54-ФЗ. Краткий обзор доступных решений
Как всем известно, с 1 июля 2017 года вступила в силу новая редакция закона 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Помимо запрета на применение старых моделей кассовых аппаратов, он принес еще одну обязанность, которая особенно остро коснулась интернет-магазинов.
До вступления в силу поправок интернет-магазин спокойно обходился без собственного кассового аппарата. Он принимал платежи по безналичному расчету от других организаций, выставляя счета. Прием наличных он отдавал курьерской службе, и она в рамках агентского договора (или договора комиссии) принимала наличные деньги и переводила их по безналу. И еще одной из возможностей принять деньги без кассового аппарата был онлайн эквайринг – прием оплаты банковской картой на сайте.
Теперь последний путь тоже объявлен вне закона, если вы не используете кассовый аппарат. Правда правительство здесь сделало небольшое послабление, и, если вы принимаете только онлайн платежи, закон разрешает не покупать полноценный кассовый аппарат, а воспользоваться облачным предложением от облачного оператора касс.
В настоящий момент на рынке предложены решения от самостоятельной установки ККМ и облачных технологий размещения касс до возможности избежать покупки своего кассового аппарата работая через агента. Расскажем чуть более подробно о некоторых из них.
Облачные кассы
Суть этого предложения заключается в следующем: оператор облачной кассы устанавливает оборудование на сервере, обеспечивает бесперебойную подачу электропитания и доступ в интернет. Облачное оборудование получает сигнал о том, то необходимо пробить чек, отправляет данные в налоговую и высылает электронный кассовый чек покупателю по электронной почте.
Такое предложение сделали компания CloudPayments (проект Cloud.Кассир) и компания АТОЛ (Проект АТОЛ Онлайн). Но, несмотря на то, что данное предложение облачное, оно все равно довольно сильно ударит по карману интернет предпринимателей. Оцените сами:
- Аренда кассы 3000 р./мес.
- Покупка фискального накопителя. 6400 р. (раз в 11 месяцев)
- Договор с ОФД 3000 р./год
Таким образом, за 1-й год работы с облачной кассой вам придется выложить около 45000 рублей, что для среднего интернет-магазина довольно внушительная сумма.
Покупка собственного кассового аппарата
Способом решения проблем с новыми требования закона может быть покупка собственного кассового аппарата и обеспечения в круглосуточном бесперебойном режиме. Бюджет такого решения:
- Покупка кассового аппарата (от 19000 рублей, единоразово)
- Покупка фискального накопителя (6400 руб., 1 раз в 11 месяцев)
- Договор с ОФД (3000 руб., один раз в год)
Действительно, бюджет такого решения на первый взгляд ниже чем, облачное предложение, но стоит обратить внимание, что интеграция реального офлайнового кассового аппарата и платежного сервиса существенно более сложное и дорогостоящее мероприятие. Второй момент -- необходимость обеспечить бесперебойную работу интегрированного оборудования: от подачи кассовой ленты в аппарате до бесперебойной связи с ОФД для отправки данных в налоговую. Также не стоит забывать о том, что любые поломки оборудования лягут на ваши плечи. Такое решение можно порекомендовать только крупным интернет-магазинам, которым нужна касса не только для онлайн продаж, но и, например, для работы собственного пункта самовывоза.
Работа через агента
Что же может сделать интернет-предприниматель, чтобы избежать трат на покупку или аренду кассового оборудования? Основная задача этого метода заключается в передаче прав на реализацию товара третьему лица. Как следствие, третье лицо получает обязанность пробития чека при продаже, в том числе и на сайте.
На рынке существует два предложения. Компания Робокасса предложила своим клиентам оформлять покупки товаров вашего магазина через единую корзину маркетплейса Robo.market. Технически это работает так: после интеграции с сервисом, товар из Вашего интернет-магазина попадает не в вашу корзину, а в корзину маркетплейса Robo.market, и далее покупатель оформляет покупку через маркетплейс, проводит там оплату, а маркетплейс обязан выбить чек. Юридически, перераспределение прав и обязанностей происходит по агентскому договору-оферте.
Стоимость данной услуги -- 3,9% от стоимости платежа при оплате банковскими картами типа Visa, MasterCard и МИР. Достоинство данного предложения заключается в преимуществах Робокассы при приеме оплаты не только банковскими картами, а также другими способами, например, электронными деньгами, через терминалы приема оплаты и т.д.
Схожее предложение, работающее по немного иной схеме, предлагает Служба доставки UniExpress для своих клиентов. У службы доставки со всеми клиентами заключен Агентский договор, в рамках которого служба доставки имеет право от своего лица реализовывать товары за наличный расчет и при оплате банковскими картами курьеру через терминал. Наряду с этим, служба доставки UniExpress предлагает установить свой виджет, разработанный совместно с компанией CloudPayments, на сайт клиента, и принимать оплату за товар на сайте клиента в рамках агентского договора.
После того, как интернет-магазин устанавливает виджет на своем сайте, в договоре оферты под виджетом прописывается, что продажа производится через агента в рамках агентского договора. Покупатель оплачивает на сайте картой, деньги поступают на счет курьерской службы и, вместе с другими деньгами, полученными, например, наличным путем, курьерская служба их возвращает интернет-магазину по безналичному расчету. Стоимость данной услуги также составляет 3,9% от стоимости заказа.
Алексей Дементьев
Служба доставки UniExpress
Основатель