Игра как источник свежих идей
Существует легкий и приятный способ решать сложные проблемы и придумывать потрясающие инновации. Хотите знать, что это за чудо-средство? Тогда вам придется стать чуть менее серьезными и приготовиться играть. Психиатр Стюарт Браун попытался выяснить, как игры помогают в бизнесе и жизни. Результат исследования — в его книге «Игра».
Что такое игра?
Трудно придумать точное определение, но, конечно, вы не перепутаете игру ни с чем другим. Стюарт Браун выделяет несколько существенных признаков игровой деятельности: вы полностью погружаетесь в нее и наслаждаетесь происходящим, играете ради самого процесса, утрачиваете чувство времени и самосознания, чувствуете себя свободным и импровизируете. И это не только настольные или компьютерные игры. Сюда можно включить просмотр фильмов и спектаклей, чтение книг, походы в лес и многое другое.
Игра и интеллект
Биологам хорошо известно, что играют практически все живые существа: от осьминогов до человека. Некоторые игры опасны, но животные не прекращают восторженно дурачиться (например, снежные козы весело скачут по крутому обрыву, несмотря на то, что это может закончиться очень печально). Однако в природе все устроено разумно. Выяснилось, что игры важнее инстинкта самосохранения. Играющие особи умнее и лучше приспособлены к жизни, чем те, кто не склонен к озорству. Надо ли говорить, что это относится и к людям?
Играем в бизнес
Разве такое серьезное занятие, как бизнес, может иметь что-то общее с играми? Разумеется. Если только вы искренне испытываете удовольствие от своего дела, полностью погружаетесь в него и забываете о времени, а процесс доставляет не меньше радости, чем результат. Это единственный путь к настоящему успеху, к которому вы придете не измотанным и потерянным, а довольным и готовым продолжить игру.
Пытаетесь что-то изобрести
С помощью богатого воображения можно изменить мир. А фантазия — неотъемлемая часть игры. Оптимизм, креативность, интерес к новому и желание действовать — все это качества людей, которые не пренебрегают игрой. Если вы заметили, что ваши сотрудники приуныли и не могут придумать ничего стоящего, устройте им «игровой день». А еще лучше — неделю. Инновации после этого посыпятся как из рога изобилия. И это не преувеличение: проверено многими руководителями.
Трудно поверить, но...
Без игры не было бы теории относительности (да и многих других научных открытий). Эйнштейну помогла фантазия: он представлял, что сидит в трамвае, движущемся со скоростью света. Сотрудники компании IDEO изобрели домашний тренажер для собак. Если бы они были слишком серьезны, то никогда бы до этого не додумались. Игры и игрушки взрослых людей преобразились в паровой двигатель, самолет и теорию эволюции.
Коллективные игры
Можно ли организовать игру с коллегами прямо на работе? Не можно, а нужно! Устройте мозговой штурм. Да-да, это не только способ придумать множество новых идей, но и приятная игра. Просто соблюдайте пару несложных правил. Во время мозгового штурма не должно быть ограничений. Пусть люди расслабятся, шутят, смеются и произносят вслух самые безумные мысли. Позвольте сотрудникам импровизировать и не давайте никаких оценок их словам. Во время такого всеобщего веселья, когда никто не боится совершить ошибку, и рождаются самые ценные идеи.
Примеряем маски
Когда у вас долго не получается найти решение какой-либо проблемы, попробуйте сыграть в ролевую игру. Например, представьте, что вы Стив Джобс (или кто-нибудь, на кого вы хотите быть похожим). Это поможет взглянуть на ситуацию под другим углом. Как вы видите проблему теперь, когда стали одним из самых известных предпринимателей в мире? Уж сейчас-то решение должно прийти в вашу голову моментально. Очень эффективны ролевые игры в разработке рекламных посланий. Вам всего лишь нужно представить себя тем, кто должен купить ваш товар или услугу, и подумать, что произведет на вас впечатление.
Еще больше полезных советов — в книге «Игра».