Удаленная фискализация: как это работает и что для этого нужно

Смотрите в каталоге
Платежи с помощью мобильных устройств

6 июня вступили в силу очередные поправки к 54-ФЗ. Помимо отсрочки для индивидуальных предпринимателей на ЕНВД и патенте, было принято важное изменение — разрешение использовать кассу вне места расчета. То есть, теперь службам доставки официально разрешено использовать только одну кассу и фискализировать оплату удаленно.

Разберемся в том, что для этого нужно и как будет работать удаленная фискализация.

Что было раньше

До принятия поправок продавец обязан был выдавать покупателю фискальный чек на месте совершения сделки. Закон предписывает выдавать чек непосредственно в момент расчета, а расхождение между временем, указанным в кассовом чеке, и реальным временем оплаты не должно превышать 5 минут. Это означало, что чеки, выбитые заранее, за еще не оплаченный заказ, и привезенные курьером вместе с заказом, были нарушением закона. Фактически каждый курьер обязан был иметь с собой мобильное кассовое решение, которое может пробивать чеки, а при необходимости и принимать оплату картой.

Часть компаний на свой страх и риск продолжали пробивать чеки заранее, в момент удаленного оформления заказа или непосредственно перед передачей его курьеру.

Ряд курьерских служб нашли способ сэкономить за счет неоднозначной трактовки норм закона — курьера достаточно было обеспечить смартфоном или планшетом с установленным на нем кассовым ПО, а также компактным беспроводным чекопечатающим устройством, которое печатает в реальном времени бумажную копию фискального чека.

Такой комплект обходился продавцу или владельцу службы доставки в разы дешевле. При этом физически фискализация происходила там, где был установлен фискальный регистратор — в офисе компании или в ЦОДе поставщика услуг.

Как сейчас работает удаленная фискализация

Сейчас работает более простая схема, при которой покупатель может получить электронный чек на email, в СМС или ссылку на него, отсканировав QR-код, который формируется на устройстве курьера.

Все, что нужно для работы курьера, водителя такси или любого другого удаленного сотрудника — это смартфон с кассовым приложением и, при необходимости, компактное чекопечатающее устройство и мобильный терминал для приема оплаты картой.

Выдавая заказ, курьер работает либо с мобильным приложением службы доставки, которое в автоматическом режиме взаимодействует с кассовым приложением удаленной фискализации, либо только с кассовым приложением. В самом простом варианте он выбирает нужный заказ, принимает оплату и выбивает чек.

Если заказ состоит из нескольких позиций, то здесь возможны два варианта. Либо заказ заранее загружается в приложение менеджером доставки, либо курьер вбивает номер заказа, по которому приложение загружает всю информацию о заказе (позиции и количество единиц товара по каждой из них, стоимость и проч.) из системы управления заказами интернет-магазина или курьерской службы.

Если необходимо, курьер может изменить заказ (например, если покупатель отказывается от части товаров).

Можно сформировать чек вручную в кассовом приложении, выбрав нужные товары из заранее загруженного каталога, а также добавить в чек позицию со свободным названием и стоимостью.

После подтверждения оплаты приложение отправляет данные на удаленный сервер фискализации, откуда они уходят в ОФД. Покупатель вправе получить электронный чек, для этого при заказе ему нужно оставить необходимые контактные данные — email или номер мобильного телефона. Также возможен вариант, когда приложение формирует QR-код на смартфоне курьера, покупатель считывает его своим мобильным устройством и по ссылке получает чек за покупку.

Как подключить услугу удаленной фискализации

  1. Выбрать поставщика услуг удаленной фискализации
  2. Если компания только начинает свою деятельность, то нужно купить или взять в аренду фискальное оборудование — кассу, смарт-терминал или фискальный регистратор. Оборудование может находиться где угодно, стабильность и скорость работы будут упираться только в качество связи между курьером и сервером поставщика и сервером и точкой фискализации. Если в компании уже есть зарегистрированная онлайн-касса, которая используется для приема оплат при получении товара, еще одну приобретать не обязательно.
  3. Для подключения к серверу поставщика услуг может потребоваться дополнительное устройство, микрокомпьютер, который управляет кассой из облачного сервиса.
  4. Установить на планшеты или смартфоны удаленных сотрудников приложение для работы с кассой, предоставляемое поставщиком услуг.

