Аналитики компании Elastic Path, которая ведет один из наиболее популярных в мире блогов об электронной коммерции, предсказывают вторжение онлайн-ритейла в реальный мир. Примеры уже есть, и все они – детища крупных площадок. Как именно происходит это вторжение в реальность, какие инновации и приемы используются дельцами? И зачем им все это надо?
Начнем с примеров.
Точки продаж в формате pop-up (временный магазин)
Etsy
Etsy – торговая площадка для продажи всяких штук и безделушек, сделанных своими руками. Первый павильон Etsy в реальном мире открылся в нью-йоркском районе Сохо в праздничный период. Формат этого магазина близок к ярмарке; продавцы – они же изготовители товара – готовы были показать товар на экранах ноутбуков и принять оплату с помощью мобильного терминала от Square и PayPal.
Ebay
Ebay открыл свой реальный магазин в лондонском Сохо. Но вместо реальных товаров в этом магазине выставлены фотографии с QR-кодами, а также рекомендации из соцсетей. На фасаде магазина красовался хэштег #ebaysocialshopping, и некоторые покупатели тут же извещали мир о своих приобретениях.
Шоппинг-стены
Net-a-porter
Net-a-porter – крупный интернет-магазин одежды – разработал приложение Window Shopping. При наведении камеры устройства с запущенным приложением на «шоппинг-стену», организованную интернет-магазином в витрине магазина реального, картинка обогащается слоями дополненной реальности, которые содержат информацию о товарах и поддерживают возможность оформления/оплаты заказа. Шоппинг-стены появились в Лондоне, Париже, Сиднее, Берлине и Нью-Йорке. Реальный магазин Net-a-porter был открыт в Вест-Виллидж (Манхэттен).
Tesco
Tesco – сеть онлайн и офлайн-супермаркетов всего и вся – оклеила стены станций метро в корейском Сеуле «фотообоями», которые выполняли роль полок магазина. С помощью смартфона потребитель может оформить заказ. Инновация позволила увеличить объем онлайн-продаж на 30%, а количество регистраций на сайта – на 76%.
Магазин дома
Keytree, софтверная компания, разработала целый виртуальный магазин Tesco, работающий с Xbox Kinect. Таким образом, на экран телевизора выводятся полки и витрины, а потребитель может буквально брать с них товары и класть в корзину. Кроме того, шоппинг-софт от Keytree позволяет персонализировать такой виртуальный магазин и оставить на его полках, например, только продукты для диабетиков.
Pop-up магазин в сети
Продвигая свой Chromebook, компания Google (сайт нарушает закон РФ) снарядила множество шоурумо по всему миру. В них люди могли попробовать товар собственными руками. Но гигант не остановился на этом и перенес формат pop-up в сеть: там удачливые пользователи могли обнаружить появляющийся и исчезающий магазин, принимающий предзаказы на нетбук от Google (сайт нарушает закон РФ). Магазин встраивался в сайты и работал по одному часу, ссылку на него можно было выловить в Твиттере.
Зачем онлайн-ритейлерам идти в офлайн?
Электронная коммерция отбирает у традиционного ритейла все более заметную долю рынка, но у интернет-магазинов есть и будет ряд существенных недостатков: товары в них нельзя потрогать, сразу забрать с собой, и рядом нет продавца, с которым можно было бы обсудить детали. Интернет-продавцы постоянно ищут способы нивелировать эти недостатки.Временные магазины – один из хороших вариантов, так как их формат допускает заполнение витрин только частью товаров с предоставлением возможности ознакомиться с полным каталогом на экране компьютера. При этом, pop-up магазин подразумевает использование соцсетей в получении рекомендаций, а также позволяет привлечь новую аудиторию на сайт, генерируя при этом прибыль.Шоппинг-стена обеспечивает присутствие в реальном мире вообще без склада, а также является эффективным способом использовать возможности дополненной реальности. Кроме того, шоппинг-стена не запирает потребителей в рамки мобильных сайтов и приложений, а также работает, как обычная реклама, с той лишь разницей, что она позволяет гораздо более точно измерить конверсию и вовлечение.Использование Kinect в электронной коммерции – первая примерка продвинутых технологий к ритейлу. В не столь отдаленном будущем можно ожидать распространение 3D-принтеров и голографического оборудования, которое также будет эксплуатироваться в ecommerce.