Платежные сервисы в соцсетях: кому это нужно
Игроки интернет-рынка то и дело предпринимают попытки сделать социальные сети инструментом не только для общения, но и для покупок и других финансовых операций.
Один из наиболее свежих примеров — запуск версии интернет-банка «Сбербанк Онлайн» во ВКонтакте. C помощью специального приложения пользователи смогут покупать внутреннюю валюту соцсети, переводить деньги на другим клиентам банка и оплачивать сотовую связь. В сентябре этого года подобное приложение было запущено в «Одноклассниках». Но будет ли реально кто-то использовать соцсети для оплаты чего-либо?
Кнопка «Купить»
В конце сентября этого года в СМИ снова появились сообщения о том, что Facebook (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена) тестирует кнопку «Купить», в ходе проекта было заключено партнерство с платежным стартапом Stripe. Это уже не первая попытка компании Марка Цукерберга выйти на рынок электронной коммерции — в 2012 году соцсеть тестировала функцию Collections, предполагавшую совершение покупок прямо на сайте. Кроме того, в 2014 году Facebook (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена) запустила кнопку для сбора пожертвований и начала тестирование функции автоматической подстановки платежных данных пользователей в сторонних приложениях.
Не отстает от крупнейшей мировой соцсети и сервис микроблогов Twitter. По слухам, сервис планирует релиз своей платежной кнопки ближе к новогодним праздникам. Кстати, и здесь не обошлось без партнерства со Stripe.
Денежные переводы
Развитие денежных переводов в соцсетях пока разивается не очень бурными темпами, хотя на социальные сервисы начали обращать внимание и банки — до «Сбербанка» собственное приложение для осуществления денежных переводов между пользователями социальных сетей запустила компания Mobi.Деньги, 51% которой принадлежит ВТБ Капитал.
Проект Twym для переводов денег через Twitter в 2013 году представил сервис «Яндекс.Деньги». С его помощью пользователи могли переводить деньги другим людям с помощью специального хэштега. Однако в настоящий момент сервис фактически не функционирует.
Кому это нужно
Подтвержденных данных о востребованности платежных сервисов в соцсетях пока мало, потому судить о ней можно в основном по косвенным признакам. Что касается переводов, то банки не делятся данными о результатах работы своих проектов. Кнопки для покупки товаров в Facebook (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена) и Twitter пока только начали тестировать, поэтому говорить о результатах проектов пока преждевременно.
Но некоторые цифры все же найти можно. К примеру, Mobi.Деньги сообщает о более чем 4 000 пользователей, зарегистрированных в новом сервисе, 70% из которых совершили хотя бы один платеж (средний чек составил 150 рублей). Компания настроена оптимистично и планирует за два года привлечь 10 млн пользователей.
Не так давно Twitter заключил партнерство с Amazon, по которому пользователи могут помещать товар в свои корзины на Amazon c помощью твитов с хэштегом. Издание Businessweek подсчитало, что это хэштег используется не чаще четырех тысяч раз в день, да и неизвестно в скольких случаях дело заканчивается реальной покупкой.
Не стоит забывать об одном из наиболее «больных» вопросов в случае с покупками и переводами в соцсетях – безопасности. Сейчас периодические взломы страниц в Twitter или ВКонтакте – вещь скорее обыденная, чем из ряда вон выходящая. Так что прежде чем приглашать к себе платежные сервисы, социальным сетям еще есть над чем поработать.
Конечно, это все не повод хоронить идею. В перспективе подобные сервисы вполне могут стать перспективным направлением — ритейлеры будут только рады получить способ реальной монетизации своих усилий по продвижению в соцсетях, а сами сети получат дополнительный способ «привязать» к себе пользователей. Выгода для пользователей очевидна: чем меньше лишних движений, тем лучше. Особенно это ценно в работе с мобильными устройствами.
Конечно, для полноценного внедрения подобных сервисов нужно время. Также стоит помнить, что в России новые технологии часто встречаются с недоверием, особенно если речь идет о деньгах. Но постепенно россияне осознают удобство использования безналичных расчетов и переводов и, вполне вероятно, что такие сервисы смогут стать не просто модной «фичей», но и будущим платежей, пусть и не ближайшим.
Автор: Елена Орлова, председатель правления ООО НКО «ПэйЮ» (PayU)