После этого продавец или курьерская компания смогут получать данные о продажах на свой сервер автоматически после пробития чека, получать отчеты и выгрузки в системы ведения бухгалтерии или же контролировать их через ОФД.

Как выбрать решение для удаленной фискализации

Сегодня на рынке есть несколько компаний, которые предоставляют услуги удаленной фискализации. Несмотря на то, что официально эта возможность появилась совсем недавно, подобные решения существуют на рынке уже около двух лет.

На что стоит обратить внимание при выборе?

Функциональность мобильного приложения

Мобильное приложение, предоставляемое интегратором, который подключает удаленную фискализацию, должно быть удобным, уметь работать с составом заказа. Кроме того, важно не только принимать от покупателя деньги, но и оформлять возврат, работать с авансами, частичными оплатами, разными НДС и системами налогообложения.

Если курьеру все же удобнее работать с заказом в приложении службы доставки, то приложение для фискализации должно уметь работать «фоном» — просто для передачи данных об оплате на кассу.

Контроль курьеров

Когда каждый курьер работает с выделенным кассовым аппаратом, он может открывать и закрывать смену, получать Z-отчет. По нему специалисты бухгалтерии принимают его суточную работу. Для некоторых служб доставки принципиальна именно такая схема работы.

Но в схеме удаленной фискализации отчет о закрытии смены формируется суммарно по всем курьерам, так как они работают через общий фискальный регистратор. Некоторые интеграторы предоставляют услугу печати нефискального сводного отчета на чекопечатающем устройстве курьера при закрытии смены в кассовом приложении. По ним бухгалтерия сможет учитывать продажи каждого сотрудника.

Автор: Александр Душочкин, продакт-менеджер, LIFE PAY
Компании и сервисы: LifePay

Читайте также

25 июля 2022 / Комментарии

Как самозанятому принимать платежи в 2022 году

Специальный налоговый режим для самозанятых — налог на профессиональную деятельность — появился в январе 2019 года. В конце того года было зарегистрировано 330 000 самозанятых. К январю 2022 года эта цифра выросла до 4 млн. И продолжит расти. Разбираемся как самозанятому принимать платежи в 2022 году — как это делать правильно и как упростить процесс.

далее →

30 июня 2022 / Комментарии

Как менялась доля предоплаты интернет-заказов в 1 полугодии 2022 года

Компания PIM Solutions оценила, как менялась доля предоплаты интернет-заказов в течение января-июня 2022 г. Для этого была изучена информация о заказах 77 тыс. интернет-магазинов, подключенных к логистическим сервисам PIM Solutions.

далее →

18 октября 2021 / Комментарии

Бесконтактно, быстро и бесшовно: как меняются платёжные привычки покупателей

По данным Business Insider, пандемия коронавируса ускорила диджитализацию индустрии платежей на два-три года и повлияла на платёжные привычки покупателей — как именно, рассказывают эксперты приложения «Кошелёк».

далее →

6 августа 2021 / Комментарии

Обзор и сравнение платёжных агрегаторов 2021

Несколько лет назад мы составили сравнительную таблицу по платежным сервисам и агрегаторам работающим на российском рынке. По результатам этой публикации мы получили множество отзывов как от представителей самих платежных агрегаторов, так и от их клиентов. В результате полученного опыта мы расширили и одновременно уточнили критерии оценки и готовы представить новое сравнение платежных агрегаторов 2021 года. Материал публикуется при информационной и консультационной поддержке компаний: Best2pay, ИнвойсБокс, Cypix.

далее →

16 июля 2020 / Комментарии

Как и за что россияне платят онлайн в 2020 году: исследование Mediascope

Исследовательская компания Mediascope изучила, как и за что жители крупных городов России платили онлайн в 2020 году. Исследование проводилось в мае — июне 2020 года. В онлайн-опросе участвовали россияне 12-55 лет из городов с населением от 700 тыс. человек (в шести федеральных округах) и городов Дальневосточного региона с населением от 600 тыс. человек.

далее →