Ритейл в 2030 году. Прогноз
Мы всегда пытаемся выстроить долгосрочную стратегию развития своей компании. Но обычно долгосрочность заканчивается несколькими годами. В редких случаях мы пытаемся заглянуть на 10 или даже 20 лет вперед. А ведь это может быть очень полезно. Нужно же понять, как должна выглядеть ваша компания тогда. Конечно же, развитие рынка на столь долгий период предсказать достаточно трудно. Можно хотя бы вспомнить фильм «Назад в будущее-2», в котором показан 2015 год: летающие машины, омолаживание на пару десятков лет, факс в каждой комнате и робот для прогулки с собакой. Но я все-таки попробую это сделать.
Несколько аспектов, которые мы увидим в ритейле в 2030 году:
1. Никто не разделяет онлайн и оффлайн торговлю. Есть один ритейл с общей инфраструктурой. В офлайне ритейл представлен следующими форматами:
- Шоурум. В нем можно ознакомится с особенностями товаров и «попробовать» их. В шоуруме отсутствует склад, и взять товар с полки для покупки нельзя. Весь товар находится на удаленном складе. Можно лишь сделать заказ на дом или подождать 10 минут, пока его доставят;
- Торговый центр. Центр развлечений, в котором люди в первую очередь отдыхают, а не совершают покупки. Подавляющая часть площадей отдана не под магазины, а под развлечения. Люди проводят в торговых центрах выходные. Покупки лишь аккуратно сопровождают эти развлечения;
- Фулфилмент. Сети складов и автоматизированные системы доставки пронизывают все города.
2. Основные изменения затронули именно системы фулфилмента. Обработка и доставка товара очень дешевая и быстрая. Все максимально автоматизировано и не требует вмешательства человека. Инфраструктура обеспечивает доставку любого товара круглосуточно в течение нескольких десятков минут.
3. Маржинальность ритейлеров по основной части товаров очень низка и близка к нулю. За каждый заказ конкурируют десятки магазинов, а с помощью анализа данных реализуется заказ по самым выгодным для покупателя условиям. Это заставило ритейлеров сконцентрироваться на оказании дополнительных сервисов. Также еще большую роль приобрели эксклюзивные и высокотехнологичное запатентованные товары. Существует абонентское обслуживание ритейлером, например, вашей продуктовой корзины. При этом вместе с ежемесячной платой вы получаете множество различных бонусов.
4. Основная часть покупок совершается удаленно, в автоматическом режиме или на ходу. Есть возможность планировать график доставки, чтобы были всегда свежие продукты и выглаженная новая рубашка к пятнице. Центром заказов станет персональное устройство. Устройство все знает о своем хозяине: реакция на различные товары, история всех покупок и использования товара, особенности поведения и проч. Устройство предлагает товары очень персонализировано — оно угадывает желания. Ритейл перестал быть назойливым. Неподходящие товары вообще не попадаются на глаза. Риск, что товар не подошел, сведен к минимуму. Работа системы на примере заказа молока:
- Сидя на диване, сообщаете голосом «Молоко через 30 минут« (альтернативный вариант: в холодильнике оно закончилось, и он сам отправляет заказ)
- Персональное устройство слышит вас. Система знает, какое молоко вы предпочитаете, отправляет заказ с нужными параметрами (когда, куда, сколько, какое молоко)
- Ашан и другие ритейлеры получают заказ и высылают предложения с указанием условий на персональное устройство
- Утконос выигрывает заказ, так как он готов выполнить заказ за 13 минут (Ашан предложил 27 минут), а стоимость все лишь на 2 рубля больше, чем в Ашане (персональное устройство знает предпочтения и чувствительность к ценам). С момента голосового сообщения прошло порядка 2 секунд
- Роботы Утконоса формируют заказ на складе в нескольких километрах от вас
- Молоко помещается в небольшую самодвижущуюся машину от Google (сайт нарушает закон РФ) и доставляются вам домой
- Вы получаете молоко на 38 секунд раньше срока
- Деньги автоматически списываются со счета
Владимир Карпов Генеральный директор Starlook (www.starlook.ru)