Попап-магазины на колесах
Ничего нового в таком формате нет. Уже не один десяток лет так называемые автолавки доставляют в отдаленные деревни и поселения необходимые для жизни товары и продукты, а по обочинам проходных трасс располагаются торговцы сезонными (арбузы, дыни) и не очень (шкуры, изделия народных промыслов) товарами. Недавно торговля с колес получила новое развитие: по городам заколесили мобильные кофейни, и, судя по появлению на улицах все новых и новых брендов, они востребованы потребителями. Помимо выполнения своих прямых бизнес-задач, мобильные кофейни решают еще одну: они развивают рынок, делают торговлю с колес привычной для потребителей. А значит, успешно продавать из кузова можно не только кофе.
Дизайнер одежды Генри Холланд превратил грузовик, из которого раньше продавали мороженное, в передвижной попап-магазин. Следуя концепту, из этого грузовичка он планирует продавать ограниченные коллекции. Может быть, не самый бюджетный вариант изначально, но зато использовать такие «торговые площади» можно многократно.
Важно. Готовиться к попап-торговле необходимо заранее. В частности, если вы не хотите бегать от представителей власти, которые рано или поздно заинтересуются вами, следует получить соответствующие разрешения. С точки зрения российского законодательства, попап-магазин на колесах является нестационарным торговым объектом, правила его организации приведены в федеральном законе «Об организации торговой деятельности в РФ». В общем и целом, чтобы получить требуемое разрешение, необходимо обратиться в местный орган самоуправления, регулирующий торговлю, написать заявление и предоставить:
- нотариально заверенные копии либо копии с представлением оригинала устава / свидетельства о государственной регистрации / свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя,
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе,
- справки об отсутствии задолженности по начисленным налогам,
- сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня за прошедший календарный год,
- список работников, привлекаемых к обслуживанию в мелкорозничной торговле, с указанием образования и квалификации, информации о прохождении медосмотра.
Но, конечно, на местах могут быть свои нюансы, поэтому перед принятием каких-либо решений обратитесь к юристу за консультацией.
Еще один пример торговли с автомобиля, на этот раз – российский. Найден в материале о проблемах мелкорозничной передвижной торговли, который, кстати, интересен не только наличием этого кадра.
Совет. Заранее наметьте несколько вариантов мест установки попап-магазина. Если речь идет о торговле с автомобиля, продумайте маршрут и договоритесь с владельцами/арендаторами территорий, на которых вы планируете делать остановки. В своем выборе отталкивайтесь от степени проходимости мест, присутствия там вашей целевой аудитории и возможности получения разрешений. Например, если ваша аудитория – увлекающаяся спортом молодежь, присмотрите места рядом со скейт-парками, турниковыми комплексами, открытыми баскетбольными площадками.
Это Hex Bus, минивэн «Фольксваген» 1963 года, переделанный в попап-магазин высокотехнологичного ширпотреба марки Hex. Колесит по Штатам и продает, среди прочего, уникальные вещи, которые больше нигде не найдешь.
Важно. Хорошее УТП – залог успеха попап-магазина. Нельзя просто сообразить прилавок и рассчитывать на хорошие продажи и привлечение новой аудитории. Предлагать эксклюзив – один из вариантов. Другой вариант – уникальное ценовое предложение (см. пример выше, «Все книги по 50 рублей»). Зазывая клиентов рассылкой, расскажите им, почему им следует найти ваш попап и потратить свои время и деньги.
Это попап-магазин на колесах от Walmart и P&G. Кузов грузовика покрыт продающими «фотообоями», на которых изображены товары и QR-коды. Отсканировал код (приложением ритейлера) – купил товар, если чек больше 45 долларов, доставка бесплатная. Судя по всему, грузовик также осуществляет доставку «крупных расходных материалов» (памперсы и т.п.) и служит передвижной точкой самовывоза. Хорошая идея, кстати: не только продавать с колес, но и выдавать купленные ранее в и-магазине товары. Сегодня в одном районе города, завтра в другом и так далее.
Совет. Найдите партнера для организации попап-магазина. Ваш идеальный партнер для подобных (впрочем, и для любых других) акций – магазин, работающий в смежной нише. Спортивный инвентарь – спортивное питание, автогаджеты – диски и резина, игрушки – детская мебель и т.д. Во-первых, все мероприятие обойдется дешевле для каждой из сторон, во-вторых, аудитория будет в два раза больше, в-третьих, две головы лучше, чем одна, соответственно, попап-магазин может приобрести более интересный вид, за акцией появится сценарий, маршрут будет продуман от и до.
А это – настоящий бутик на колесах. Внутри Caravan Shop – примерочная, зона ожидания с подушками и множество красивых вещей.
Важно. Часть аудитории попап-магазина вы пригласите рассылкой, но большинство ваших потенциальных клиентов будут относится к категории «проходящие мимо». Чтобы привлечь их, выставьте напоказ бестселлеры и/или самые оригинальные, интересные товары. Помимо привлечения внимания, такой подход поможет вам «захватить» больше импульсных покупок. Остальной ассортимент держите в строгом порядке: обслуживание в попап-магазине должно быть быстрым, иначе тот самый импульс, который заставил прохожего обратить на вас внимание, угаснет.
Здесь тоже присутствуют колеса, но они цельнометаллические. Да и выбрать маршрут для такого попап-магазина особо не получится. Это – продуктовый магазин в метро, южнокорейское изобретение.
Совет. Будьте готовы принимать карты и имейте достаточно размена, чтобы давать сдачу. Еще раз: некоторые (многие) ваши покупатели будут действовать импульсивно, и любое препятствие – отказ принимать к оплате карты, отсутствие сдачи, — будет губительным для этого импульса.
Есть опыт попап-ритейла на колесах? Поделитесь им в комментариях, пожалуйста. Мобильная кофейня – тоже попап-ритейл, таким опытом мы тоже предлагаем вам делиться.