Ритейл будущего: частное мнение
Каким будет ритейл будущего? Вы наверняка задавались этим вопросом. Может быть, пребывая в праздном настроении, с бокалом любимого напитка в руки. А может и в контексте штурма идей дальнейшего развития бизнеса. Какие ответы пришли вам в голову? Делитесь своим соображениями в комментариях. Ну а мы предлагаем вашему вниманию мнение Марго Майерс, директора по маркетингу и коммуникациям исследовательского центра Platt Retail Institute.
Современный покупатель не ограничен стенами офлайновых магазинов. Цифровые технологии – интернет, мобильные устройства – а также развитие каналов продаж размывают границы понятия «магазин». Но, несмотря на такую эволюцию, традиционный магазин останется значимым подспорьем для ритейлера в будущем.
Потребители хотят иметь возможность делать покупки в удобное для них время и в удобном для них месте, и это желание не только стимулирует развитие различных технологий, применимых к ритейлу, но и заставляет продавцов принимать в практику новые форматы. Традиционные магазины удовлетворяют «сенсорные» потребности покупателей: там они могут пощупать товар, примерить его и т.п. Не следует забывать и о развлекательном и социальном аспектах: поход по магазинам генерирует эмоции и является поводом для общения. Кроме того, продавцы-консультанты могут дать ценный предметный совет. С другой стороны, чисто «цифровые» каналы воспринимаются как средство мгновенного доступа к большему объему информации в сравнении с тем, что можно получить в ходе разговора и осмотра товара в магазине.
В будущем, ритейлеры будут принимать на вооружение различные форматы, уделяя при этом особое внимание полноценному брендированию каждого из них, чтобы потребитель знал, с кем имеет дело вне зависимости от канала, посредством которого он взаимодействует с продавцом.
Ритейл: форматы будущего
Некоторые магазины станут точками самовывоза и не более того. Их аудитория – потребители, отказывающиеся от походов «за всем сразу» в пользу покупок для удовлетворения конкретной потребности, которые хотят расходовать свое время максимально эффективно.
Другие магазины станут шоурумами, где клиент сможет опробовать товар в действии, а также пообщаться с продавцами-консультантами и другим покупателями (как лично, так и дистанционно).
Еще один формат – «центры полного погружения», насыщенные технологическими решениями, позволяющими покупателям контролировать весь процесс шоппинга. Здесь будут реализованы все возможности, которые невозможно предоставить в онлайне.
Фирменные магазины станут больше точками продвижения брендов, чем пунктами продаж. Задачами таких магазинов станет донесение до потребителей ценностей бренда, участие в жизни общества, освещение реального опыта покупателей, связанного с брендом и его товарами, а также предоставление информации, сервиса и возможности оформления заказов.
Некоторые магазины могут принять на себя функции управления предприятием бытовых и прочих услуг. Например, книжный магазин и библиотека под одной крышей.
Небольшие специализированные магазины никуда не исчезнут, так как они удовлетворяют специфические, постоянные потребности определенного круга потребителей. Пример – мясная лавка в шаговой доступности, где обслуживание каждого клиента подразумевает личное общение, взаимную лояльность, дружеские отношения.
С точки зрения технологий, будущее ритейла формируется развитием мобильной экономики (мобильный кошелек, приложения для получения информации о товарах, «цифровые ассистенты») и big data. Возможно, прогресс в ритейле будет большей частью обеспечен глубинным пониманием каждого конкретного потребителя и его желаний в том, что касается товаров и услуг.
Каждый формат ритейла будет развиваться по-своему, однако некоторые общие черты взаимодействия ритейлеров с клиентами можно обозначить уже сейчас.
- Потребитель будет иметь полный доступ к информации, без каких-либо ограничений.
- Некоторые виды товаров будут все больше производиться под заказ, с учетом конкретных пожеланий клиента.
- Концепция ценообразования изменится: ритейлеры будут реагировать на факторы спроса и предложения, а также учитывать влияние тренда кастомизации.
- Сами товары получат способность «коммуникации» с клиентом (дополненная реальность).
- Интернет вещей позволит ритейлерам получить недостающую информацию и использовать ее во благо потребителя.
- Распространение получат технологии, позволяющие идентифицировать конкретных покупателей.