Сколько стоит интернет-магазин или почему не нужно брать сидовые инвестиции
Давайте попробуем порассуждать, какие вообще есть подходы, когда мы говорим про оценку интернет-магазина как бизнеса:
1. Стоимость создания аналога. Ну т.е. кто-то хочет сделать интернет-магазин, а у вас есть его аналог и, чтобы не париться, этот кто-то хочет его купить. Оценка проста — ведь затраты вы знаете. Можете умножить их на 1,2 — 1,5 и продавать как "time to market". Такой подход актуален для компаний на ранней стадии развития, т.к. на более поздних стадиях очень тяжело договориться. Продавец бизнеса давно им занимался, ходил по тупиковым веткам развития и наверняка потратил больше, чем потратит продавец, делая полный копикат.
2. Набор активов. Ну т.е. фактически распродажа: прокачанный домен отдельно, складские остатки отдельно, клиентская база отдельно, сайт отдельно. Тоже понятно как считать — для каждого актива есть своя методика оценки. Актуален для "неудавшихся проектов", которые по каким то причинам не взлетели или надоели текущим акционерам.
3. Годовая выручка (ВНИМАНИЕ! не за будущий, а за прошедший период). Такой подход актуален для крепких компаний, которые показывают нулевую или несильно отрицательную прибыльность. Потенциальные покупатели — стратеги и конкуренты, которые хотят расти быстрее, чем органический рост. Большинство сделок на рынке крутится вокруг цифры — 1 годовой оборот. Если он быстро растет, то это может быть 1,2, если медленно растет, то 0,8. Если у компании лидирующее положение в своем сегменте, то может быть и 1,5.
4. Прибыль (за прошедший период). А вот тут мультипликатор может быть и 10 и 15 (если конечно прибыль есть).
5. Оборот и прибыль. Как говорится: "И на елку залезть, и чулки не порвать".
Evaluation = K1*М1*(выручка) + К2*М2*(прибыль), где К1 и К2 весовые коэффициенты, дающие в сумме 1 (ну условно K1=1/3 + К2=2/3 — дает больший вес прибыли по сравнению с выручкой), а М1 и М2 — мультипликаторы, описанные в п.3. и п.4., условно (М1=0,9, а М2=12).
*Я лично считаю, что это самый справедливый подход.
6. Перспективы. Если есть уникальная идея, то можно сделать некий набор предположений, которые показывают, как будет расти данный магазин в свете реализации этой идеи и оценить денежные потоки, которые он будет генерить (в том числе прибыль) в будущем. Эти потоки обычно сравниваются с средне-банковской ставкой депозита (по логике: вложил деньги, получил назад с процентами выше, чем в банке). Метод называется NPV (Net Present Value) — он близок к "разводке" верю/не верю, т.к. очень много предположений и сводится к "фехтованию на ексель таблицах".
* Важно понимать: команда, вот этот весь стартаперский булшит — никому не интересен. Точнее интересен только в варианте №4. В остальных случаях, зависимость от команды, наоборот может расцениваться как риск.
А вот что получается в реальной жизни:
Допустим вы только начали, даже сделали какой-то прототип и хотите привлечь инвестиции ну, например, в размере $100K. И допустим вы сделали excell-таблицу, NPV, бла-бла, нашли сидового инвестора и он вам дал эти деньги за 10% компании. Это означает, что оценка вашего интернет-магазина Premoney (до сделки) была $900К. После сделки c сидовым инвестором она стала $900К+$100К=$ 1 000 000 (ВНИМАНИЕ! 1 миллион долларов только на уровне идеи или прототипа).
Сидовый инвестор естественно хочет заработать на этой инвестиции, т.е. он хочет чтобы за год стоимость ну хотя бы удвоилась, а за два, ну хотя бы утроилась, а лучше упятерилась. Ладно, давайте возьмем скромного сидового инвестора, который хочет выйти, если стоимость вашего бизнеса составит $3млн.
И допустим на раунде "А" вы хотите привлечь по этой оценке ну $1 млн.
Но тут наступает момент прозрения! $1 млн уже совсем другие деньги, люди начинают смотреть на выручку, прибыль и т.п. и оценивают бизнес уже по вариантам 3,4,5 из списка выше (выручка, прибыль). И вот тут выясняется, что для того чтобы привлечь раунд "А", вы должны были на $100К от сидового инвестора создать магазин с $3 млн годовой выручки (при среднем чеке в $50 — это около 160 заказов в день).
Среднестатистически это невероятный кейс :(. И если вы в него верите, то лучше оформлять это не как инвестицию, а как займ...
Из этого можно сделать еще один вывод, что сидовые фонды, как ни странно, не помогают рынку, а, наоборот, фактически убивают его, порождая завышенные оценки.