. Ограниченность бюджета 3. Отсутствие компетенций в технологиях 4. Сложность внедрения5. Отсутствие надежных партнеров по реализации такой услуги Так или иначе, деваться некуда и данные проблемы придется решить. Зарубежные издатели покупают e-commerce проекты (Hearst приобрел Kaboodle.Com, Time Inc. — Stylefeeder.Com), интегрируют e-commerce в свои сайты. Сторонние витрины с товарами на онлайн версиях печатных изданий уже стали привычными и у нас:market.cosmo.ruwww.vogue.ru/shoppingwww.wday.ru/shoppingwww.elle.ru/shopИ это только начало. В России активность печатных изданий на рынке e-commerce будет только возрастать. Так что запасаемся попкорном и следим за новостями с рынка.Владимир Карпов Генеральный директор Starlook