За кулисами склада Esky.ru
Дарья Каракулова, предприниматель, евангелист Дарудара, автор интересного блога, побывала на складе интернет-магазина Esky.ru и подготовила подробный репортаж.
Попасть в святая святых одного детского интернет-магазина мне довелось на выходных. На склад! Да не на простой склад со стеллажами и рогатыми штабелёрами, хотя это там тоже есть, куда деваться, а практически на склад-робот. Раньше я никогда не видела подобную складскую организацию, оттого было весьма любопытно послушать, посмотреть и даже намотать на ус своеобразный опыт.
В этом магазине продается все, что может потребоваться ребенку и его маме. Одежда, питание, коляски, стульчики, игрушки, всяческие средства гигиены и средства для домоводства. Итого 80 000 наименований товаров.
Вся территория склада разделена на зоны: сектор приёма товара, хранения и отбора, контроля и упаковки, и наконец, сектор ожидания уже собранных посылочек и зона отгрузки.
Самая фотогеничная - зона хранения. На фотке ниже открывается шикарный вид на отдел питания и игрушек. Самый интересный складской процесс - сбор заказов. Именно об этом я расскажу подробно.
Главное в интернет-магазине - это скорость доставки и безошибочный сбор заказа. Так, любой оформленный до часа дня заказ приедет к покупателю уже вечером. А мамы, предпочитающие шоппинг в ночи, получат свою посылочку наутро. Чтобы все так и было, на складе должен быть рай перфекциониста - все по полочкам, по своим местам.
Так и есть. Каждая позиция магазина хранятся на своем строго определенном месте в соответствующем отделе. Это практически исключает путаницу и позволяет в большей степени автоматизировать сбор заказа. Это называется адресным хранением.
Как же происходит сбор заказа? Работник собирает товары в своем отделе в корзину со штрих-кодом и радиометкой. Каждому заказу присваивается своя корзина. Или несколько.
Каждый товар, прежде чем попасть в корзину, сканируется, и система точно знает на какой стадии находится тот или иной заказ. Так же сканируется корзинка, в которой поедет заказ.
Это главный инструмент работника сборки - сканер и компьютер в одном флаконе. На экране выводятся все позиции заказа, которые должен собрать работник.
Работники склада очень шустрые. Если наблюдать за ними сверху, то они напоминают такси в ночном Нью-Йорке. Ну, когда пробок поменьше :)
Корзинки с собранными заказами со всех отделов путешествуют к упаковщикам по конвейерной ленте.
На складе круглый год поддерживается комфортная температура, от 18 до 20 градусов. Потому работать зимой можно в футболке и шортах.
С ростом ассортимента растут и площади. Не в ширину, а вверх, благо потолок на складе высокий. Со второго яруса корзинки тоже спускаются по конвейеру, но не простому...
А с лифтом, устроенным по принципу "патер-ностера" - непрерывно движущейся цепочке полок.
Товары для одного заказа могут ехать по конвейеру из разных отделов. То есть к одному заказу могут быть прикреплены несколько корзин. Например, если заказано и питание и бытовая химия.
На фотографии изображены полки с ячейками ячейки, из которых берет корзинки упаковщик. Ячейка соответствует одному заказ.
В ячейки корзинки попадают вручную. В конце конвейера корзинку встречает контроллер. В принципе, конвейер настолько умный, что сам подсказывает, куда какую корзинку надо поставить. Как раз при помощи тех самых радиометок он распознает корзинку и показывает на табло номер ячейки, куда контроллер должен ее поставить. Но тот на всякий случай проверяет точность по своему сканеру.
Высветился третий номер. Значит контроллер берет первую в очереди корзинку и ставит в третью ячейку. Таким образом передает заказ на упаковку.
Товарам в крупногабаритной части склада путешествие по конвейеру не светит. Их собирают в такую вот БМВ:
Собрщик проверяет по складской программе комплектацию заказа. Оборачивает всякие шампуни и жидкие средства в пленку, складывает все в коробку, заклеивает ее скотчем и делает ручки. Чтобы водителю было удобно доставить коробочку к двери заказчика.
На коробку клеят штрих-код и отправляют в отдел доставки.
Рассказали забавную историю, связанную с доставкой в Нижний Новгород. Женщина оформила заказ в два часа ночи, а в десять утра ей уже пришло сообщение о том, что коробочка уже ждет ее в пункте выдачи заказа в ее городе. Она позвонила в службу поддержки и стала ругаться, мол, зачем вы так разыгрываете, я же знаю, что вы в Москве. А склад находится в Зеленограде, к слову.
Дело было так. В два часа ночи поступил заказ. Его тут же собрали, упаковали. В пять утра машина выехала в Нижний Новгород. А десять утра заказы нижегородцев уже ждали их в пункте выдачи. И никаких розыгрышей.
Отдельная тема про мусор - картонные коробки и километры отработанной пленки, остающиеся после распределения свежепоступивших товаров по стеллажам. Раньше мусор собирали в контейтер и подрядчик вывозил его на полигоны. Теперь же отходы прессуют и отправляют на переработку.
История о том, как жалобы клиентов превращаются в правила.
Благодарю команду интернет-магазина детский товаров Esky за увлекательную экскурсию!
Еще кое-что добавлю про организацию работы. Заметную часть площади занимают помещения для сотрудников: кухня с бесплатным питанием, раздевалки, душевые. Склад, как вы уже поняли, работает круглосуточно, а сотрудники - сменами. И об их комфорте хорошо заботятся, что очень важно для такого не самого уютного места. Склад все же не офис с окнами в пол. А где удобно работать, там и работается лучше.