Сложности выбора. На что бизнес обращает внимание при выборе платежного провайдера
В 2017 году в России зафиксировано 6 млн предпринимателей, что на 10% больше показателей прошлого года. Вместе с ростом основателей бизнеса увеличивается и рынок онлайн-платежей, показывая ежегодный рост на 25%.
В прошлом году доля безналичных платежей при оплате товаров и услуг онлайн составила 30,5%. При этом 59% россиян оплачивали покупки картами раз в неделю и чаще. Гендиректор платёжной системы Visa в России Екатерина Петелина считает, что через 3–5 лет доля безналичных оплат достигнет 40%.
Растёт и доля онлайн-платежей. В 2016 году доля покупок с помощью онлайн-платежей увеличилась на 40%.
Бизнес вынужден реагировать на привычки потребителей и выбирать решения, которые бы позволяли принимать к оплате как банковские карты, так и электронные деньги. Рынок предлагает несколько вариантов приёма платежей: напрямую через банк или через сервис платежей.
Чего хотят предприниматели от платёжных провайдеров
Для предпринимателей при выборе платежного провайдера важна простота работы и настройки. Причём простота должна быть и со стороны клиента, чтобы он мог совершить платёж при минимальном количестве кликов.
Бизнесу важно видеть прозрачные тарифы за обслуживание и проведение платежей. О смене тарифной политики платёжные провайдеры должны уведомлять заранее.
Еще одно важное требование — поддержка множества вариантов оплаты покупки: банковские карты, электронные кошельки, оплата со счёта мобильного телефона.
Причины, по которым компании меняют платежного провайдера
Большие проценты за операции
Решение по предоставлению услуг эквайринга бизнесу банки принимают индивидуально по каждой компании. Приоритет банки всегда отдают крупным бизнесам. Альфа-банк на официальном сайте рассчитывает отдельные условия для компаний с оборотом более 350 млн рублей. При обсуждении малого и среднего бизнеса «Тинькофф» забирает от 1,59% от оборота компании, а Альфа-Банк взимает комиссию в 50 рублей с каждого платежа вне зависимости от его размера. Тот же Альфа-Банк бесплатно проводит рублёвые платежи для бизнеса с оборотом более 350 млн рублей, ставки по валютным платежам для крупного бизнеса снижаются с 0,25 до 0,15%, снятие наличных бесплатно до 500 тысяч рублей в месяц (у малого бизнеса комиссия 1,5%).
Решение: Рассмотреть возможности работы с банками не напрямую, а через платёжные сервисы. Платежный сервис проводит платежи через собственный счет и поэтому должен сотрудничать с партнерской кредитной организацией: банком или НКО — небанковской кредитной организацией. Сервис обрабатывает и перенаправляет платежи между банками продавца и покупателя, и платежной системной. В отличие от банков платежные провайдеры не берут фиксированную комиссию за каждую операцию или процент с оборота, а устанавливают комиссию с каждой платежной операции.
Зависимость платежных сервисов от кредитных организаций
Платёжный сервис зависит от кредитной организации. Кредитная организация занимается рассчетными операциями сервиса в пользу третьих лиц — ИП и ООО, и в соответствии с ФЗ-161 «О национальной платежной системе» должна обладать лицензией Банка России. Так, сбой в работе кредитной организации или санкции в её отношении со стороны ЦБ означают остановку всех рабочих процессов сервиса. В апреле 2016 года ЦБ отключил от системы банковских электронных срочных платежей «Океан Банк» — кредитную организацию, через которую «Робокасса» проводила платежи. Тогда пришлось перейти на другое НКО.
Решение: Если вы работаете с платёжным сервисом, необходимо узнать, если ли запасное НКО, на которое сервис сможет переключиться в случае форс-мажора. В случае его отсутствия, стоит рассмотреть вариант перехода к другому сервису.
Бюрократизированная процедура подключения
Подключение к банкам при смене платежного провайдера занимает несколько дней, а также требует присутствие в банковском отделении для подписания договора на оказание услуг эквайринга. Подключение к услугам эквайринга займет от 2 недель до месяца.
Решение: Обратиться к платёжным сервисам. Процедура подключения предполагает заполнение документов прямо на сайте сервиса и занимает от 1 дня. после чего предоставляется модуль для CMS, который встраивается на сайт и уже готов к работе.
Длительное время ожидания ответа на обращение
В случае технических проблем важно оперативно их решить. Время ответа платежных провайдеров может превышать 17 часов.
Решение: Ознакомьтесь с рейтингом ответов платежных провайдеров и выберите ту, которая быстрее сможет решить проблемы клиентов.
Как подобрать идеальный платёжный сервис?
В интернете можно найти обзоры платёжных сервисов в сравнении, в бизнес-изданиях выходят новости и аналитика о них. Но для пользы таких материалов важна объективность источника. Если вы видите пометку «Партнерский материал» или «На правах рекламы», то доверять ему не следует.
Стоит посоветоваться с коллегами на бизнес-форумах или в сообществах предпринимателей, либо на собственном опыте опробовать несколько сервисов и выбрать подходящий именно под ваш бизнес.
При выборе сервиса нужно учитывать его репутацию, VIP- и крупных клиентов, которые работают с платежным сервисом, команду сервиса.
Лучше работают те компании, руководители и работники которых уже имеют опыт работы в банках, бизнесе, финансах и IT. Узнать об опыте участников команды можно из социальных сетей LinkedIn и Facebook (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена), где в профилях указывается место и срок работы специалиста.
Автор: Дмитрий Агапитов, директор по развитию и сооснователь платежного сервиса SimplePay |