Как Rambler всех обогнал или история о занятой нише
Сервис Рамблер-Касса открылся полтора года назад, и за это время, похоже, успел полностью захватить нишу продажи электронных билетов — по крайней мере, в кино и театрах. Нет-нет, конечно, кинотеатров, клубов, концертных площадок, которые еще не сотрудничают с Rambler — масса. Но это скорее поле для развития. А вот неохваченных медийных партнеров, способных обеспечить заметный трафик и сгенерировать продажи билетов, по мнению руководителей сервиса, уже не осталось. На чем базируется успех проекта Рамблер-Касса? Почему у Кассы пока нет конкурентов? Чем сервис занимается сегодня и какие перед собой ставит задачи? Об этом мы поговорили с его руководителем Светланой Перловской.Справка Shopolog: Рамблер-Кассы — это интернет-сервис по продаже электронных билетов. Сегодня через него можно купить билеты в 230 кинотеатров (по всей стране) и 250 театров (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге). Особенность сервиса в том, что покупателю не нужно отдельно выкупать бумажный билет (как на Parter.Ru, к примеру): контроль входа осуществляется по штрих-коду в распечатанном pdf-файле. Приобрести билеты можно прямо там, где пользователь читает про фильмы, смотрит трейлеры или расписания, выбирает, на какой фильм сходить. Такие ресурсы подключены по партнерской схеме. Среди партнеров Рамблер-Касс сайты компании Афиша, Яндекс.Афиша, Кинопоиск, Disney и др.
Светлана Сорокина, корреспондент Shopolog.ru: Светлана, подскажите, неужели до сих пор никто из больших “билетных” конкурентов — Партер.Ру, Кассир.Ру — не объявился?Светлана Перловская, руководитель сервиса Рамблер-Кассы: Они не идут в электронные билеты по ряду причин. Во-первых, маржинальность электронного бизнеса ниже, чем маржинальность оффлайновых продаж. Во-вторых, для этого нужен очень высокий уровень технологий, на которых они не сфокусированы. Если говорить про те агентства, которые ориентированы именно на интернет-продажи, то, как правило, это не очень большие стартапы сейчас. Чего скрывать, у Рамблера есть Афиша, которая является, похоже, самым крупным аккумулятором аудитории на эту тему в интернете. Качество аудитории высокое, конверсия на Афише выше, чем у любого другого нашего партнера. Это наш плацдарм, так что момента холодного старта для нас не существует.С.С.: Получается, у вас заранее есть козырь в рукаве, но Афиша ведь не единственный ресурс о кино и развлечениях…С.П.: Сейчас наши билеты продаются из крупных площадок на Афише, Кинопоиске, Яндекс.Афише, Киноафише. Это наши партнеры, которые работают за процент. Технология функционирует на основе фрейма, который всплывает на сайте партнера. Таким образом, покупка происходит там же, где человек нажал кнопку купить.
С.С.: А хипстерские ресурсы, LookAtMe, например…С.П.: С LookAtMe мы разговариваем, но есть ощущение, что каких-то крупных площадок, которые генерили бы впрямую большое количество продаж, осталось не так много. Есть вещи, которые могут быть нелинейными, но неплохо продаваться. Мы очень много экспертиментируем. И дошли до ситуации, когда у нас очень много небольших партнеров, которые все вместе генерят неплохие продажи, но чего-то крупного, что могло бы перевернуть этот рынок, кажется, уже нет.С.С.: Как работают электронные билеты, принцип для кино и театров одинаковый?С.П.: Если говорить про то, как в принципе можно продавать билеты, это 2 принципа. Все театры используют квотирование — билеты раскладываются по кучкам, каждый партнер продает свою кучку. Но всегда остаются остатки, которые невозможно продать. Более современный способ — это прямой доступ в билетную систему, много партнеров, и у каждого есть шансы продать любой билет. Это более коммерческая история. Таким образом, сильно повышается количество проданных билетов, ни у кого не остается кусочков. Но для наших театров даже квотируемые продажи — уже большой шаг вперед. И они пока экономически в этом не заинтересованы. Ощущение ажиотажа — что билетов нет — создается как раз из-за этого квотирования. При этом, понятно и почему в кинотеатрах квотирование не применяется: у них в разы больше сеансов, чем в театре.С.С.: Как происходит интеграция? Напрямую?С.П.: С кино мы интегрируемся напрямую.Через такой же софт, через который подключается билетный кассир, подключаемся и мы. Это самая простая история. С театрами ситуация сложнее. По театрам у нас есть технический партнер, это BigBilet. Они давно занимаются этим, но это скорее транзакционный, чем интернет-бизнес. У BigBilet есть своя квота. Пока ее хватает. Насколько она сможет обеспечить нам рост, трудно оценивать. Есть большой пласт театров, которые готовы продавать билеты в интернете и готовы увеличивать квоту. Есть театры, которые не заинтересованы совсем — это Большой, Ленком, например. Они и не продаются. Но есть Современник, Театр сатиры, Сатирикон. Они продаются в интернете и готовы увеличивать квоту. В целом здесь все зависит от позиции руководства театра.С.С.: Насколько вы свободны в ценообразовании? Можете ли выставлять свою цену на билеты, в рамках каких-то маркетинговых промо-акций?