Платежи на карантине. Как и чем платят покупатели разных онлайн-магазинов
Assist проанализировал, как различаются онлайн-платежи в различных сферах e-commerce, а также какое влияние оказали на них последние события.
Как и чем платят покупатели разных онлайн-магазинов
Несмотря на то, что выбор платежного средства продиктован, по большей части, возможностями покупателя и набором способов оплаты, предлагаемых магазином, можно отметить некоторые особенности поведения плательщиков в зависимости от того, какие товары и услуги они приобретают в интернете. Assist провел собственное исследование и выяснил, в чем разница между платежами покупателей различных онлайн-магазинов.
Все на карту! (Почти все)
Подавляющее большинство онлайн-покупателей платит банковскими картами, потому что это пока самый массовый и понятный способ платежа в интернет-магазине. Но тем не менее, для многих привычными и удобными остаются электронные кошельки, а также набирают популярность мобильные платежные сервисы (Apple Pay, Google (сайт нарушает закон РФ) Pay и др.). Так, в среднем 12% тех, кто делает покупки в онлайн-гипермаркетах, оплачивает поездки, услуги связи, интернета, телевидения и доставку еды пользуется pay-сервисами. Конечно, этот процент будет гораздо выше, когда pay-сервисы получат повсеместное распространение. Электронные кошельки использует около 20% тех, кто покупает цифровые товары, компьютерные и видеоигры, а также оплачивает коммунальные услуги онлайн.
Платить с телефона удобно, но не всегда
Не только наличие работающего мобильного приложения или адаптивной мобильной версии сайта делают онлайн-платежи по-настоящему мобильными — важно, чтобы еще и сам продукт или услугу было действительно удобно выбирать и оплачивать со смартфона. Именно поэтому там, где важно большое количество деталей, нужна клавиатура и большой экран, десктоп по-прежнему лидирует по количеству платежей.
В частности, это касается покупки автомобильных товаров, бытовой техники и электроники, компьютерных и видеоигр, цифровых товаров и программного обеспечения, продуктов питания и спортивных товаров, оплаты билетов на мероприятия и путешествия, коммунальных платежей.
Примерно поровну оплачивают товары и услуги с мобильных устройств и десктопов в таких категориях, как DIY, мебель и товары для дома, товары для животных, связь, интернет и телевидение.
В приоритете мобильные устройства там, где делаются покупки в онлайн-гипермаркетах, оплачивается доставка готовых блюд, приобретаются одежда, обувь и товары для детей.
Жизнь в кредит
Рекордный рост платежей, осуществляемых с помощью кредитных карт, отразился практически на всех сферах электронной коммерции. Именно с кредитных, чаще чем с дебетовых, карт оплачиваются покупки бытовой техники и электроники, мебели и товаров для дома, спортивных товаров, одежды и обуви, товаров для детей, продуктов питания, билетов на мероприятия и путешествия. Наибольшее число платежей с кредиток — 64-65% — приходится на детские товары и продукты питания, то есть на одни из самых необходимых товаров.
Дебетовыми картами чаще расплачиваются только за коммунальные услуги, связь, интернет и телевидение.
Вирусные закупки
А вот какой эффект оказали новости о коронавирусе на покупки в разных сферах электронной коммерции за первые три недели марта по отношению к аналогичному периоду в феврале.
В 3 раза выросли онлайн-платежи при покупке продуктов питания, в 1,5 раза — товаров для здоровья, на 40% — товаров для животных и бытовой техники, на 33% — мебели и товаров для дома, на 24% — различных товаров в онлайн-гипермаркетах, на 17% — услуг связи, интернета и телевидения, на 6% — детских товаров. На 83% увеличились платежи за цветы и подарки и на 130% — за ювелирные изделия, но это скорее заслуга не коронавируса, а праздника 8 марта.
Ожидаемо упали платежи за билеты на мероприятия (-42%) и путешествия (-24%). Спортивные товары тоже проиграли гречке и туалетной бумаге (-20%). Доставка готовых блюд — −5% (видимо, сказался переход на удаленную работу или появилось желание сэкономить). Всего на 1% снизился объем онлайн-платежей при покупке одежды и обуви.
Для исследования было проанализировано свыше 20 млн платежей, совершенных в 2019 году и в начале 2020 года покупателями более чем 3000 онлайн-магазинов — клиентов Assist.