Секреты успеха 5 самых успешных ecommerce-компаний мира
Электронная коммерция, продажи в сети, микроритейл на торговых площадках привлекают все больше и больше предприимчивых людей. Причина – возможность запустить свое дело в этой отрасли с относительно малыми вложениями. Кроме того, на интернет как еще один канал привлечения клиентов и продаж обращает внимание все больше владельцев реальных магазинов и сетей различных масштабов. Однако начинают заниматься интернет-торговлей многие, но развить успех получается далеко не у всех. В чем секрет тех, кто добился небывалых результатов на ниве ecommerce? Конечно, универсального рецепта не существует. Но за каждым успехом стоят реальные люди, и из их опыта и позиций всегда можно вынести что-то для себя. Обратимся к примерам самых успешных ecommerce-предприятий: eBay, Amazon, Zappos, Walmart, Alibaba.
eBay
Начало крупнейшему интернет-аукциону мира eBay положил Пьер Омидьяр (Pierre Omidyar) в далеком уже 1995 году. По прошествии трех лет, компания провела IPO (первый выпуск акций), в результате которого Пьер стал миллиардером. Кевин Персглов, который десять лет назад был пресс-секретарем eBay, сказал однажды о главе компании следующее: «Его зачаровывала возможность объединения фрагментированных аудиторий».
Пьер Омидьяр использовал свои навыки, знания и силу воображения, чтобы построить успешный бизнес. Он не пошел проторенными дорогами, которые редко приводят к большому успеху. Однако с некоторых пор eBay перестал сверкать огнями передовой компании. Вернуть гиганту былой престиж смог Джон Донахью. В свое время, он сказал: «Вы можете «рвать» индустрию, но с той же легкостью индустрия может порвать вас. Когда я пришел в eBay, ткань компании начинала рваться. Поэтому одним из первых решений стал акцент на мобильном направлении».
Во многом, именно это решение помогло eBay продолжить восхождение к вершине.
Amazon
Если кто и заслуживает звание короля ecommerce, то это Джефф Безос, создатель интернет-магазина Amazon. Начав с ряда страниц, которые были не совсем близки к идеалам юзабилити, Безос и его команда сумели разработать и внедрить ряд решений, на которые сегодня ровняются самые продвинутые интернет-магазины. Амазоновцы никогда не устают экспериментировать, и этим, наверное, в значительной мере обеспечен успех их бизнеса. В этой связи, Безос говорит: «Удваивая количество экспериментов, проводимых за один год, вы вдвое повышаете инновационный потенциал в своей компании».
Хотите больше высказываний Безоса? Читайте материал «20 высказываний Джеффа Безоса, главы Amazon.com».
Zappos
У истоков Zappos стоял Ник Свинмурн, а не Тони Шей. Последний, конечно, сыграл ключевую роль в развитии компании, вложив в этот интернет-магазин не только деньги, но и все свои творческие силы. Однако идея принадлежит Нику, и, когда Zappos уже стал одним из наиболее успешных онлайн-ритейлеров мира, он так объяснил успех компании: к моменту запуска интернет-магазина обуви, 5% всей обувной розницы (оборот которой тогда составлял 40 млрд. долларов) приходились на продажи по каталогам. Ник просто связал два развивающихся тренда в один узел.
Какие связи между отраслями, трендами, индустриями видите вы?
Wal-Mart
Медленно, но верно интернет-магазины «отгрызают» все большие и большие куски аудитории у магазинов реальных. И все традиционные ритейлеры, которые работают в более-менее массовых нишах, задумываются о развитии компании и имеют минимально необходимые ресурсы, приходят к осознанию необходимости создания канала продаж в интернете. Не стала исключением и Wal-Mart, крупнейшая сеть магазинов с широчайшим ассортиментом. Во главе онлайн-революции этой компании стоял Майк Дюк (Mike Duke). Он не стал ограничиваться развитием разработки внутри компании или заказом интернет-магазина на стороне. Вместо этого, Wal-Mart приобрел ряд технологических компаний и создал отдельную структуру WalmartLabs. Сегодня Майк уже не стоит у руля компании, однако заданный им вектор никуда не делся. В одном из интервью он заявил: «Мы продолжим инвестировать в технологии, в этом сомнений нет».
Даже самый начинающий небольшой ритейлер может принять на вооружение новые технологии, причем речь может идти не о покупке стартапа, а об интеграции сторонней платформы, позволяющей, например, более глубоко персонализировать общение с клиентами.
Alibaba
Alibaba, наверное, самая заметная китайская компания из тех, которые (пока) не занимаются производством как таковым. В 2012 году оборот Alibaba Group составил 1,1 триллиона долларов. Это больше оборотов eBay и Amazon, взятых вместе. У руля китайского гиганта стоит Джек Ма, который и основал компанию в 1999 году. В своих интервью он нередко затрагивает историю Alibaba, которая была не такой уж безоблачной: «Мы росли слишком быстро, а когда доткомовский пузырь лопнул, нам пришлось увольнять людей. К 2002 году денег у нас оставалось только на полтора года ходу. Из темных дней Alibaba я вынес некоторые уроки: команда должна состоять из ценных кадров, которые имеют свое видение и готовы/способны внедрять инновации. Кроме того, какие-либо шансы есть только у тех, кто не сдается».
На основе материала 5 Ecommerce Success Secrets from the Biggest Online Retailers