Ozon: няня вместо мамы

Смотрите в каталоге
Маркетплейсы
Ozon: няня вместо мамы

Сергея Галицкого как-то спросили: «Чем хуже, когда управляют менеджеры, а не предприниматели? Ведь менеджеры могут быть очень профессиональными?» Ответ мне понравился: «Тем же, чем хуже, когда ребенка вместо мамы воспитывает няня. Даже если эта няня очень профессиональная».

Вплоть до 2007 года Озон был безусловным лидером российской электронной коммерции. Остальные игроки были из другой лиги – ни процессов, ни инвестиций, ни инфраструктуры, ни стратегии. Когда мы появились на рынке в 2009, нас поразил низкий профессионализмом участников отрасли: мы встречали в лучшем случае «кулибинов», в худшем – троечников, руководящих конторами «Самоделкин и сыновья». Озон на их фоне представлял собой профессиональную компанию с развитой инфраструктурой, с огромным отрывом по компетенциями – компания была сильно впереди рынка. До 2009 года большинству казалось, что утратить такое лидерство уже невозможно.

Однако к 2011 году лидерство было не просто потеряно, оно было просрано. Акционерами и руководителями Озона. У компании незавидная судьба: Озон рано осиротел. В 2001 году ушли основатели, в 2005 – последний адекватный СЕО. С приходом европейских экспатов из больших офлайновых корпораций компания начала стремительно бюрократизироваться. И стремительно терять лидерство на быстроразвивающемся рынке. Озон сегодня – это дряхлый старик в молодой отрасли. В 2009-12 годах из него ушли все квалифицированные люди. Викимарт давно исключил Озон из своих хантинг-листов. Там некого стало хантить.

Последние 5-6 лет компания растет медленнее рынка. Чтобы скрыть этот провал, они нашли незамысловатую формулу: объединять выручку онлайн ритейла с выручкой по авиабилетам. Сегмент авиабилетов и правда быстро растет – людям все равно, где покупать билеты Аэрофлота. Только в этом сегменте нет и никогда не будет маржи, в нем зарабатывает один только Аэрофлот. И вообще это другой бизнес, на котором никто в мире не научился зарабатывать. Зато многие научились генерировать большие обороты для авиакомпаний. Озон соединяет эти показатели с остальной своей выручкой и декларирует рост. И пусть все на рынке знают, что это чистое наебалово – правильно посчитанный рост никогда не превышал 30%, а в последние время сильно замедлился — можно декларировать рост 80% и оборот в полмиллиарда. Как сказал один известный западный аналитик – this is pathetic!

Прошлый раунд Озон закрыл с большой помпой: подняли рекордные $100m, в число инвесторов вошел Ракутен. Раунд был широко распиарен, по всему миру мне задавали вопросы – что они будут делать с такими деньгами? Мой ответ был лаконичным: просирать. Как они просрали остальные свои opportunities. И они сразу начали: купили Sapato, инвестировали дальше в свой устаревший склад, открыли кучу странных проектов. Покупка Sapato удивительная история – Озон купил ее дорого, не смог проинтегрировать, вся команда во главе с генеральным директором со скандалом ушла. В результате, если два года назад было два лидера в сегменте обувь — Sapato и LaModa, то теперь есть только LaModa. О Sapato никто не слышит, она стала частью дряхлеющего Озона.

Итак, сто миллионов просрано, компания так и не вышла на прибыль за 15 (!) лет, команды нет, роста нет, конкуренция проиграна, деньги заканчиваются. Что дальше? Разумеется, еще бОльший раунд – теперь $200m. Я не знаю, какие слова нужно подобрать для инвесторов, существует ли такая комбинация слов, чтобы объяснить судьбу предыдущих ста миллионов, а заодно рассказать, почему за 15 лет компания так и не стала прибыльной. Но, видимо, они эти слова найдут. И поднимут деньги. И опять будет большой PR, покупка игроков, новые проекты, громкие слова про лидерство, рост, развитие направлений. И опять деньги будут просраны. Тем, кому не помогли сто миллионов долларов, двести тоже не поможет.

Источник: maximfaldin.ru

Компании и сервисы: Wikimart
Автор: Игорь Назаров

Подписаться на новости

Читайте также

20 вредных советов для интернет-магазинов

Все в детстве читали «Вредные советы» Григория Остера. А что если переложить их по взрослому на ecommerce-бизнес?
InteractiveCenter решил собрать у своих клиентов и друзей интернет-магазинщиков мнения о том, чего не следует делать в ecommerce, чтобы ни в коем случае не получить еще больше прибыли.)

далее →

11 апреля / Комментарии

Александр Гельман о крокодилах в ecommerce и почему их нужно оставить в покое

Сегодня дорогие мои коллеги, мы поговорим о крокодилах. Неожиданно да? Сам в шоке. Почему чаще всего про екоммерс и мои какие-то проблемы, а теперь про крокодилов спросите вы? Хотя ладно, не спросите. Но я, поскольку очень люблю показать какой я очень умный и всех этим постоянно достаю, отвечу на этот вопрос еще и потому, что в последнее время среди коллег, занимающихся екоммерсом, слышу странные призывы.

далее →

30 марта / Комментарии

Как лучше всего заканчивать запрос отзыва? Результаты исследования

Есть такой старый короткий анекдот: «"Документы на стол! - закричал Штирлиц и врезал Мюллеру в ухо. - Кстати, Мюллер, не найдется ли у Вас канцелярских скрепок?" Голос за кадром: Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза, и если Мюллера спросят, зачем приходил Штирлиц, тот ответит: "За канцелярскими скрепками"». Оказывается, в этом анекдоте есть доля истины. Email-сервис Boomerang изучил 350.000 писем и выяснил, какие фразы в завершении послания лучше всего стимулируют получателя всё-таки дать свой ответ.

далее →

27 марта / Комментарии

Реалити-шоу пришло в eCommerce. Невозможное возможно

Недавно коллеги из CS-Cart публично объявили о своей готовности уже в ближайшее время запустить уникальный проект - eCommerce реалити шоу. Эксперт в области электронной торговли на ваших глазах запустит с нуля интернет-магазин и выведет его в прибыль всего за 3 месяца.

далее →

23 марта / Комментарии

Основные события 2016 года в российском e-commerce

О своем взгляде на события, определившие облик российского рынка интернет-торговли в 2016 году рассказывают: партнер исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, генеральный директор Ozon Доставка Зоя Ли, директор по маркетингу компании «Аудиомания» Тимофей Шиколенков, глава PR в компании Avito Андрей Барковский, генеральный директор Pick Point Надежда Романова.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook