Как превратить бизнес в игру: 10 правил управленца
Большая игра в бизнес — это новая концепция управления персоналом, о которой в одноименной книге рассказывает известный предприниматель Джек Стэк. И это не пустые слова, а проверенная методика. Она действительно работает! Убедитесь сами: автору с ее помощью удалось спасти свою фирму от банкротства. За 8 лет он увеличил количество работников в шесть раз, годовую выручку в 4 раза, а стоимость акций в 180 (!) раз.
Суть подхода до удивления проста: достаточно включить в процесс игры сотрудников компании. Чувствуя себя полноценными участниками бизнеса, они изо всех сил стараются победить — и побеждают. Попробуйте воспользоваться этими советами:
1. Не скрывайте от людей сведения о материальном положении компании. Расскажите, как у фирмы обстоят дела, даже если вы находитесь на грани банкротства. Возможно, люди найдут решение, о котором вы и не догадывались. Если вы боитесь раскрывать цифры, учтите: сотрудники сплетничают и преувеличивают ваши доходы примерно в шесть раз. Когда работникам доверяют важные сведения, они начинают чувствовать себя ответственными за происходящее. Только реальные данные вызовут у них желание помочь фирме развиваться.
2. Расскажите сотрудникам о главных целях фирмы. Создайте такую атмосферу, при которой любой работник будет ощущать свою причастность к чему-то большему. Человеку необходимо чувствовать, что он вкладывает силы не просто в накручивание гаек на болты, а в конечный продукт. Объясните людям, что каждый из них может сделать мир лучше. Это действительно воодушевляет и настраивает на продуктивный труд.
3. Объясните работникам основные правила бизнеса. Отправьте их на курсы или проведите ликбез самостоятельно. Абсолютно все люди в вашей компании, от секретарей до слесарей, должны понимать, что такое денежный поток, прибыль и как на них влиять. Пусть они не просто выполняют набор обязанностей в течение рабочего дня, а думают, каким образом каждый из них может изменить дела фирмы в лучшую сторону. Сотрудники имеют право знать, от чего именно зависит успех компании, и видеть всю картину в целом.
4. Не берите все на себя. Это ошибка, которую совершают многие менеджеры, особенно начинающие. Они полагают, что обязаны быть безупречными, знать абсолютно все и иметь ответ на любой рабочий вопрос. Смиритесь: у вас не может быть идеальных решений для каждой проблемы. Вы должны знать, куда ведете людей, и видеть общее направление. Но в остальном смело доверяйтесь другим профессионалам. Если вы научите их большой игре в бизнес, то вам останется только следить за ее ходом. Дайте людям свободу и возможность влиять на деятельность фирмы. Разработайте премиальную систему: пусть доход сотрудников тоже зависит от успешных или неудачных итогов, ведь это их игра.
5. Будьте «хорошим парнем». Очень простые правила, о которых многие почему-то забывают: не идите по головам, не создавайте непреодолимые барьеры между собой и сотрудниками фирмы, не будьте слишком строги и суровы, не проявляйте несправедливости, не пытайтесь запугать людей… Никто не любит давления и ни один работник не захочет стараться ради начальника-негодяя.
6. Станьте оптимистом. Чтобы побеждать, люди прежде всего должны чувствовать себя победителями. Дайте им возможность испытывать гордость за свою работу, чаще хвалите за успехи. Ни в коем случае не сосредоточивайтесь на негативе (как правило, его не так много, но все управленцы делают акцент именно на нем). Больше фокусируйтесь на хорошем. Если говорить только о промахах и не замечать того, с чем люди справляются «на отлично», можно просто-напросто лишить сотрудников вдохновения и мотивации.
7. Не мучайте сотрудников своим трудоголизмом. Энтузиазм — это, конечно, неплохо, но он не должен быть чрезмерным. И люди не обязаны работать сутками, даже если очень привязаны к компании. Не забывайте: любому человеку нужно свободное время на отдых, увлечения, встречи с друзьями, семью. Если вы постоянно будете заставлять сотрудников задерживаться в офисе, приходить в выходные дни или брать бумаги на дом, то вскоре они «погаснут» и разлюбят свою работу, а возможно, даже начнут ее ненавидеть.
8. Научите людей разбираться в финансовых отчетах. Объясните им, как с помощью цифр можно отследить изменения в делах компании. Цифры помогают увидеть объективную картину; они показывают, что идет как надо, а над чем следует поработать. А еще цифры демонстрируют, каким образом отдельный человек может повлиять на всю фирму в целом, на ее прибыль или убытки. Будьте предельно открыты: пусть у сотрудников появится возможность самостоятельно изучать финансовые отчеты и корректировать свои действия в соответствии с ними.
9. Работайте так, словно вы в самом начале пути. Многие компании, достигнув успеха и стабильности, перестают развиваться. И это губит их. Представьте, что вы постоянно находитесь под угрозой, как будто ваша компания только начала существовать. В этом случае вы не сможете надеяться на авось, а будете вынуждены постоянно думать о будущем, проявлять чудеса изобретательности, искать новые, более выгодные, варианты ведения бизнеса, экономить деньги и пытаться получить больше прибыли. Обычно так работают лишь стартапы, хотя те же принципы стоило бы использовать всем фирмам. Внушите это и своим сотрудникам.
10. Создайте справедливую премиальную систему оплаты. Если перед компанией стоят какие-то цели, то они должны быть общими для всех. Поэтому разрабатывайте премиальную систему так, чтобы она одинаково касалась и начальников, и уборщиков производственных помещений. Тогда все работники во всех отделах начнут трудиться как одна команда, стремиться к одному результату и добровольно поддерживать друг друга. Ведь от их слаженных действий будет зависеть успех каждого. Постарайтесь ставить не очень много целей, иначе никто не поймет, к чему именно нужно стремиться. Придумайте для каждой долгосрочной цели несколько уровней, по достижении которых сотрудники будут получать премию. Выплачивайте только то вознаграждение, которое сотрудники заработали — это же честная игра.