За полгода 2016 г. в Москве открылось всего 2 ТЦ
Основные тенденции рынка торговых площадей:
- Почти полное отсутствие M&A активности.
- Продолжающееся падение покупательской способности населения, снижение платежеспособного спроса.
- Относительная стабильность ставок после резкого падения в 2015 г., которая может пошатнуться, если все планы по открытию новых ТЦ реализуются и вырастет предложение площадей.
- Смещение предпочтений в структуре трат потребителей в сторону товарных групп FMCG и фаст-фуд, просадка почти всех остальных направлений; миграция потребителей в сторону эконом-сегмента.
Значимых сделок купли-продажи в 1 полугодии почти не было. Сделка по продаже Военторга так и не была закрыта, объект остался у г-на Рыболовлева, который снова снизил на него цену.
Как уже было сказано выше, положение дел на рынке торговли определяется покупательской способностью населения, которая продолжает падать. Несколько цифр (для Москвы, полугодие к аналогичному полугодию, данные Cushman&Wakefield):
- Оборот розничной торговли: минус 17%;
- Средняя посещаемость ТЦ: минус 2%;
- Доля просроченной задолженности домохозяйств выросла с 4,5 до 8,5%, 20% просроченных кредитов не обслуживаются;
- Потребительские кредиты замещаются ипотечными.
Вакантность площадей достигает по итогам 1 полугодия 12%. Это больше, чем было, но не значительно (выросла за счет ввода новых объектов). Как указывалось, в предыдущих обзорах, наметившаяся стабилизация вакантности - признак консенсуса между арендодателями и арендаторами в ценообразовании по договорам аренды. Сохраняется тенденция переезда арендаторов из старых и неэффективных ТЦ в новые и эффективные ТЦ. Сохраняется огромная разница в заполняемости между праймовыми объектами и объектами не качественными / только что запущенными: от 2-3% вакантных площадей в первом случае до 30-40% во втором случае.
За полгода 2016 г. в Москве открылось всего 2 ТЦ больше 50 тыс. м2 (Ривьера и РигаМолл). Основной объем нового ввода торговых площадей (Океания, Метрополис 2, проч.) придется на конец года, что увеличит показатели вакантности. Возможно, даже, что с учетов планов по вводу торговых площадей, этот год будет рекордным по запуску новых торговых проектов. В этом случае мы можем ожидать новую волну роста вакантности площадей и коррекции ставок.
Ставки аренды почти не изменились (средние значения по Москве):
- Детские товары 6-15 тыс. руб./м2 в год,
- Одежда-обувь – до 30 тыс. руб./м2 в год,
- DYI – до 6 тыс. руб./м2 в год,
- Бытовая техника – 4-12 тыс. руб./м2 в год,
- Гипермаркет – до 10 тыс. руб./м2 в год.
Ставки в основном по рынку формируются как фикс плюс % от оборота розничной точки (12-15% для арендатора галереи и 1-3% для якорей).
Надо отметить, что, с учетом падения спроса со стороны населения (оно беднеет – тратит меньше в абсолютных величинах на свое потребление), есть сегменты торговли, демонстрирующие рост, и есть сегменты, демонстрирующие падение. К первым относятся: продукты питания, фаст-фуд, здоровье, дети. К падающим сегментам относятся: бытовая техника, туризм, товары для дома, одежда и обувь. Одежда и обувь тем не менее остаются ключевым аттрактором для посещения ТЦ в восприятии населения.
Поскольку кризис продаж отмечают все игроки рынка, каждый пытается найти способ выхода: владельцы недвижимости запускают свои торговые марки (чтобы заполнить пустующие площади), арендаторы тестируют новые форматы магазинов, запускаются новые маркетинговые концепции продвижения. Операторы формата edutainment по-прежнему популярны у арендодателей (их доля на рынке уже достигает 10%, Colliers), но по-прежнему они не формируют потока доходов для ТЦ. На российский рынок, пользуясь низкими ставками, выходят международные бренды (около 30), которые рассчитывают на свое долгосрочное присутствие в России; большинство из них не идет в своей экспансии дальше Москвы.
Среди всех сетей наибольшую активность проявляют FMCG сети сегмента «эконом» и фаст-фуд.
Стрит-ритейл в Москве продолжает снижение по всем показателям: вакантность составляет 13% (JLL), ставка также незначительно снизилась. Самые дорогие улицы: Столешников, Патриаршие пруды, Петровка, Никольская и Кузнецкий мост. Тверская по известным причинам стала лидером падения ставок. Преобладающий формат арендаторов – общепит.
На региональном рынке происходят удивительные вещи: в этом году ожидается рекордный ввод площадей новых качественных торговых объектов. Отчасти это компенсация провала ввода площадей в прошлом году. Происходит этот ввод площадей на фоне снижения потребительской активности населения и на фоне снижения показателей среднего чека по всем ТЦ. Екатеринбург по-прежнему лидирует по насыщенности торговыми площадями (среди всех городов страны). В Екатеринбурге планируется ввод еще одного крупного ТЦ в кластере Академический. Эти факторы в совокупности заставляют говорить об отсутствии потенциала роста экономики торговых центров в регионах вообще и Екатеринбурге в частности, и, скорее, можно ожидать дальнейшего падения основных показателей ТЦ.
Предоставлено: Strategy Capital Advisor