С.П.: Ценообразование обговаривается с кинотеатром, здесь все зависит от того, насколько он верит в интернет-продажи. Но основных истории две. Первая — это продажа по номиналу, когда билет в интернете стоит ровно столько же, сколько он стоит в кассе. Вторая — когда билет в интернете дороже. Конечно, идеальной моделью было бы, чтобы билет в интернете стоил дешевле, чем в кассе кинотеатра, но, к сожалению, при наших затратах на эквайринг и при не очень большой заинтересованности со стороны кинотеатров, доплачивать за эту историю они точно не готовы. Плюс кинотеатры — это низкомаржинальный бизнес. Когда вы платите 100 рублей за билет, половину вы отдаете кинопрокатчику. И когда мы говорим про комиссию, которую кинотеатр должен платить, это подчас пятая часть всей выручки. Так устроено во всем мире.С.С.: А как тогда вы влияете на продвижение сервиса, рост его популярности, как стимулируете покупателей приобретать электронные билеты — ну кроме очевидного аргумента “так удобнее”?С.П.: Безусловно, Рамблер-Касса продвигает себя сама. Например, мы тратим много денег, чтобы нас было видно внутри кинотеатра. Но основное — это именно партнерка.С.С.: А email-маркетинг? У вас ведь такая сладкая база…С.П.: Я лично противник этой истории. Мы разговариваем на эту тему. Но я считаю, что история с “групонами” все это сильно дискредитировала. Причем, если человек подписывается на “групон”, он оставляет какой-то свой ящик, который он завел для сбора мусорных рассылок. Когда человек покупает электронный билет, очень многие оставляют рабочие адреса, им важно быстро получить этот билет. Рассылать по такой базе, на мой взгляд, неприлично, ну и это может плохо закончиться, потому что тебя добавят во всем спам-фильтры, и потом будут проблемы с доставкой билетов. Так что я противник, хотя, не буду скрывать, есть желающие “поиметь” нашу базу.С.С.: Ну тогда вы, наверное, очень серьезно над лояльностью работаете. Деньги возвращаете, если человек отказывается от билета?С.П.: Все возвращаем.С.С.: Но при этом и комиссию уплачиваете, процент за эквайринг?С.П.: Я воспринимаю эту историю как маркетинг. Пусть человек будет доволен, он кому-то об этом расскажет. Уровень возвратов у нас не критичен, мы можем себе это позволить.С.С.: Есть ли какая-то зависимость, в каких регионах сервис более популярен?С.П.: Это не зависит от региона, это очень сильно зависит от кинотеатра. Во-первых, от его популярности. Во-вторых, от того, насколько кинотеатр сам заинтересован в продвижении этой истории, ведь как любой self-service электронные билеты разгружают кассиров. Все зависит от того, сколько они вкладывают в развитие истории. Ну и третий момент — важно, какой продукт получается в итоге. Нужно ли идти менять электронный билет в кассу кинотеатра или мы вместе с кинотеатром стараемся устроить другие способы контроля доступа. Если кинотеатр подключил Рамблер-Кассу просто для галочки и никак это не развивает, плюс это не очень популярный кинотеатр, в который не бывает очередей, то процент продаваемых билетов может составлять, например, 1-2-3%. При этом у нас есть примеры кинотеатров, которые находятся далеко за пределами МКАД, и там процент электронных билетов составляет десятки процентов, больше половины продаж.С.С.: А какой процент покупок осуществляется с мобильных устройств? Ведь это так логично — собрался в кино, зашел с телефона, быстро купил билет…С.П.: Процент мобильных продаж у нас довольно высокий, но все равно большинство покупок идет с веба. Если брать все-все площадки, то процент мобильных продаж, возможно 5%. Но это потому, что не у всех партнеров есть сильные мобильные приложения. Тот же Яндекс — через него все продажи идут через веб. А вот Афишу или Кинопоиск мы продаем через мобильные приложения. ну и известный факт: процент мобильных продаж через устройства с IOS сильно выше, чем через устройства с Android.С.С.: Какие сегменты, кроме кино и театров, имеют потенциал выхода в онлайн?С.П.: Рано или поздно все билетные сегменты должны перейти в интернет. Сдерживает этот процесс проблема с законодательством. Бланк строгой отчетности дает компаниям возможность получить льготу по НДС. Безусловно, было бы неплохо, если бы эту норму изменили, это сильно спровоцировало бы рост электронных билетов. Но и сейчас все технологии основаны на том, что ты меняешь на каком-то этапе билет на бланк строгой отчетности. Или его меняют за тебя пост-фактум. Если ты проходишь по passbook или по pdf-ке, это значит, что эту замену за тебя сделают где-то в бухгалтерии. Так работает спорт, например. Вообще, на мой взгляд, все зависит от наличия крупных игроков на рынке, а не от барьеров.С.С.: А вы какой следующий сегмент будете запускать?С.П.: Для нас сейчас важно максимально расширить ассортимент. Например, на позапрошлой неделе мы запустили продажи билетов на концерт Земфиры.Материал подготовила Светлана Сорокина.Следите за публикациями в удобном для вас формате, в Facebook (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена), Вконтакте и Twitter.